Сочинение рассуждение на тему каким образом человека посещает озарение?

Сочинения к варианту №29 ОГЭ-2024 по русскому языку

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2024 «36 типовых вариантов» под редакцией Р.А. Дощинского, И.П. Цыбулько.

Майское солнце греет жарко. Синее море улыбается ласковой, доброй улыбкой и тихо-тихо поёт, словно любящая мать, укачивающая своё дитя в колыбели. Небо голубеет в промежутке кружевных кустов.

(1)Майское солнце греет жарко. (2)Синее море улыбается ласковой, доброй улыбкой и тихо-тихо поёт, словно любящая мать, укачивающая своё дитя в колыбели. (З)Небо голубеет в промежутке кружевных кустов. (4)Всюду разливается чистая, радостная весенняя ласка. (5)Лидианка в широкой домашней блузке из муслина сидит в беседке, на высоком диванчике, сплошь усыпанном воздушно-лёгкими опавшими цветами акации, и зубрит, зубрит, зубрит.

(6)3автра последний экзамен. (7)После этого экзамена она уже не гимназистка больше. (8)Она свободная гражданка из южного города, хозяйка крошечного домика с садом и беседкой, дочь своего папы, и только.

(9)Лидианка совсем измучилась. (10)На подготовку дано только два дня.

(11)Ну в крайнем случае можно прибавить и одну ночь тоже. (12)Куда ни шло, выспится и по окончании экзамена. (13)Только бы папочка не огорчился!

(14)Добрый, заботливый! (15)Он так печётся о своей большой дочурке!

(16)И живёт только для неё одной. (17)И по урокам бегает ради неё с утра до вечера, зарабатывая в поте лица музыкой свои жалкие гроши. (18)Милый, дорогой папочка! (19)0, если бы Лидианка заботилась о нём так же, как и он о ней, добрый, милый папочка был бы очень счастлив!

(20)Внезапный порыв овладевает, как буря, душой Лидианки. (21)Корнель, Расин и все прочие гении Франции забыты на минуту. (22)Лидианка птичкой вылетает из беседки, мчится по единственной аллее небольшого палисадника, влетает в переднюю деревянного особняка и кричит своим звонким голосом:

— Серафимушка! (23)А любимые папины баклажаны приготовили к обеду?

(24)Приоткрывается дверь. (25)В щель врываются волны пара, и среди них,

точно древнегреческая пифия, показывается разрумяненная от кухонной жары женщина, повязанная платком.

— (26)Как же! (27)Как же, барышня! (28)И баклажаны будут, и камбала баринова любимая. (29)Всё, что заказывали. (ЗО)Небось, не забыла.

(31)Снаружи, в палисаднике, визжит засов калитки, и почти одновременно с этим под окном мелькает белая фуражка.

— (32)Папочка вернулся! — и Лидианка стрелой вылетает в сад. —

(Зб)Собственно говоря, Лидианка — семнадцатилетняя Лидочка Хрущёва, дочь учителя музыки Павла Петровича, добрейшего из учителей в целом мире. (Зб)Павел Петрович вернулся сегодня особенно утомлённым. (37)И то сказать: среда для него — самый тяжёлый день! (38)Много частных уроков, кроме постоянных в гимназиях и пансионах. (39)Уже по усталой походке отца Лидианка видит, как ему трудно. (40)Несмотря на жару, лицо Хрущёва бледно от утомления.

(41)Лидианка бросается к нему навстречу. (42)Берёт под руку, бережно ведёт к дому.

— (43)Отдохни, мой папочка, отдохни! — говорит она тихим, нежным голосом, усаживая его на террасе у стола, уже накрытого для обеда. (44)Павел Петрович глаз не сводит с дочери. (45)Целый мир любви глядит из этого взора. (46)Сколько самых разнородных ощущений наполняет в эти минуты сердце старика! (47)Она, Лидуша, — его гордость, его светлая, милая звёздочка. (48)Он может без боязни похвалиться ею. (49)Заботливая, любящая, прилежная, и уж любит его, старика, так любит! (50)Вот хоть бы сейчас! (51)У самой экзамен, трудный, важный, последний, а она о нём не забыла подумать и баклажаны даже его любимые заказала к обеду, и борщ с помидорами, и творожники с сыром!

(52)Измученный, с переутомлёнными, взвинченными от труда нервами, старик смотрит на свою девочку и не может достаточно налюбоваться ею. (53)Лидианка чувствует на себе ласково-добродушный взгляд отца, и ей становится так весело и хорошо на сердце.

— (54)Папочка! (55)Ты подумай только! (56)3автра последний экзамен, а потом, потом. (57)Потом я уж не дам тебе так надрываться с твоими уроками, милый мой старенький папа! (58)Я сама буду давать их. (59)В гимназии малышей готовить. (60)Да! (61)Ах, вот мы славно тогда заживём с тобой.

— (62)Ох уж эти экзамены! (63)Уж скорей бы конец! — с невольным вздохом вырывается из глубины души старого учителя. (64)И тут же он повторяет, разводя руками:

— А как же будешь без них?! (65)Как знания проверять станешь?

(66) Положительно, без подобного рода проверочных испытаний обойтись нельзя!

(67) Как ты думаешь на этот счёт, Лидианка?

— (68)Ну конечно, нельзя, папочка! — отзывается милый голосок, такой свежий и чистый, такой бодрый и весёлый, что малейшая тревога о дочери мигом отпадает от сердца старика. «(69)Нет, она молодец, его дочурка! (70)Положительно, молодец!»

(По Л. А. Чарской*)
* Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) — русская детская писательница, актриса.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Дмитрия Борисовича Кедрина: «Образ должен быть точен, оправдан — только тогда он вызывает у читателя яркое представление описываемого предмета».

Высказывание поэта Д.Б. Кедрина я понимаю так: автор должен тщательно подбирать средства художественной выразительности, чтобы точно и детально передать суть изображаемого предмета или явления. Докажем эту точку зрения с помощью примеров из текста Л.А. Чарской.

Так, например, во 2 предложении использовано олицетворение: «Синее море улыбается ласковой, доброй улыбкой». Это художественное средство позволяет создать особую атмосферу, а также даёт читателю представление о героине, которая в такой прекрасный день вынуждена готовиться к сложному экзамену. Благодаря подобному контрасту, мы отмечаем ответственность и целеустремлённость девушки.

В 20 предложении автор употребляет сравнение: «Внезапный порыв овладевает, как буря, душой Лидианки». Это художественное средство ещё ярче раскрывает характер героини. Читатель узнаёт, что она очень сильно переживала о своём отце и не забыла о нём даже во время серьёзной подготовки к экзамену.

Таким образом, высказывание поэта справедливо, потому что точный образ действительно вызывает у читателя «яркое представление» предмета, который находится в центре внимания автора.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Нет, она молодец, его дочурка! Положительно, молодец!»

Смысл финала текста я понимаю так: между отцом и дочерью царит настоящее взаимопонимание. Герой гордится Лидианкой, а она, в свою очередь, беспокоится о своём отце.

В самом начале предложенного фрагмента Л.А. Чарской рассказывается о том, как главная героиня готовилась к очень тяжёлому экзамену. Однако даже в такой момент она не забывает об отце, переживает о нём и просит приготовить его любимое блюдо (предложение 23).

Лидианка хочет хорошо сдать последний экзамен, чтобы помогать отцу и облегчить его непростую жизнь: «Потом я уж не дам тебе так надрываться с твоими уроками, милый мой старенький папа!» (предложение 57). Она хочет сама стать учительницей и заботиться о своём отце.

Таким образом, главная героиня приведённого текста – по-настоящему добрый и благородный человек. Она способна на бескорыстную любовь к близким людям. Именно поэтому отец ласково называет Лидианку «дочуркой» и восхищается ей.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каково главное условие для взаимопонимания?». Дайте определение понятию ВЗАИМОПОНИМАНИЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Взаимопонимание – это умение вставать на место другого человека и прислушиваться к его словам. К сожалению, в настоящее время, это редкий дар, которым владеют немногие.

В приведённом тексте Л.А. Чарской рассказывается о девочке, которая готовится к очень важному экзамену, но при этом не забывает о своём отце. Она хочет быстрее окончить гимназию, чтобы помогать близкому человеку. Именно поэтому «малейшая тревога о дочери мигом отпадает от сердца старика», ведь он замечает её преданность и самоотверженность.

Многие писатели обращались к проблеме взаимопонимания. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» доказывает, что иногда даже враги могут сблизиться и понять друг друга. Емельян Пугачёв, помня о дарованном с барского плеча заячьем тулупе, помиловал Петрушу Гринёва, а впоследствии помог спасти его возлюбленную Машу Миронову.

Таким образом, главное условие для взаимопонимания – это умение слышать и слушать друг друга. В этом случае возможно установление доверительных отношений, построенных на взаимоуважении и поддержке.

Поделитесь с одноклассниками