Сочинение Заключение. Актуальной системы фомувского общества 1000 слов

Сочинение Заключение. Актуальной системы фомувского общества 1000 слов

Всего лишь лишний

Базаров – сложная натура,

Герасим утопил Муму –

Вот вам и вся литература!

К началу 1990-х годов обсуждение проблемы школьного сочинения стало более открытым. Все чаще стали говорить о воспитании с помощью школьного сочинения привычки лгать. И здесь больше всего вопросов было к самому педагогическому сообществу. Синие ручки в руках учителей – это не секрет проверок тех лет. А работа региональных медальных комиссий! Спрашивается, если учителя писали по ночам, а по утрам входили в состав медальных комиссий, кого мы в этом случае проверяли или наказывали?!

Неоднократно актуальные вопросы, связанные с судьбой школьного сочинения, поднимал в своих публикациях известный московский учитель русского языка и литературы Лев Айзерман. В своих высказываниях Лев Соломонович порой доходил до мысли, что сочинение вообще не может быть формой экзамена: «Методика изучения литературы в школе становится на наших глазах методикой «сдавания» экзамена по литературе, который стал центральной педагогической проблемой, вокруг которой все и вертится. Главное – не Пушкин, главное – сдать Пушкина. Самая большая беда преподавания литературы в том, что ученики наши часто не «по-литературному» знают литературу. Слишком часто роман, повесть, драма, стихотворение существуют сами по себе, а сведения о них, полученные на уроке, изложенные в учебнике, не говоря уже о многочисленных шпаргалках, – сами по себе. Многие и многие ученики не умеют «вычитать» мысль писателя из самого художественного произведения, не умеют ее воспринять как художественную… Вот он, первородный грех школьного преподавания: не постижение художественного слова, а освоение информации о литературе – это сегодня главное, даже несмотря на отчаянные усилия тех учителей, которые все еще стремятся донести до своих учеников слово автора… Так зачем иду я сегодня на урок литературы? Чтобы передать своим ученикам хотя бы часть великого богатства русской литературы, чтобы научить их слышать слово писателя, соразмышлять с ним, сочувствовать его исканиям, привить интерес к чтению, научить думать о мире в себе и себе в мире».

Казалось бы, последней каплей должно было стать массовое издание брошюр типа «Тысяча золотых сочинений». Тем не менее чиновники предпринимали несколько попыток что-либо изменить, а точнее, спасти. Было время, когда из конверта доставали четыре темы: одна по первой половине XIX века, другая по второй половине XIX века, третья по XX веку, четвертая – свободная. Затем на экзамене из конверта начали доставать тем десять: и свободные, и по цитате, и традиционные, и нетрадиционные. Сами направления тем были известны заранее. Наконец, все триста тем стали предварительно публиковать.

С приходом Интернета в 2000-е годы форма сочинения с привычной процедурой его проведения окончательно изжила себя, можно сказать, дискредитировала. Таким образом, ЕГЭ возник не от хорошей жизни и стал вынужденной необходимостью объективизации результатов экзаменов.

«Большое» сочинение как экзаменационную форму отменили в одночасье, хотя специалисты заклинали министерство не делать этого, ибо разрушить легко, а возродить куда более сложно. Нет, полноформатные сочинения талантливые учителя продолжали использовать в повседневной практике, но в силу официальной невостребованности их появление в школьной жизни все эти годы имело хаотичный, бессистемный, спорадический характер.

Экзамены могут быть разными

Дважды Москва пыталась сделать сочинение как бы переводным экзаменом из 10-го в 11-й класс. Но эти попытки не имели прочной нормативной базы и зачастую превращались в формальное мероприятие. Однако в 2014 году некоторые регионы (отметим лишь Москву, Санкт-Петербург, Башкортостан) утвердили Порядок проведения сочинения для обучающихся 10-х классов и, собственно говоря, успешно провели это сочинение.

В каждом регионе были сделаны свои акценты. В частности, Санкт-Петербург провел сочинение именно по литературе (рекомендуемый объем сочинения – 400 слов). При этом разработал замечательную критериальную систему оценивания: глубина раскрытия темы, знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры, культурологическая и/или филологическая компетентность, композиционная цельность и логичность изложения, следование нормам речи (правда, исключая орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки), дополнительный балл за самостоятельность.

Опыт Москвы оказался также по-своему уникален: особое внимание было обращено на сочинение как одну из форм промежуточной аттестации обучающихся (наряду с такими формами, как тестирование, письменная контрольная работа, диктант с грамматическим заданием, презентация учебного проекта или учебного исследования, результаты физвоспитания в соответствии с нормативами физического развития, иные формы по выбору образовательной организации), которая находится в исключительном ведении самой образовательной организации, рекомендуемый объем сочинения – не менее 200 слов, метапредметная (непосредственно не связанная с литературой) направленность тем сочинения, возможность во время работы над сочинением использовать тексты художественных произведений, словари на бумажных носителях, а также ресурсы сети Интернет, гибкая система оценивания (по 100-балльной, 5-балльной или иной шкале по усмотрению образовательной организации), возможность публичной защиты сочинения в виде размещения сканированной копии без оценок и исправлений экспертов на сайте образовательной организации, проведение по результатам написания сочинения общегородского конкурса на лучшую творческую работу.

Обращаясь к зарубежному опыту проведения выпускных экзаменов, следует подчеркнуть совершенно разные практики в каждой из стран. В этом смысле нельзя говорить о некой единой западной экзаменационной модели. Но что действительно стало большой редкостью для зарубежных стран, так это именно сочинение на литературную тему, поскольку такой предмет (отдельный!), как литература, полноценно представлен чуть ли не в двух образовательных системах – в России и в Соединенных Штатах.

Не стало тайной то, что в Великобритании выпускники сдают экзамены по каждому выбранному ими в старшей школе предмету. Это как раз к вопросу о том, что наши выпускники, сдавая всего два обязательных предмета, якобы находятся в состоянии тяжелейшего психического и даже физического напряжения! Причем все экзамены в школах Великобритании включают в себя полноценные три части: курсовая работа, теория и практическое задание. Для чего это важно подчеркнуть? Чтобы все мы не забывали глубочайший смысл поручения президента: «публичная защита обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения». Не есть ли проект – аналог курсовой работы, публичная защита – показатель теоретического уровня выпускника, а сочинение – то самое практическое задание?!

Не менее интересен опыт Франции. Выпускные экзамены на получение степени бакалавра состоят из экзаменов по обязательным предметам (среди которых, например, история, география, химия!), экзаменов по особым, профильным предметам (на выбор учащегося). Но помимо всего прочего, и в этом сказывается традиция эпохи французского Просвещения, все выпускники пишут так называемую работу по философии, или, иначе говоря, эссе. К написанию этой работы школьников специально готовят в последний учебный год. Ребят учат «находить» свои мысли, связно их излагать, подбирать нужные слова. Фактически речь идет не столько о предмете «Философия», сколько о предмете «Риторика». Приведу некоторые темы, предлагаемые французским выпускникам: «Искусство и наука. Что важнее?», «Угрожает ли равенство свободе?». Среди критериев оценивания подобных работ обязательно присутствует критерий демонстрации выпускником познания трудов древних и современных авторов.

Какой бы опыт мы ни взяли на вооружение, к каким бы традициям ни обратились, необходимо все время помнить об особом пути России, о ее собственном лице на мировом образовательном пространстве. Сочинению, конечно же, быть в нашей системе образования! Сочинение должно стать нашим брендом, нашим национальным достоянием. Россия не только может перенимать что-либо из зарубежья, но наверняка способна сама экспортировать свои уникальные духовные продукты, в том числе сочинение как форму государственной итоговой аттестации. Мы, россияне, достойны того, чтобы быть не только самой читающей, но и самой пишущей страной в мире!

Роман ДОЩИНСКИЙ, председатель РОО НАС, член ОПРФ

Текст публикуется в сокращении. Читать полностью.

Автор: Роман ДОЩИНСКИЙ

Поделитесь с одноклассниками