Сочинение: Три правды в пьесе «На дне» Горького
(558 слов) Максим Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году. Премьера спектакля по данной пьесе состоялась в этом же году. Авторы столкнулись с множеством ограничений, связанных с цензурой, несколько раз меняли название пьесы на «Без солнца» и «Ночлежку».
Горький повествует о жизни «бывших людей», низших слоёв российского общества. Пьеса актуальна и по сей день, ведь многие характеры в ней совпадают с образом жизни и мышления современных людей.
Основной конфликт произведения составляет наличие разных взглядов на ситуацию, описанную Горьким: в пьесе есть три «правды», которые кажутся читателю по-своему верными.
Своя «правда» есть у странного, но доброго старика Луки, который считает, что в мире существует ложь во благо. Странник говорит, что человеку не всегда нужна горькая правда. Иногда необходимо лгать для того, чтобы утешить кого-то, помочь ему справиться со своими проблемами. Лука считает, что:«Во что веришь, то и есть». Именно это утверждение отражает жизненную позицию старика.
Вторая «правда» в пьесе «На дне» у бездомного пьяницы Сатина, который убил человека, заступившись за свою родную сестру. Сатин считает, что врать нельзя никому и ни при каких условиях. Позицию Константина иллюстрирует его собственное выражение:«Правда — бог свободного человека!» Жалость унижает достоинство человека, которого жалеют, считает Сатин. Говорить правду, по его мнению,- это значит уважать своего собеседника.
Третья «правда» в произведении Гоголя произносится устами второстепенного персонажа пьесы Бубнова. Бедняк считает, что смысла лгать нет только потому, что рано или поздно все люди умрут. «Правда» Бубнова в равнодушии к судьбам всех окружающих, в том, что перед вопросами жизни и смерти другие вопросы кажутся совсем несущественными.
Перед каждым человеком, прочитавшим пьесу Горького стоит нравственный выбор: решить, какая «правда» ближе именно ему. На мой взгляд, «правда» Сатина является наилучшим вариантом из предложенных в пьесе. Мы должны уважать тех, кто нас окружает. Поэтому обязаны всегда говорить с ними правдиво и честно. Нельзя создавать иллюзию блага, игнорирую суровые и печальные, но верные представления о действительности.
«Правда» Бубнова слишком пессимистична, она убивает в людях желание жить. Человек, выбирающий позицию Бубнова, будет инертен и слаб, ведь он не способен сопереживать другим. Жизнь теряет для таких людей всякий смысл, ведь они н в силах радоваться простым бытовым мелочам, из которых складывается наше существование.
«Правда» Луки на первый взгляд выглядит верной, пропитанной безграничной добротой к человечеству и христианскими идеалами. Но в реальной действительности человек с такими взглядами будет попадать в крайне сложные ситуации. Лука предлагает давать всем людям надежду, но в конечном итоге это может только усугубить ситуацию, когда человек узнает правду. «Святая ложь» Луки способна помочь людям лишь на некоторое время, ведь правда рано или поздно открывается людям.
Таким образом, честные люди, всегда говорящие правду в глаза другому человеку, оказываются даже более неравнодушными к судьбам окружающих, чем те, кто лжёт во благо. Честные люди показывают собеседнику действительность, не искажая её. Они помогают людям понять истинное положение дел, чтобы те позже не были разочарованными в своей жизни. Лжецы предают доверчивых собеседников, хладнокровно подменяя понятия и реальное положение дел, а честные люди готовы пробиться сквозь недоверие и непонимание ради того, чтобы их собеседник «прозрел». Лука не может понять, почему его «правда» не приживается в обществе, ведь он слишком далёк от реальной жизни. Странник живёт в своих собственных иллюзиях, видя мир в искажённом состоянии из-за своих постоянных странствий. «Правда» реалиста и прагматика Сатина основана на жизненном опыте человека, столкнувшегося на своём веку со множеством различных трудностей. Сатин понимает, что все люди нуждаются в уважении и понимании. Необходимо говорить правду своим собеседникам, чтобы помочь им избежать фатальных ошибок.
Автор: Вячеслав Комаров