Поединок чести и бесчестия в поэме Лермонтова «Песня про… купца Калашникова»
Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» посвящена изображению эпохи Ивана Грозного. В произведении рассматривается несколько вопросов, центральной является проблема чести и бесчестия.
Период правления Ивана Грозного известен как время кровавых расправ, жестоких казней. Иван Васильевич всю жизнь стремился к Богу и в то же время превратился в тирана. Эта борьба противоположностей его душе обернулась для подданных опричниной, страхом за себя и близких.
В центре изображения находятся два характера, две сильные личности, принадлежащие к разным сословиям. Опричник Кирибеевич – царский любимчик, баловень судьбы, не признающий никаких рамок и ограничений. Он красив, силен, богат, не хватает ему только любви, надоело ему «одному по свету маяться». Девушки на него заглядываются, но ему по сердцу только Алена Дмитриевна, при виде которой он «сам не свой» делается.
Кирибеевич привык получать все, что ни пожелает. В этой ситуации для него также третьего не дано: либо получить Алену Дмитриевну, либо погибнуть на поле брани. Думая об удовлетворении своих желаний, опричник мало заботится о чувствах других людей. Алена Дмитриевна не смотрит в его сторону, но его это не волнует, как не смущает и то, что она замужем, в церкви венчана с купцом Калашниковым. Кирибеевич не думает, что его ухаживания позорят ее, он, наверное, считает, что внимание царского опричника лестно любой женщине. Похоже, что понятие чести Кирибеевичу незнакомо, если он допустил мысли о замужней женщине. Вряд ли его чувство можно назвать любовью, если он не заботится о добром имени любимой, обнимает и целует ее при всех, зная, что люди будут осуждать ее.
Купец Калашников противопоставляется опричнику. Он не обладает такими привилегиями, живёт по закону божьему, поступает по совести, от людей не таится. Отец его был честным, верующим человеком, эти качества он сумел воспитать в своих детях. Калашников торгует в своей лавочке с утра до вечера, домашним хозяйством и детьми занимается Алена Дмитриевна, ей помогает работница Еремеевна. Калашников верит в Бога, сверяет с ним все дела свои. Придерживается он и правил «Домостроя», старается жить праведно. Для него понятие чести не пустой звук, поэтому узнав об оскорблении, нанесённом Кирибеевичем его жене, он не может стерпеть обиду и простить опричника. В ее лице Кирибеевич оскорбил всю семью, поэтому купец позвал братьев младших, попросил в случае его гибели биться с обидчиком до последнего.
Лермонтов показывает, как герои ведут себя перед поединком. Кирибеевич, гордо подбоченившись, стоит перед людьми, любуется собой, не допуская мысли о поражении. Калашников, выйдя в круг, проявил уважение: поклонился царю, Богу, русскому народу. Кирибеевич хочет знать имя того, по ком будут справлять панихиду. Калашников держится гордо, отвечает с достоинством. Он не скрывает своего имени и честно предупреждает, что вышел биться насмерть за поруганную честь. После этих слов спесь опричника поубавилась. Калашников надеется на суд Божий, победит тот, на чьей стороне правда. Кирибеевич – безбожник, он надеется только на свою силу и царскую поддержку. Купец понимает, что его победа в поединке не порадует царя, смерть ждет его в любом случае, потому что ни пощады, ни милости для себя он просить не будет.
Симпатии автора на стороне Калашникова, потому что купец защищает честь семьи. Для него тоже существует только два выхода: смыть позор кровью, наказать обидчика или погибнуть.
Поединок чести и бесчестья завершился смертью обоих героев. Один погиб за правду и народ чтит его память. Другой был наказан за бесчестье и забыт.