ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Елена Николаевна
В статье рассматриваются особенности организации экскурсий по изобразительному искусству в начальной школе . Автор обосновывает необходимость такой работы, указывает принципы, описывает методические приемы в процессе проведения экскурсий в музей, приводит примеры.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Елена Николаевна
Музейная педагогика в системе художественного развития личности: содержание и методика работы Пространство художественного музея как учебная аудитория Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания школьников музейными средствами Роль музейной образовательной среды в подготовке художников традиционного прикладного искусства Изобразительное искусство Бурятии в художественновоспитательном процессе начальной школы i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
ORGANIZATION OF ART TOURS IN PRIMARY SCHOOL
The article deals with the peculiarities of organizing excursions in the visual arts in primary schools. The author justifies the need for such work, specifies the principles, describes the methodological techniques in the process of conducting excursions to the museum, and gives examples .
Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
качественно изменяют политику высшего образования, создавая множество возможностей для повышения производительности образовательного процесса.
1. Абдуллаев А.Н. Некоторые методические особенности применения информационных технологий в процессе обучения математике / А.Н. Абдуллаев, А.И. Игнатов, К. Останов // Молодой ученый. – 2016. -№11. – С. 1405-1408.
2. Бастриков М.В. Пономарев О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие. М.-Л.: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005. – 140 с.
3. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Берулава Г.А., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К., Кадырова Л.Р. // Высшее образование в России. – 2014. – № 12. – С. 83-89.
4. Горбунова Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения Л.И. Горбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. – 2013. – №4. – С. 544-547.
5. Молоткова Н.В., Сахаров И.С. Качество услуг ИТ, организационно-технологические решения: учебное пособие. М.-Л.: Издательство Тамбовского гос. техн. университета. – 2008. – 92 с.
6. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.-Л.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
7. Сафонов В.И. Проблемы внедрения КТО в учебный процесс // Интеграция образования. – 2007. – №2. – С. 53-57.
8. Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. М.-Л.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 188 с.
старший преподаватель кафедры методик начального и дошкольного образования Плотникова Елена Николаевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации экскурсий по изобразительному искусству в начальной школе. Автор обосновывает необходимость такой работы, указывает принципы, описывает методические приемы в процессе проведения экскурсий в музей, приводит примеры.
Ключевые слова: изобразительное искусство, экскурсия, начальная школа.
Annotation. The article deals with the peculiarities of organizing excursions in the visual arts in primary schools. The author justifies the need for such work, specifies the principles, describes the methodological techniques in the process of conducting excursions to the museum, and gives examples.
Keywords: fine arts, guided tour, elementary school.
Введение. Изобразительное искусство является способом формирования представлений о реальной и художественной картине мира, средством всестороннего развития. Оно порождает духовного, культурного, нравственного зрителя, способного создавать новые эстетические ценности. Особое значение приобретает изобразительное искусство в формировании творческого мышления и художественно-творческой деятельности человека на основе восприятия и анализа художественных произведений, понимания роли искусства в жизни общества.
Это особенно важно в период становления личности, в частности в младшем школьном возрасте. Искусство должно стать духовным и эстетическим ориентиром подрастающего поколения, так как заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений с искусством приобретают новые качества в дальнейшей жизни.
Вопросы приобщения младших школьников к искусству достаточно полно рассматриваются в психологических (Л.И. Божович, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.Н. Мясищев) и педагогических (Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, С.Т. Шацкий) трудах. Все авторы, отмечая огромное влияние искусства на формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности, указывают на необходимость постоянного поиска новых подходов, идей, способов и средств изучения изобразительного искусства в школе.
Наиболее эффективным средством ознакомления с искусством и его образным языком можно назвать экскурсию, которая дает реальную возможность осуществить это знакомство более качественно и глубоко.
Целью статьи является описание методики проведения экскурсий для учащихся начальной школы по изобразительному искусству.
Изложение основного материала статьи. Экскурсия – форма учебно-воспитательного процесса, целью которой является формирование новых знаний, их обобщение и систематизация путем непосредственного наблюдения и изучения под руководством педагога.
В работе с младшими школьниками экскурсия приобретает особое педагогическое, воспитательное и образовательное значение. Экскурсия должна оказывать сильное эмоциональное воздействие на обучающихся путем формирования личностного отношения к наблюдаемому. А это, в свою очередь, научит их созерцать, сопереживать, размышлять, искать, делать выводы. Экскурсия должна способствовать накоплению чувственного, эстетического опыта учащихся, развивать у них чувство любви к искусству, формировать умения в художественной, проектной и исследовательской деятельности.
А.В. Бакушинский отмечал, что экскурсия станет эффективной лишь в том случае, если она будет тщательно подготовлена в различных аспектах – организационном, искусствоведческом, педагогическом,
методическом: «разработка материала, обусловленная целью, задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок» [1, с. 17].
Однако отметим, что на практике экскурсии с младшими школьниками часто строятся на довольно упрощенном описательном уровне, когда учащихся знакомят лишь с отдельными фактами, фамилиями и датами, а художественные образы произведений не становятся объектами сопереживания и восхищения. Понятно, что в таком случае педагогическая эффективность экскурсионной работы снижается. Следовательно, требуется новый подход к организации и проведению экскурсий в начальной школе с целью эмоционального восприятия искусства, его понимания и формирования постоянного желания общения с ним.
Младший школьный возраст характеризует высокая познавательная потребность, любознательность, активность, подражательность, эмоциональность. Но в тоже время у учащихся начальной школы наблюдаются непроизвольность внимания, слабая волевая регуляция, неспособность к длительному статическому напряжению, потребность в движении, импульсивность, склонность к игре, неустойчивость интересов.
Все это предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе, в котором экскурсии являются органической составной частью. Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, педагог должен проявить особое внимание к ее планированию, заранее и тщательно готовиться. Успех экскурсии во многом определяется личностью учителя, его педагогическим мастерством, любовью к искусству, доброжелательным отношением к своим ученикам.
Педагогическая экскурсионная работа должна быть основана на определенных дидактических принципах, среди которых можно особо выделить системность, доступность, убедительность, неформальность.
Экскурсии по изобразительному искусству могут выглядеть как вводные (предваряющие тему), текущие (сопровождающие тему), итоговые (заключающие). Формы экскурсий также достаточно разнообразны -традиционное посещение школьного или городского музея, пресс-конференция с сотрудниками музея, художниками, героями произведений, экскурсия-концерт, экскурсия-сказка, кино- или виртуальная экскурсия. Любая искусствоведческая экскурсия используется для формирования интереса к искусству, к творческой личности художника, а также к собственной изобразительной деятельности.
Методика проведения художественной экскурсии (как и любой другой) включает три блока:
– посещение музея и усвоение учебного материала,
– обработку материалов и подведение итогов.
Для повышения внимания и активности перед экскурсионным занятием с учащимися проводится беседа, выдаются тема, план, задания, которые нужно будет выполнить по окончании мероприятия. Результат может выглядеть в виде листа наблюдений, маршрутного листа или карты, вопросника, отчета. Примерные варианты вопросов (что нового узнали?, что запомнилось?, что больше всего понравилось?, какая дополнительная информация нужна?) и заданий (запишите, сфотографируйте, обратите внимание, предложите, подумайте, сделайте вывод и др.). По возможности имеет смысл применения дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.
Обычно экскурсия для младших школьников ограничивается временными рамками в 40-60 мин., но на первых этапах приобщения к миру искусства возможно сокращение до 30 мин. Кроме того, для приобретения младшими школьниками навыков правильного поведения в таких учреждениях и опыта восприятия художественных произведений, первые экскурсии (особенно с первоклассниками) можно организовывать в школе. В холле, актовом зале, библиотеке, школьном музее могут организовываться экскурсии примерно следующей тематики «Художники-пейзажисты», «Иллюстрации в детских книгах», «Народная игрушка», «Детство в картинах русских художников», «Художник-сказочник», «Виртуальная экскурсия в музей», «Малая Третьяковка», «История одной картины». Возможны экскурсии по улицам города, к красивым зданиям, городским памятникам.
Зрительный ряд первых экскурсий должен быть разнообразным, но не перенасыщенным (до 10 экспонатов). Педагогу следует помнить, что ученики начальной школы хорошо усваивают информацию в течение первых 15-20 мин. Поэтому сложный материал предлагается им в начале экскурсии, а последующая часть экскурсии может включать более простой материал.
По мнению М.В. Мацкевич, при конструировании экскурсионного занятия педагогу необходимо ввести в его сценарий некую «интригу». Автор считает, чтобы эффективно построить урок в музее, надо оттолкнуться от «точки удивления», которая даст импульс, ведущий к конечному результату – вовлечение детей в мир искусства [7]. Интрига может выражаться в том, кто будет проводить экскурсию (педагог или сотрудник музея), в выборе методов, привлечении игровых моментов.
В процессе музейной экскурсии вместе с наблюдениями и рассматриваниями применяются рассказ, объяснение, беседа и другие методы.
Основным методом на экскурсии является рассказ, который имеет ряд особенностей относительно детской аудитории:
– зависимость от движения группы и подчиненность показу,
– достаточная краткость и логичность переходов,
– использование зрительных подтверждений и доказательств,
– доступность и эмоциональность,
– включение в содержание вопросов и заданий к детям.
Экскурсионный рассказ представляет собой сложный двоякий процесс – учитель рассказывает и поясняет, а ученики воспринимают информацию и выражают свое отношение к ней. Учитель своим рассказом (индуктивным или дедуктивным) передает свое отношение к художнику, произведениям, к искусству вообще. Восприятие, эмоции и чувства детской аудитории зависят не только от ее подготовленности, но и «близости» художественного материала и качества его подачи.
К приемам экскурсионного рассказа можно отнести экскурсионную справку, описание, показ объекта, жест экскурсовода, цитирование и др. Недостающий зрительный ряд восполняют экспонаты из заранее подготовленного учителем «портфеля экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, схемы).
При этом не стоит давать детям сложных терминов, профессиональных формулировок, конкретных дат. Эффективнее будет делать акцент на эмоциональном состоянии произведений, активизировать личные
переживания и сопереживания. Как отмечает Н.Д. Рева, «разбор произведений искусства не следует сводить как к профессиональному искусствоведческому анализу, так и к простому перечислению деталей изображения. Эти способы подачи информации являются малоэффективными и даже вредными, так как могут разрушить целостность, эмоциональность эстетического переживания, свойственные детям младшего возраста». Также автор пишет, что на экскурсии с младшими школьниками целесообразно использовать «прием контрастов», который позволит поддерживать эмоциональный подъем, будет способствовать более полному восприятию и пониманию как отдельных произведений, так художественного образа искусства в целом [4, с. 3]. Этот контраст может выражаться при сравнения названий, сюжетов, жанров, размеров произведений, материалов, цветовых решений, настроения героев и т.п. Задача данного приема – научить сравнивать, сопоставлять, выявлять характерное, замечать уникальность, оригинальность, неповторимость. После этого можно переходить к сравнению произведений, близких по сюжету, настроению, художественно-выразительным средствам.
Учитывая особенности экскурсантов-школьников, эффективными приемами на экскурсионном занятии являются ситуации проблемного, поискового и творческого характера. При использовании таких заданий перед учащимися важно ставить четкие и понятные вопросы (Как называется?, Почему художник дал такое название?, О чем рассказывает произведение?, Что изобразил художник?, Почему художник изобразил именно так?, Какие материалы использовал? Какое настроение вызывает данная работа?, Узнай произведение по описанию). Кроме вопросов, активизирующих внимание, необходимо задавать вопросы, направленные на развитие воображения. Прежде всего, это вопросы типа «встреча в пространстве картины» (Хотелось бы вам попасть в картину?, Что вы почувствуете внутри картины?, Какие звуки вы услышите?, Какие запахи ощутите?, Что происходило до момента, изображенного в картине?, Что будет потом?, Какое стихотворение подходит к данной картине?, Какое музыкальное произведение созвучно?, Как бы назвали картину?).
В конце экскурсионного занятия проводится беседа, в ходе которой обобщаются, систематизируются новые знания и впечатления. Учитель предлагает индивидуальные и коллективные домашние задания к итоговому уроку по результатам экскурсии – подготовить доклад, сделать стенгазету, составить альбом, путеводитель, подготовить раздаточные материалы для уроков, написать сочинение, сказку о художнике, каком-либо произведении.
Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые этапы работы. Можно сказать, что изучаемый материал проработан в достаточной мере, если учащиеся оформили свои «экскурсионные фиксаторы» (дневники, листы, записи, рисунки, фотографии) и выполнили домашние задания, а затем в классе обсудили результаты. Полученные материалы позволяют организовать выставку по теме экскурсии.
Подчеркнем, непродуманность экскурсии может значительно снизить ее образовательно-воспитательный потенциал. И хотя не существует жестких и однозначных рекомендаций по выбору видов, форм и методов применительно к экскурсиям в начальной школе (это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного эстетического пространства), но все же педагогу следует придерживаться определенных правил. Прежде всего, нужно обеспечить личную вовлеченность каждого ученика в экскурсионный процесс, привлечь всех учащихся к активной деятельности. Это может быть сделано с помощью нестандартной эмоциональной и выразительной подачи учебного материала. Учителю следует избегать монологичной лекционной трансляции информации, однотипности заданий, изобильности зрительного ряда, неоправданной длительности и протяженности маршрута.
Экскурсия для учеников начальной школы – это познавательная эстетическая деятельность, а для учителя – сложный, но интересный творческий процесс, успех которого зависит множества факторов.
Выводы. Экскурсия, соединяя в себе возможности эстетического пространства, информационного диалога, разнообразных методов, становится универсальной и наиболее перспективной формой приобщения младших школьников к огромному миру искусства. Описанные выше формы, методы и приемы позволяют воспитывать у учащихся способность к самостоятельной оценке изображенного, стимулируют умение глубоко воспринимать и понимать художественные произведения, помогают школьникам почувствовать себя исследователями, ценителями, знатоками.
1. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / А.В. Бакушинский. – М.: Советский художник, 1981. – 348 с.
2. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы / К.В. Кулаев. – М.: Турист, 2004. – 96 с.
3. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: экспериментальное методическое пособие / под ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. – М.: МИРОС, 1995. – 176 с.
4. Рева Н.Д. Методические рекомендации к циклу экскурсий для младших школьников / Н.Д. Рева. -СПб.: Азбука, 1991. – 18 с.
5. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 567 с.
6. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.
7. Урок в музее: проект единого образовательного пространства музея и школы. / Сост. М.В. Мацкевич. – М.: Московский центр музейного развития, 2016. – 110 с.