Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»
(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.
(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.
(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?
(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.
(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.
(18) – Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, – сказал мужчина.
(23) – А ты, хлопец, чей будешь?
(25) – Гостишь, значит. (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя.
(29)Заходи. (30)С сыном познакомлю.
(31). Недавно я побывал в тех краях. (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.
(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.
(38) – Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.
(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»
(43)Вот, кажется, и то место. (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов – и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!
(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.
C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в диалоге и предложениях с прямой речью.
Антон: При оформлении диалога и прямой речи без знаков препинания обойтись невозможно…
Кирилл: Зачем нужны кавычки, тире, двоеточие, запятая при оформлении диалога и предложений с прямой речью? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас. Попробуй разберись, где какой знак ставить!
Помогите Антону доказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ю.Медведева.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Сочинение
Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.
Какие же функции выполняют пунктуационные знаки? Рассмотрим примеры из текста Ю.Медведева. В предложении 22 запятая и тире разделяют прямую речь и слова автора. Двоеточие в предложении 42 также служит для разделения.
Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. В качестве аргумента можно привести предложения 18, 25, 38. В них тире, стоящее вначале, выделяет реплики диалога. Для выделения нужны и кавычки. Например, в предложении 42 они используются для обозначения прямой речи.
Таким образом, при оформлении конструкций с прямой речью и диалогом используют разные знаки препинания, каждый из которых играет важную роль. Это доказывает тот факт, что без кавычек, тире, двоеточия, запятой невозможно понять структуру и смысл предложений с чужой речью.
Пигозова Ксения 9 А класс МОУ Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района” Алтайского края.
Сейчас на сайте: 179
- Пользователей: 9
- Гостей: 162
- Мобильных: 104
- Роботов: 8
“