Сочинение — Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума”
Каждый раз, когда Грибоедов приезжал в Москву, он видел как отстраивалась после войны и изменялась Москва. Тут и там появлялись новые здания, на улицах выстилались плитки тротуаров.
Дома и все на новый лад»
А как изменилось московское общество, люди? Грибоедов каждый раз находил, что оно совершенно не менялось. Там царили те же порядки, что и прежде.
«Дома новы, но предрассудки стары»
Общество не признавало новшеств, здесь все, как было в прошлом веке. Представителей общества заботило, чтобы о них не распространялись слухи: «злые языки страшнее пистолета».
Здесь господствовали деньги и чины. Для того, чтобы получить чин, надо было «пресмыкаться» перед теми, кто стоит на ступеньку выше по чину. Примером построения карьеры только услужливостью могут служить Молчалин с Загорецким.
«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы»
Но Софье, которая тайком встречалась с Молчалиным, известно, что замуж за него отец ее не отдаст. У Молчалина родители были бедными, он не знатного рода, а значит стоял на ступеньку ниже и недостоин руки Софьи.
Дети во всем должны были слушать своих родителей.
Когда в глазах пример отца. »
Кроме того, в московском обществе, где вращались Фамусов и его сторонники, стремились заводить «нужные» знакомства. Посторонних сюда не принимали, разве если только человек — француз. Они разговаривали на «смеси французского с нижегородским» и были в восторге от любого «французика из Бордо».
«Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!»
В этом обществе не уважали образование. Ведь куда приятнее проводить время на балах и приемах, а не корпеть над книгами. Это, по их мнению, пустое занятие.
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений»
Люди устраивали и посещали званые обеды, танцы, обсуждали сплетни, один другого.
старухи вмиг тревогу бьют –
и вот общественное мненье!»
Они устраивали смотрины для своих дочерей, чтобы подыскивать им «выгодного мужа».
«Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених».
Они пользовались связями, чтобы пристроить сыновей на тепленькое местечко. И все это у них считалось важным делом.
Настоящие же дела у них не были в почете.
Здесь дорожили крепостным правом. Для них крепостные крестьяне не считались людьми. Их продавали как собак, женили без их согласия, заставляли развлекать их.
В фамусовском московском обществе преобладала власть женщин. Примером мужчин, которые полностью подчинены были женщине, был князь Горич.
Для усиления яркости нарисованной в произведении Москвы, Грибоедов наделил своих персонажей звучными фамилиями, которые как можно ярче характеризовали героя. Например, Репетилову свойственно было постоянно повторять пустые мысли, а Молчалин не имел своего мнения и чаще молчал.
И контрастом к этому обществу выступал Чацкий. Он показан в пьесе, как представитель нового общества, которое вскоре придет.
В пьесе автор высказал смелые, по-тому времени, мысли о крепостничестве, барстве, нравах. В тоже время он сказал о передовых людях, несущих в жизнь новое.
И как ни грустно это признавать, но такие же Скалозубы, Фамусовы и Молчалины есть до сих пор.
Произведение имеет огромное значение в мире литературы, приэтом не только главной своей мыслью. Из-под пера автора через пьесу вышло много пословиц, афоризмов, ставших крылатыми фраз, которые связаны с картинами фамусовской Москвы, обогативших русский язык.
Автор показал, как могли оказаться во власти нравов этого общества простые передовые люди, оказавшись с ним один на один.