В чем заключается бессмертие комедии Грибоедова «Горе от ума»?
«Горе от ума» написано в начале 19 века, А.С. Грибоедов изобразил современное ему общество с отсылками в прошлое. Впервые комедия была поставлена на сцене в 1831 году после смерти автора, и до сих пор пьеса не сходит с театральных подмостков. В чем же причины популярности произведения Грибоедова?
В пьесе изображен лишь один день из жизни московского дворянства, но автор сумел коснуться всех важнейших общественных проблем. О своем видении российской действительности автор рассказывает устами главного героя произведения Александра Андреевича Чацкого, его оппонентами выступают члены фамусовского общества. Интересно, что многие проблемы за два века так и не решились и остаются актуальными в современном мире, в этом, думается, и заключается причина бессмертия.
Одним из вопросов, волнующих людей во все времена, является воспитание подрастающего поколения. Чацкий со смехом вспоминает о родственнике Фамусова, который, управляя ученым комитетом, выступал против книг и обучения грамоте. Павлу Афанасьевичу не нравится увлечение Софьи французскими романами, ученье он сравнивает с чумой, а книги и вовсе нужно сжечь, по его мнению, так считали и многие знакомые Фамусова. В наше время споры о том, чему и как учить детей, не прекращаются.
Отношение к делу, службе поднимали в своих произведениях писатели эпохи классицизма, которые считали необходимой службу государству, Отечеству. Службу делу, а не лицам предпочитал и Чацкий. Не так в обществе Фамусова. Скалозуб несет службу ради чинов и наград, да и те старается добывать не в бою, а за счет погибших сослуживцев. Фамусов приводит в пример своего дядю, который добился монаршей милости, разбив затылок, неловко упав на приеме. «Упал он больно, встал здорово», – восхищенно отзывается о нем Павел Афанасьевич. И сейчас у Максима Петровича найдётся немало последователей, хотя Чацкий утверждал, что такие примеры остались в прошлом.
Чацкий возмущенно отзывается о засилье иностранного, он не согласен с теми, кто считает, что «нам без немцев нет спасения». Герой утверждает, что из-за границы в Россию приходит много наносного, ненужного русским людям. Возмущается этим и Фамусов, но по другой причине: его кошелек страдает от французской моды, муз, бисквитов и книг. В то же время он приглашает на званый вечер француза, чтобы угодить гостям. Также и в наше время: только ленивый не ругает русские товары, искусство, порядки и нравы. Многие склонны находить в своей стране только изъяны, не замечая хорошего.
Так же, как перед иностранцами, благоговели в фамусовском обществе перед богатством и чинами. Чацкий судит о людях по уму и делам, а чины людьми даются, поэтому не являются для него эталоном. Фамусов выбирает зятя с учетом звезд, чинов, количества крепостных крестьян. И в наши дни люди часто определяют свое отношение к человеку, ориентируясь на должность, материальный достаток, мало обращая внимания на человеческие, личностные качества. Отношение к любви и браку у Чацкого и Фамусова также различное. В высшем свете браки редко заключаются по любви, чаще по расчету. Связи на стороне не осуждаются, если об этом никто не знает.
Все проблемы, о которых рассуждают герои комедии Грибоедова, актуальны в современном обществе. В наше время есть люди, подобные Чацому и Фамусову. Одни борются с несправедливостью, бесчестием, пытаются сохранить национальную культуру, выступают в защиту науки и образования, приносят пользу обществу. Другие думают только о себе, стремятся к чинам, власти, богатству, мало заботясь о нравственных ценностях. Гончаров в статье «Мильон терзаний» отмечал нетленность произведения, предрекая ему долгую жизнь, и оказался абсолютно прав.