ТВОРЧЕСТВО В. БРЮСОВА В ПЕРИОД СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гелисханова З.Т.
В статье рассматривается тема творчества В. Брюсова в период Серебряного века
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гелисханова З.Т.
Символизм В. Я. Брюсова и Н. С. Гумилева (на примере ранних поэтических сборников) Творчество В. Ю. Брюсова Башня и лестница: символисты и пушкиноискательство на брегах Тавриды
Лингвокультурологии на современном этапе развития лингвистической науки: попытка определения дисциплинарного статуса
Образы культуры в поэзии и прозе К. Бальмонта i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО В. БРЮСОВА В ПЕРИОД СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Ингушский Государственный Университет (респ. Ингушетия, г. Магас) ТВОРЧЕСТВО В. БРЮСОВА В ПЕРИОД СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Аннотация: в статье рассматривается тема творчества В. Брюсова в период Серебряного века.
Ключевые слова: В. Брюсов, Серебряный век, символизм.
Серебряный век литературы характерен символизмом, акмеизмом, футуризмом, а также синтезом этих направлений. Чем непонятнее был представитель этого течения, тем интереснее было изучать его творчество.
Одним из самых загадочных и интересных представителей этого направления был В.Брюсов. Его творчество всегда вызывало много полемики. Период творения В.Брюсова делится на несколько этапов. Самый значимый для В.Брюсова как для представителя русской литературы является период символизма, то есть период Серебряного века.
Что же мог сделать для русской литературы писатель за 50 лет? Он умер в том возрасте, когда смерть хочется отогнать, и начинается жажда жизни.
Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда худож-ник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом.
Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту»:
«Юноша бледный со взором, горящим.
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим.
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни: поклоняйся искусству.
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета. Молча паду я бойцом, побежденным. Зная, что в мире оставлю поэта.»[1,с.45]
Символы в идеях В.Брюсова рождают ассоциативную связь. Именно поэтому для символистов характерно, что в их творчестве отсутсвует сюжет, либо есть, но очень размытый. И основа стихов В.Брбсова не событие, а движение душ. Огромный упор на чувства, эмоции, идею. «Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.»[2, с.67]
Отсюда видно, что поэту осень важны ассоциации, которые можно увидеть с конкретными предметами. Из всего это можно увидеть фантастический пейзаж: «Я вернулся на яркую землю, Меж людей, как в тумане, брожу, И шумящему говору внемлю, И в горящие взоры гляжу. »
Основа стихов В. Брюсова — метафора, которая создаёт образы и символы. В.Брюсов стремимая синтезировать человека и красоту. Он убирает все лишние, мелочи, обыденность. Таким образом возникают намёки, игра согласных, сложные образы, то, что мешает легко воспринять поэтику.
Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают музыкальность стихов.
«Мой дух не изнемог во мгле противоречий. Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих. И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих.»[3, с.48]
Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него:
«Если б некогда гостем я прибыл, К вам, мои отдаленные предки, — Вы собратом гордиться смогли бы. Полюбили бы, взор мой меткий. Я буду, как все — и особый. Волхвы меня примут, как сына. Я сложу им песню для пробы, Но от них уйду я в дружину. Гей вы! Слушайте, вольные волки! Повинуйтесь жданному кличу! У коней развеваются челки, Мы опять летим на добычу.»
К концу девяностых годов В.Брюсов был одним из тех, кто входил в круг самых заметных символистов. На В.Брюсова повлиял Бальмонт, который был слегка не от мира сего, как характеризовали его другие современники. Бальмонт был мистическим и загадочным для В.Брюсова. Бальмонт всегда синтезировал человека и природу с красотой. Также это делал В.Брбсов. Он видел красоту абсолютно во всем, даже в том, что другие могли бы назвать безобразным. «Я люблю большие дома И узкие улицы города, — В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом.»
Поэты-символисты Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого (акмеисты). Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.
«Я люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один,
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.
В теснине стен я весь на страже,
Да уловлю Господень лик!»
Он воспевает одиночество, как красоту. В.Брбсов считает, что только единение с фоном поможет человеку обрести гармонию с собой.
В.Брюсов создал собственный стиль звучания своего символизма. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление вынести в своих стихах все времена и страны. В.Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и огнями реклам. В.Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, – один из важнейших мотивов поэзии В.Брюсова.[4,с.200]
Список использованной литературы:
1. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии”. Просвещение, 1993 г., – 200с.
2. Брюсов В.Я. Избранное. Стихотворения. Лирические поэмы. -М.: Московский рабочий, 1983.- 360с.
3. Брюсов Валерий, собрание сочинений в 7-ми томах, Т. 2, стихотворения 1909-1917, М.: Художественная литература, 1973-450с.
4. Брюсов Валерий, собрание сочинений в 7-ми томах, Т. 3, стихотворения 1918-1924, М.: Художественная литература, 1974, -255с.
“