Сочинение Сочинение-описание природы и местности в селе по личным наблюдениям 6 класс

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема  Описание природы”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Описание природы.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация , аудиозапись произведений П.И.Чайковского «Времена года. Январь» и А.Вивальди «Времена года. Зима. Ч.2», словарь русского языка С.И.Ожегова, видеоролик, тетради, учебники для 6 класса (авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и другие)

Образовательный продукт: модель, открытие обучающимися способа написания сочинения о природе

Цели урока для учителя:

Образовательная: создать условия для подготовки обучающихся к сочинению-описанию по личным впечатлениям,

Воспитательная: в оспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы ,

Развивающая: развивать устную и письменную речь обучающихся, их творческие способности, развивать наблюдательность, воображение на основе восприятия образов художественных произведений, картин, музыкальных произведений,

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, создавать пейзажные зарисовки

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная

Виды контроля: самопроверка, взаимопроверка

1. Организационный этап.

– Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке. Надеюсь, наше общение на уроке будет успешным и интересным.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

– Откроем тетради, запишем число, классную работу, оставим место для темы. А начнём мы наш урок с загадки.

Если видишь: на картине
Нарисована река, (Слайд 2)
Или ель и белый иней, (Слайд 3)
Или сад и облака,
Или снежная равнина, (Слайд 4)
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…..(пейзаж)

– Как вы можете объяснить, что такое пейзаж?

– Перед вами словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.

Работа со словарём С.С. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение)

(Пейзаж – вид какой – нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу).

– Пейзаж есть и в литературном произведении. Как вы думаете, что это?

– Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Откройте учебник на странице 114.

Работа с учебником. (Один из обучающихся находит это слово в учебнике и читает объяснение)

(Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и так далее) и местности – сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события)

– Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

– Сформулируйте тему нашего урока. (Описание природы) (Слайд 5)

– Как можно описать природу? (При помощи красок, звуков музыки, слов).

– Мы сегодня попытаемся изобразить природу с помощью слов. Сегодня от вас потребуются ваши знания, сообразительность, творческое воображение.

– Чему вы хотите научиться на этом уроке?

(Описывать природу, научиться создавать пейзажные зарисовки)

– Вспомните, что нужно для того, чтобы написать хорошее сочинение?

(Нужно сформулировать основную мысль, собрать рабочий материал, логически выстроить сочинение).

– Этому мы и будем учиться на уроке

3. Актуализация знаний.

Отгадайте, какое время года мы будем описывать?

Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима) (Слайд 6)

– А вы любите зиму? Какие слова возникают у вас в воображении при слове « зима»? Давайте подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме. (Зима – сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, жестокая, грозная, волшебница, чародейка, красавица, фея и т.д.)

– Какие интересные ассоциации с зимой у вас возникли? (Снег, холод, мороз, снежинки, снеговик, Дед Мороз, снегири, метель, вьюга, сугробы, каток, иней, Новый год и т.д.)

– Сравните, почти как у писателей.

– Прочитайте текст. (Слайд 7)

Зима – чародейка! Она настоящая красавица в белоснежном платье с небольшими складками – сугробами. Глаза у неё цвета небесной синевы, а лицо разрумянил сам Дед Мороз. Он надел на её голову корону, усыпанную необыкновенными драгоценностями. Когда люди встречаются с чародейкой в погожую пору, она добрая и ласковая. Но бывало и так: вдруг рассердившись, она начинала хлестать вас по щекам своей белой, но теперь уже нелегкой рукой, сыпала за ворот колючие снежинки, заметала дорогу, вьюжила так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому – ведь это своя, родная зима – чародейка!

– Я предлагаю вам поработать в группах, прежде чем вы начнете отвечать на вопросы, обратитесь к памятке «Как организовать работу в группе».

– Результаты своей работы вы будете фиксировать в Листе контроля.

– Итак, в течение 3 минут попробуйте ответить на вопросы:

– Какой образ использует автор для описания русской зимы?

– Какими эпитетами сопровождает автор свое описание зимы?

– Какие образы созданы на основе сравнений?

– Ребята, время вышло, подумайте, кто будет отвечать на вопросы (1 минута)

– Ребята, как вы считаете, 1 группа справилась с заданием? Прокомментируйте их ответ.

– А 2 группа справилась с заданием? Дайте оценку их ответа.

– Ребята, отметьте свой результат в Листе контроля.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с текстом. Фронтальный опрос. Вопросы:

– К какому типу речи относится данный текст? (Описание).
– В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, так как автор создает образ природы).
– Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? (Назначение текста – создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).
– Сделайте вывод, по какому плану работал автор текста. (Обдумал, что он хотел нарисовать словом, какие чувства хотел вызвать у читателя, какие изобразительно-выразительные средства для этого необходимо использовать)

5.Первичная проверка понимания.

– Ребята, недавно мы с вами ходили на прогулку, чтобы полюбоваться картинами зимней природы деревни Туманино. Посмотрите видеоролик.

Просмотр видеоролика «Зимняя прогулка»

– Что вы увидели на прогулке? Слайды 9,10,11,12,13

(Мы увидели зимнюю природу. Расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Красавицы – ели, склонившись под тяжестью снега, повесили свои ветви. Тронешь их, и на тебя посыплется снежный дождь. Слабый ветерок раскачивает ветви одиночной берёзы. На рябинке висят алые гроздья ягод. Справа от памятника стоят деревья, покрытые снегом.)

– Попробуем составить алгоритм, как вы делали это описание.

– С чего начать описание? (С представления того предмета, который будем описывать)

1.Дать общее представление предмета описания.

– На что необходимо обратить внимание, чтобы представление о том, что описывается, было полным? (На описание его деталей)

2. Описать детали.

– Описание должно быть взволнованным, изображение – красочным. В этой части нет действия, движения.

– Понравилось ли вам описание? (Ответы)

– Что ещё должно быть в описании? (Отношение к тому, что описываешь, что привлекло внимание, поразило, удивило.)

3 . Выразить личное отношение к тому, что описываешь. (Слайд 14)

– Отметьте результат в Листе контроля

– Давайте вспомним, в произведениях каких писателей можно встретиться с описанием природы? (В произведениях Тургенева, Пушкина, Пришвина, Паустовского)

– Ребята, я предлагаю вам побывать в роли писателей. Сейчас давайте попробуем написать сочинение – описание зимней природы.

  1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
  2. Какова будет главная мысль сочинения – описания? Какие чувства хотите вызвать у читателя?
  3. Какие изобразительно – выразительные средства языка используете в своей работе?

– Придумайте заголовок для своего сочинения.

Самостоятельная работа в группах. (Обучающиеся пишут сочинения, потом читают друг у друга, выбирают лучшее.)

– Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.

– Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то еще будет над этим работать и стараться.

– Ребята, отметьте свои результаты в Листе контроля и сдайте.

7. Информация о домашнем задании. (Слайд 15 )
Свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе.

1) Напишите сочинение-описание на одну из тем: «Зима – волшебница», «Яркий зимний день», «Зимний лес», «Морозный вечер».

2) Выписать из художественного произведения описание зимней природы.

3) Выполните упражнение № 279

8.Итоги урока, рефлексия. (Слайд16)

– А теперь давайте подведём итоги урока.

– Какова была тема урока? (Описание природы)

– Соответствовала ли наша работа теме урока? (Да, соответствовала)

– Чему вы хотели научиться? ( Описывать природу, научиться создавать пейзажные зарисовки, собственные описания природы)

– Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли)

– Подводя итоги урока , хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда. (Слайд 17)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по русскому языку 5 класс тема “Однозначные и многозначные слова”

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе.

Конспект урока по русскому языку (5 класс). Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
Конспект урока по русскому языку (5 класс). Тема: Множественное число имен существительных. Родительный падеж множественного числа(2-ой час)
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока “Состав слова” 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе “Состав слова&quot.

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку “Комплексный анализ текста” 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса “Текст о текте” 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ.

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока ” Имя прилагательное. Интересная часть речи”

Конспект урока по повторению темы: имя прилагательное. в 5 классе с целями и задачами, творческим материалом и карточками для индивидуальной работты.

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : “Морфемика и орфография”

Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии.

Поделитесь с одноклассниками