1. Научный стиль речи
Научный стиль — это один из книжных стилей, используемый в научной сфере, применяемый в научных трудах, словарях, выступлениях на научные темы.
Задачи научного стиля:
- точная передача научных знаний (научной информации),
- сообщение обобщённых сведений о мире, призванных помочь узнать и понять его.
Основные характеристики научного стиля представлены в таблице ниже. Характеристика Пояснение Также для текстов, написанных в научном стиле, характерны:
- сложные предложения,
- повторы существительных-терминов для связи предложений,
- обобщённые высказывания (если речь идёт, например, о клёне, то не о каком-то одном, а обо всех сразу, т. е. о породе деревьев),
- активное использование слов с обобщённым и отвлечённым значением, часто с суффиксами -ость, -ение (видимость, скорость, невесомость, движение, сопротивление, растение и т. д.),
- глаголы со значением отношения, а не действия (называется, относится, характеризуется и т. д.).
Научный стиль речи применяется:
- в научных статьях (в том числе словарных), сообщениях, диссертациях,
- в академических презентациях,
- на конференциях и симпозиумах,
- в учебниках и учебных пособиях,
- в научных отчётах и обзорах,
- в технической документации.
Наука занимается изучением не отдельно взятых предметов, а целых групп (классов) предметов. Наиболее значимые для группы признаки образуют понятия . Например, понятие птица включает в себя общие признаки всех воробьёв, синиц, уток — всё то, чем отличаются птицы от насекомых, рыб.
Каждое понятие имеет своё название, то есть термин . Например, антициклон, гигрометр, штиль — это метеорологические термины.
Понятия могут быть более широкими — родовыми — и менее широкими — видовыми. То есть видовые понятия входят в родовые. Например, родовое понятие морфема включает такие видовые понятия, как приставка, корень, суффикс, окончание.
Обрати внимание!
Логическое определение способно раскрыть значение термина. Например, лингвистика — это наука, которая изучает языки.
Логическое определение строится следующим образом: 1) называется термин ( лингвистика ), 2) даётся широкое (т. е. родовое) понятие ( наука ), 3) указывается отличительный (т. е. видовой) признак ( которая изучает языки ). Схема построения логического определения: что — что , какой .
Словарная статья — это текстовое описание или определение термина, понятия или слова. Обычно она содержит информацию о значении, использовании и связанных аспектах термина.
Словарные статьи часто включаются в словари и энциклопедии для ясного и точного объяснения различных слов, терминов или понятий. Составление словарной статьи требует соблюдения определённых стандартов и рекомендаций. Вот некоторые общие требования к составлению словарной статьи:
- определение (статью необходимо начинать с чёткого и конкретного определения слова, которое должно быть точным и доступным для понимания),
- разъяснение и объяснение (необходимо подробное объяснение слова с указанием его ключевых аспектов, характеристик и свойств),
- примеры и иллюстрации (необходимо предоставление примера, чтобы проиллюстрировать, как слово применяется или работает на практике),
- синонимы и связанные термины (они могут быть полезны для расширения понимания слова или связанных понятий),
- краткость и ясность (словарная статья должна быть краткой и конкретной, без лишних деталей или сложных конструкций, необходимо использование ясного и логичного порядка представления информации — всё это облегчает понимание и чтение).
Ниже дан пример словарной статьи, написанной в научном стиле.
Мировоззрение, -я, ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Люди разных мировоззрений. Материалистическое м. М. социал-демократа. Синонимы — воззрение, мнение.
(Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ»)
Научное сообщение — это форма письменной коммуникации, в которой представляются результаты научного исследования или эксперимента. Оно содержит объективную информацию, факты и выводы, основанные на наблюдениях и анализе данных.
Общие требования к составлению научного сообщения:
- ясность и точность (необходимо использовать простой и ясный язык, избегая сложных терминов или технических терминов, важно, чтобы сообщение было понятно и доступно для окружающих),
- структура (сообщение должно иметь чёткую структуру: введение, описание методики, результаты, анализ и заключение),
- наглядность (необходима демонстрация результатов исследования с помощью наглядных материалов, таких как рисунки, графики или таблицы, цель — сделать выводы более понятными),
- объективность (важно представлять результаты исследования объективно, без субъективных мнений или предубеждений, выводы должны быть основаны на данных и фактах, которые получены научным способом).
Ниже дан пример научного сообщения, подготовленного учеником (6) класса.
Введение:
целью исследования было изучение влияния температуры на растворимость сахара в воде. Гипотезой было предположено, что при повышении температуры растворимость сахара в воде увеличится.
Методика:
для эксперимента была подготовлена серия стаканов с одинаковым объёмом воды. Каждый стакан был помещён на поверхность нагревательной плиты, в каждый стакан было добавлено по (100) мл воды. Затем было взвешено и добавлено (10) г сахара в первый стакан. После тщательного перемешивания была замерена температура воды, и вода была оставлена на (5) минут для полного растворения сахара. Процедура была повторена для каждого следующего стакана при увеличении температуры на (10) градусов Цельсия.
Результаты:
полученные данные показывают, что при повышении температуры растворимость сахара в воде возрастает. При (20) градусах Цельсия все сахарные кристаллы полностью растворились, а раствор выглядел прозрачным. При повышении температуры до (30) градусов Цельсия растворимость сахара увеличилась, и в растворе не было заметно остатка кристаллов. При (40) градусах Цельсия все сахарные кристаллы также полностью растворились.
Анализ:
из результатов можно сделать вывод, что температура влияет на растворимость сахара в воде. При повышении температуры молекулы воды получают больше энергии и двигаются более активно, что способствует эффективному разрушению связей между сахарными молекулами и их растворению в воде.
Заключение:
результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что повышение температуры увеличивает растворимость сахара в воде.