АХ, БЕДНАЯ ЛИЗА”, АХ!” – ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕХАНИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ / PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF A LITERARY WORK / PERCEPTION OF A LITERARY WORK / ARTISTIC PERCEPTION / MECHANISMS OF ARTISTIC PERCEPTION
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Собкин Владимир Самуилович
Актуальность Принято считать, что «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, написанная им в 1792 году, является классическим образцом русского сентиментализма. Простого указания на своеобразие подобного жанра недостаточно. Возможно, что при внимательном прочтении «Бедной Лизы» мы сможем выявить какие-то базовые, архетипические психологические механизмы, которые в скрытой форме определяют особенности современного художественного восприятия. Работа продолжает линию психологических исследований по интерпретации литературного текста, которая определялась Л.С. Выготским как «читательская критика». При этом используются разные психологические техники и герменевтические приемы анализа текста. Цель: раскрыть явно или не явно выраженные художественные приемы, которыми пользуется Карамзин (построение сюжета, речевые и поведенческие характеристики персонажей, описание пейзажа и др.), а также рассмотреть психологические особенности реального поведения героев (мотивы поступков, аффективные реакции, поведенческие нормы, социальные ожидания, морально-нравственные оценки, мировоззренческие позиции и др.). Описание хода исследования. В статье проведен своеобразный анализ повести, в котором учитываются два поля (художественное/реальное), на которых автором разыгрываются как бы две игры с читателем, две партии. Обе они проигрываются автором с читателем одновременно, где на «одной доске» (пространстве художественного произведения) совмещены оба поля (художественное/реальное), которые, перемежаясь в разных сочетаниях, и определяют особенность читательского переживания. Результаты исследования. Выделен целый ряд разнообразных психологических феноменов, достаточно отчетливо проявляющихся при анализе восприятия повести «Бедная Лиза», они сопоставлены с особенностями текста, отмечены те художественные приемы, которые их порождают. Рассмотрены вопросы, касающиеся изучения своеобразия психологических механизмов художественного переживания и смыслообразования при чтении повести. Автором сведены воедино объяснительные модели и представления, используемые в филологических и психологических работах с тем, чтобы прояснить своеобразие сентиментального чувства.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Собкин Владимир Самуилович
Страдания бедного Эраста, или о чем «Умолчал» Карамзин Нарратив повести Н. М. Карамзина: рецепция и трансформация Синтетический художественый текст: опыт анализа (на примере оперы Л. Десятникова «Бедная Лиза») Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» и Л. Н. Толстой «Анна Каренина»: специфика художественного диалога Этическая проблематика «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина: к постановке вопроса i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
“AH, POOR LIZA, AH!” – EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF N.M. KARAMZIN’S STORY
Background. It is a generally shared belief that “Bednaya Liza” (1792, «Poor Liza») of N.М. Karamzin is a classic example of the Russian sentimental school. Actually it is not sufficient just to attribute this story to the particular genre. A careful reading of “Poor Lisa” we will appear to allow identifying basic, archetypal psychological mechanisms that determine the characteristics of modern artistic perception in a latent form. The work continues the line of psychological research on the interpretation of a literary text identified by L.S. Vygotsky as ‘reader’s criticism’. A number of psychological techniques and hermeneutic methods of text analysis are used. The Objective is to reveal explicit or implicit literary techniques used by Karamzin, e.g. plot construction, speech and behaviour characters, description of the landscape, etc., and also to consider the psychological characteristics of the real behaviour of the characters, i.e. motives, affective reactions, behavioural norms, social expectations, moral and ethical assessments, worldview, etc. Design. The paper provides an artistic and real analysis of the story used by the author to play two games with the reader. Both of them are played by the author and the reader simultaneously, where both artistic and real plains are combined on «one playing ground», i.e. the ground of the literary piece, which making different combinations determine the reader’s experience. Results. A number of psychological phenomena are highlighted that are quite clearly manifested in the perception of the story «Poor Liza». The phenomena are compared with the text features and those artistic techniques that generate them. The issues concerning the study of authentic psychological mechanisms, authentic artistic experience and eliciting their meaning when reading a story are considered. The author brings together the explanatory models and concepts used in philological and psychological works in order to clarify the genuine sentimental feelings
Текст научной работы на тему «АХ, “БЕДНАЯ ЛИЗА”, АХ!” – ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА»
[ Психология творчества ] Национальный психологический журнал № 2(38) 2020
National Psychological Journal 2020, 13(2)
Оригинальная статья / Original Article УДК 81.23, 82.08:159.9, 808.1:159.9
«Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – – опыт психологического
анализа повести Н.М. Карамзина
Институт управления образованием РАО Москва, Россия
Поступила 27 мая 2020/ Принята к публикации: 3 июня 2020
«Ah, Poor Liza, Ah!» – experience of psychological analysis of N.M. Karamzin’s story
Vladimir S. Sobkin
Institute of Education Management, Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Received May 27, 2019 / Accepted for publication: June 3, 2020
Актуальность Принято считать, что «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, написанная им в 1792 году, является классическим образцом русского сентиментализма. Простого указания на своеобразие подобного жанра недостаточно. Возможно, что при внимательном прочтении «Бедной Лизы» мы сможем выявить какие-то базовые, архетипические психологические механизмы, которые в скрытой форме определяют особенности современного художественного восприятия. Работа продолжает линию психологических исследований по интерпретации литературного текста, которая определялась Л.С. Выготским как «читательская критика». При этом используются разные психологические техники и герменевтические приемы анализа текста.
Цель: раскрыть явно или не явно выраженные художественные приемы, которыми пользуется Карамзин (построение сюжета, речевые и поведенческие характеристики персонажей, описание пейзажа и др.), а также рассмотреть психологические особенности реального поведения героев (мотивы поступков, аффективные реакции, поведенческие нормы, социальные ожидания, морально-нравственные оценки, мировоззренческие позиции и др.). Описание хода исследования. В статье проведен своеобразный анализ повести, в котором учитываются два поля (художественное/реальное), на которых автором разыгрываются как бы две игры с читателем, две партии. Обе они проигрываются автором с читателем одновременно, где на «одной доске» (пространстве художественного произведения) совмещены оба поля (художественное/реальное), которые, перемежаясь в разных сочетаниях, и определяют особенность читательского переживания.
Результаты исследования. Выделен целый ряд разнообразных психологических феноменов, достаточно отчетливо проявляющихся при анализе восприятия повести «Бедная Лиза», они сопоставлены с особенностями текста, отмечены те художественные приемы, которые их порождают. Рассмотрены вопросы, касающиеся изучения своеобразия психологических механизмов художественного переживания и смыслообразования при чтении повести. Автором сведены воедино объяснительные модели и представления, используемые в филологических и психологических работах с тем, чтобы прояснить своеобразие сентиментального чувства.
Ключевые слова: психологический анализ литературного произведения, восприятие литературного произведения, художественное восприятие, механизмы художественного восприятия.
Background. It Is a generally shared belief that “Bednaya Liza” (1792, «Poor Liza») of N.M. Karamzin Is a classic example of the Russian sentimental school. Actually It is not sufficient just to attribute this story to the particular genre. A careful reading of “Poor Lisa” we will appear to allow identifying basic, archetypal psychological mechanisms that determine the characteristics of modern artistic perception in a latent form. The work continues the line of psychological research on the interpretation of a literary text identified by L.S. Vygotsky as ‘reader’s criticism’. A number of psychological techniques and hermeneutic methods of text analysis are used. The Objective is to reveal explicit or implicit literary techniques used by Karamzin, e.g. plot construction, speech and behaviour characters, description of the landscape, etc., and also to consider the psychological characteristics of the real behaviour of the characters, i.e. motives, affective reactions, behavioural norms, social expectations, moral and ethical assessments, worldview, etc.
Design. The paper provides an artistic and real analysis of the story used by the author to play two games with the reader. Both of them are played by the author and the reader simultaneously, where both artistic and real plains are combined on «one playing ground», i.e. the ground of the literary piece, which making different combinations determine the reader’s experience.
Results. A number of psychological phenomena are highlighted that are quite clearly manifested in the perception of the story «Poor Liza». The phenomena are compared with the text features and those artistic techniques that generate them. The issues concerning the study of authentic psychological mechanisms, authentic artistic experience and eliciting their meaning when reading a story are considered. The author brings together the explanatory models and concepts used in philological and psychological works in order to clarify the genuine sentimental feelings
Keywords: psychological analysis of a literary work, perception of a literary work, artistic perception, mechanisms of artistic perception.
Для цитирования: Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 109-147. doi: 10.11621/npj.2020.0210
Повод. Как-то утром, за завтраком, я начал рассказывать ей о своей последней лекции для студентов психологического факультета МГУ. Курс, который я читаю уже много лет, посвящен психологии искусства. Обычно, после первого месяца занятий, прошу слушателей выбрать какое-нибудь художественное произведение для совместного психологического анализа. Вот и на этот раз я предложил им это задание, предварительно обсудив, какой текст мы возьмем в качестве материала для нашей работы. Произведения, которые назывались в ходе небольшой дискуссии, были самые разные. Кто-то, шутя, а может быть и с неявным вызовом, сказал: «Бедная Лиза». Предложение показалось мне привлекательным уже в силу очевидной, на первый взгляд, простоты текста – произведение из школьной программы по литературе, и все о нем уже растолковано, идеологические моменты, касающиеся социального неравенства, обозначены, характеры просты, их «вздохи и ахи» какие-то неестественные, «кукольные», тема «любовь и смерть», на которой держится сюжет, просто банальна, про эмоциональную роль пейзажа и своеобразие языка тоже все ясно. Что же здесь может представлять интерес для собственно психологического анализа?
— Только не говори им, что «и крестьянки любить умеют!». Лена улыбнулась, как только она одна умела улыбаться – одновременно и мне, и себе самой. Мы начали вспоминать спектакль Марка Розовского, который видели лет тридцать назад. В нем эта фраза служила своеобразным смысловым камертоном, переводящим сентиментальную повесть в лирический мюзикл.
— Ведь серьезно отнестись ко всей этой истории, этому сентиментализму, сегодня нельзя .
— Или в этом произведении скрыт глубинный психологический слой, проясняющий важность и природу сентиментальных переживаний -«может быть, мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших слезы не капали»?
Договорить мы тогда не успели. Лена ушла, ее нет. Попробую ей вдогонку.
Принято считать, что «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, написанная им в 1792 году, является классическим образцом
культом разума, в сентиментализме доминирует ориентация на ценность чувств и переживаний, особое внимание уделяется переходу к изображению частной, а не общественной жизни, характеризу-
Именно эстетическая ориентация сентиментализма на актуализацию у читателя подобного комплекса эмоциональных переживаний и определяет, на наш взгляд, привлекательность произведений, принадлежащих данному литературному направлению, для собственно психологического анализа, поскольку здесь психологические механизмы читательского сопереживания представлены в достаточно развернутом виде
русского сентиментализма. Повесть традиционно включается в школьную программу по литературе для знакомства старшеклассников с особенностями данного литературного направления. При этом разбор произведения, как правило, идет по нескольким линиям и затрагивает разные уровни анализа. Подчеркивается, что, в отличии от классицизма с его
ется своеобразие используемых художественных средств и приемов, обсуждается новаторский характер повести – нарушение сложившихся в предыдущий период литературных норм и правил, что проявляется и в изображении героев, и в своеобразии языка, и в роли пейзажа и т.д.
Заметим, что в сентиментализме акцент делается не просто на подробном
Владимир Самуилович Собкин –
доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социологии образования Института управления образования РАО E-mail: sobkin@mail.ru
http://iuorao.ru/pg_cso/, https://istina.msu.ru/profile/ Vladimir_Sobkin/
изображении чувств персонажей, а кардинально меняется характер всей коммуникативной ситуации автор-герой-читатель -в позиции рассказчика важным оказывается открытое выражение сочувствия героям произведения, чтобы тем самым заставить читателя сопереживать им, сострадать, вызвать у него слезы умиления. Именно эстетическая ориентация сентиментализма на актуализацию у читателя подобного комплекса эмоциональных переживаний и определяет, на наш взгляд, привлекательность произведений, принадлежащих данному литературному направлению, для собственно психологического анализа, поскольку здесь психологические механизмы читательского сопереживания представлены в достаточно развернутом виде. Их анализ и определяет наш интерес к «Бедной Лизе».
В связи с этим, напомним, что Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» подчеркивал, что для понимания психологических механизмов эстетической реакции, необходим анализ произведений разных видов искусства: эпоса, лирики, драмы. Своеобразие вызываемых в процессе чтения катарсических переживаний и порождаемых читателем смыслов в соотнесении их с содержательными и структурными особенностями текста, и определяет, по его мнению, предмет психологического анализа художе-
Для цитирования: Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 109-147. doi: 10.11621/npj.2020.0210
ственных произведений разных жанров. Поэтому рассмотрение повести «Бедная Лиза», ориентированной по своему «художественному заданию» на возникновение у читателя явно выраженных и весьма своеобразных сентиментальных чувств, может, повторимся, представлять в психологическом отношении особый интерес (H. Nebel).
Простого указания на своеобразие подобного рода переживаний явно недостаточно. Более того, поскольку в современной культуре сентиментализм как эстетическое направление занимает явно периферийное положение («старомодна» сама природа и способ проявления подобных чувств), то возникает вопрос: «Стоит ли ему сегодня уделять специальное внимание?». Или, напротив!Возможно, что при внимательном прочтении «Бедной Лизы» мы сможем выявить какие-то базовые, архетипические психологические механизмы, которые в скрытой форме определяют особенности современного художественного восприятия. Поэтому ответ на вопрос о ценностной значимости, социальном статусе самих сентиментальных переживаний в современной культуре оказывается не столь прост и однозначен.
Это стоит пояснить. Например, когда Выготский занимался разбором «Гамлета», то для него было очевидно, что принципиальный вопрос здесь состоит в психологическом анализе проявлений именно «высоких», трагических переживаний. Неслучайно, заканчивая свой этюд читательской критики «Гамлета», он отмечал, что весь проведенный им анализ носит лишь предварительный характер и только подводит к сути основной проблемы: о переходе трагедии в молитву. Совершенно иное соотношение возникает, когда мы определяем природу сентиментального чувства. Здесь дело идет не об отношении человека и судьбы (роковых обстоятельствах жизни), а, напротив, вся сюжетно-со-бытийная ткань произведения задана на бытовом уровне.
«Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?», – восклицает рассказчик повести «Бедная Лиза» по поводу разрыва взаимоотношений героев. То есть, авторское прямое обращение к читателю строится здесь именно на противопоставлении реального и художественного планов. Причем, рассказчику важно убедить читателя
в том, что тот должен отнестись к событиям повести именно как к реальным. Однако само поведение персонажей строится в соответствии с литературными нормами и тем самым как бы «возводится в степень» художественного. Но, заметим, эти нормы, определяющие модель поведения персонажей, принадлежат другой (не трагедийной, как в «Гамлете») художественной системе, а системе, построенной на романтической идеализации любовных отношений. Отсюда и ощущение нарочитой искусственности, неестественности, «литературности» персонажей, которое и вызывает у современного читателя его реакцию: «Не верю!».
В связи с этим возникает ключевой вопрос: «Случайно ли подобное акцентирование внимания автора на соотношении романного/реального или оно намеренно им спровоцировано?» И далее: «Если это провокация, то тогда, в чем ее смысл?» Более того, возможно подобное двойное видение при чтении художественного текста и является тем фундаментальным моментом, который характеризует особенности вообще художественного восприятия -«. над вымыслом слезами обольюсь».
Высказанное соображение позволяет сформулировать одну из главных задач, определяющих основные направления нашего анализа «Бедной Лизы». С одной стороны, мы попытаемся зафиксировать те явно или не явно выраженные художественные приемы, которыми пользуется Карамзин (построение сюжета, речевые и поведенческие характеристики персонажей, описание пейзажа и др.). Это особая авторская игра с читателем на «поле художественного», которая предполагает как следование сложившимся литературным нормам, так и их нарушение, пародирование и т.п. С другой стороны, для нас важна будет фиксация тех моментов, которые касаются психологических особенностей реального поведения (мотивы поступков, аффективные реакции, поведенческие нормы, социальные ожидания,
морально-нравственные оценки, мировоззренческие позиции и др.). Они также могут быть либо явно выражены или, напротив, неявно присутствовать в тексте. Но это уже, заметим, авторская игра с читателем на «поле реального»: психологии, социальных отношений, идеологии.
Таким образом, в своем анализе повести мы попытаемся учитывать два обозначенных выше поля, на которых автором разыгрываются как бы две игры с читателем, две партии. Понятно, что подобное различение условно, оно необходимо лишь для предварительной систематизации материала с целью определения тех ключевых напряжений, тех точек, относительно которых разворачиваются процессы смыслообразования при восприятии текста. На самом же деле обе партии проигрываются автором с читателем одновременно, где на «одной доске» (пространстве художественного произведения) совмещены оба поля (художественное/реальное), которые, перемежаясь в разных сочетаниях, и определяют своеобразие читательского переживания.
Поэтому возникает необходимость особого типа анализа, где сопоставляют-
ся оба обозначенных плана. Заметим, что подобное сопоставление по своей целевой установке ориентировано на выявление тех неосознаваемых механизмов воздействия искусства, которые Выготский обозначал как «тонкий яд». Под этим он понимал те внутренние противоречия между характером испытываемых читателем чувств и явно заявленной (декларируемой) в тексте идеологией. Речь идет об особом читательском проживании текста – о его смысловом понимании. При этом характерно, что противоречивые читательские переживания, которые возникают уже при первых попытках соотнести романный и реальный планы повествования, провоцируют (действие «тонкого яда») и появление вопросов об авторской позиции: «Так ли уж сентиментален Карамзин? Может быть это лишь маска?
Для цитирования: Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 109-147. doi: 10.11621/npj.2020.0210
В своем анализе повести мы попытаемся учитывать два обозначенных выше поля, на которых автором разыгрываются как бы две игры с читателем, две партии. Понятно, что подобное различение условно, оно необходимо лишь для предварительной систематизации материала с целью определения тех ключевых напряжений, тех точек, относительно которых разворачиваются процессы смыслообразования при восприятии текста
Национальный психологический журнал № 2(38) 2020 [ Психология творчества ]
National Psychological Journal 2020, 13(2)
Не разыгрывает ли Николай Михайлович своих читателей уже более 200 лет?»
Отмеченные моменты затрагивают преимущественно структурные особенностей организации произведений разных жанров, которые определяют своеобразие
художественных переживаний, возникающих при их восприятии. Вместе с тем, обращаясь к своеобразию именно сентиментальных чувств, важно еще раз обратить внимание на их невысокий статус в современной культуре. Для понимания этой особенности стоит учесть такие семантические характеристики сентиментальности, как: излишняя чувствительность, неуместная чувствительность, нежничанье (разводить сентименты), мечтательность, меланхолия. При этом заметим, что сентиментальность означает не только преимущественное воздействие событий на
эмоциональную сферу (а не на разум), но и их особую аффективную значимость: жалость, привязанность, невозможность отпустить и забыть какой-то период своей жизни. Таким образом, в современной культуре, ориентирующей человека на рациональное, прагматическое (без сен-тиментов) поведение, сами сентиментальные проявления оказываются несоответствующими основным ценностным установкам, они не современны, патриархальны, не связаны с реальной действительностью (выдуманы) и, пожалуй, самое главное, свидетельствуют о человеческой слабости, невозможности справится со своим чувствами и переживаниями, о зависимости от них. Отсюда и многочисленные осмеяния, примеры пародирования подобных чувств и произведений. Так, еще в карамзинское время на дубах у Ли-
зиного пруда близ Симонова монастыря стали появляться надписи: «Здесь броси-лася в пруд Эрастова невеста / Топитесь, девушки: в пруду так много места!».
Однако возникает вопрос о том, насколько современные «нормативные» тре-
бования к реалистичности оценок, прагматичности поведения, проявлениям силы, независимости, самодостаточности соответствуют действительно основным человеческим желаниям. По крайней мере, нельзя отрицать и существования в культуре системы противоположных норм: эмоциональной открытости, отзывчивости и сочувствия, мечтательности, стремления к романтике. А это во-многом в своем ценностном ядре соответствует сентиментализму. Но подобные проявления сегодня оцениваются в большинстве случаев как свидетельства человеческой слабости и но-
сят скорее маргинальный характер. В то же время, само их вытеснение на периферию (своеобразная защитная реакция) еще, подчеркнем, не говорит об их отсутствии. Скорее, напротив, желание быть чувствующим (sentio ergo sum) – это в существенной степени и характеризует тот подтекст, который определяет драму существования современного человека. По этому поводу стоит заметить, что сегодня массовая культура активно использует приемы, разработанные в сентиментализме, в многочисленных мелодрамах и сериалах.
В своем дальнейшем анализе мы постараемся у честь высказанные выше соображения, касающиеся:
а) своеобразия коммуникативной ситуации автор-герой-читатель,
б) двух планов повествования (литературного и реального),
в) своеобразия сентиментальных переживаний,
г) особенностей психологических механизмов воздействия художественного произведения («тонкий яд»).
Кратко о методе психологического анализа
Основным методом психологического анализа является медленное чтение художественного произведения, которое ориентировано на интроспекцию читателем своих переживаний и смыслов, возникающих при восприятии текста. Слово «медленное» использовано здесь не случайно, а обозначает особую мыслительную работу читателя, направленную на выявление разнообразных содержательных единиц текста и установление смысловых взаимосвязей между ними. Само же произведение при таком подходе рассматривается нами, вслед за Выготским, как своеобразная «нотная запись», вызывающая в читателе те или иные чувства, мысли, интерпретации (Выготский, 1968). Это предполагает не просто соотнесение читателем своих психологических состояний с художественными особенностями текста (с «художественными приемами»), но и владение особой «психотехникой чтения». Как отмечал Владимир Набоков, чуткий читатель стремится проникнуть именно в авторский замысел, «он впитывает и воспринимает каждую деталь текста, восхищается тем, чем хотел поразить его автор, сияет от изумительных образов, созданных сочинителем, магом, кудесником, художником» (Набоков, 2010, С. 40) Причем, в технике медленного чтения важно не только позитивное отношение читателя к тексту – его «чуткость», но и особая установка на «остранение», придание тексту странности, стремление разрушить «автоматизм восприятия» (В.Б. Шкловский, 1917). Подобная читательская позиция и позволяет использовать метод медленного чтения в качестве инструмента психологического исследования.
Вслед за Ю.М. Лотманом, мы понимаем, что «читательское восприятие – всегда истолкование. Оно избирательно – одни элементы авторского замысла подчеркиваются, другие остаются незамеченными. Писатель обращается к аудитории, поль-
Для цитирования: Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 109-147. doi: 10.11621/npj.2020.0210
Нельзя отрицать и существования в культуре системы противоположных норм: эмоциональной открытости, отзывчивости и сочувствия, мечтательности, стремления к романтике. А это во-многом в своем ценностном ядре соответствует сентиментализму. Но подобные проявления сегодня оцениваются в большинстве случаев как свидетельства человеческой слабости и носят скорее маргинальный характер
Вслед за Ю.М. Лотманом, мы понимаем, что «читательское восприятие -всегда истолкование. Оно избирательно – одни элементы авторского замысла подчеркиваются, другие остаются незамеченными. Писатель обращается к аудитории, пользуясь «языком» определенной художественной системы. Язык этот может быть адекватен или неадекватен языку читательского восприятия
зуясь «языком» определенной художественной системы. Язык этот может быть адекватен или неадекватен языку читательского восприятия. Во втором случае может происходить или овладение со стороны читателя языком авторской художественной структуры или (часто бессознательный) «перевод» текста на язык художественного мышления читателя» Лотман, 1966, С. 280). Здесь необходимо сделать уточнение, касающееся содержания нашей собственной работы. А что, собственно говоря, мы хотим «вычитать» с помощью медленного чтения «Бедной Лизы»? Поскольку для нас важна именно психологическая проблематика, то, понятно, что текст повести читается с точки зрения его возможных психологических интерпретаций (H.G. Gadamer, R.W. Gibbs, A.C. Graesser, G.B. Flores dÄrcais, E. Husserl, R.A. Langston, J.P. Magliano, P. Ricoeur, F.D.E. Schleiermacher, T. Trabasso, R.A. Zwaan). И здесь можно выделить две линии, точнее, два плана анализа.
Один уже обозначен выше и связан с выявлением особенностей организации художественного произведения как своеобразной «машины», порождающей художественные переживания читателя, его эстетическую реакцию. Здесь важно попытаться выявить и описать те психологические феномены, которые возникают в процессе чтения, дав им при этом психологическую интерпретацию. Другой план анализа связан с погружением читателя в событийное пространство художественного текста. Тут специальное внимание уделяется обоснованию житейской логики развития событий и их перегруппировке в связи нормами повествования (фабула и сюжет), оценке психологической оправданности поведения, взаимоотношений и характерологических особенностей персонажей. В нашей работе оба эти плана взаимосвязаны и дополняют друг друга.
И, наконец, характеризуя метод, важно обратить внимание на те основные представления, которые по ходу медленного чтения позволяют, в первом приближении, структурировать материал повести для собственно психологического анализа. Отметим три основные.
Первое связано с повествовательными особенностями текста (В.Я. Пропп, Л.С. Выготский, Ю.М. Лотман, M. Anzar,
RA. Hunt, D. Kuiken, M.S. Miall, D. Morrow, R. Zwaan, D. Vipond и др.). Здесь акцент делается на структуре нарратива: взаимосвязи отдельных сцен, эпизодов, событий между собой, на выделении отдельных сюжетных линий повествования.
При этом важно учитывать не только фундаментальное противоречие между фабулой (в какой последовательности описываемые события происходили в реальной жизни) и сюжетом (как они скомпонованы в соответствии с логикой повествования), но и иметь ввиду те нормы и стереотипы читательского восприятия художественного текста, которые характерны для разных жанров. Выявление своеобразия авторской игры с читательскими ожиданиями является особой исследовательской задачей при психологическом анализе, поскольку стереотипы читательского восприятия неявно (а порой и явно) включены в саму ткань художественного произведения. Причем подобная игра с читательскими ожиданиями может проявляться на разных уровнях организации текста: «И вот уже трещат морозы / И серебрятся средь полей . / Читатель ждет уж рифмы розы, / На, вот возьми ее скорей!»
Вторая важная схема для систематизации материала учитывает представления о своеобразии художественной коммуникации: «автор – текст – читатель» (М.М.Бахтин,Л.С.Выготский,Б.А.Успенский, В.В. Иванов, P. Bortolussi, A. Collins, P. Dixon, K. Dijkstra, U. Eco, L. Gerald, E.W. Kneepkens, E.M. Koopman, A. Leung, B.A. Levy, A. Ortoney, L. Twilley, R.A. Zwaan и др.). Здесь следует обратить внимание на несколько моментов. Один из них касается различения авторской позиции и позиции рассказчика. В «Бедной Лизе» рассказчик – это один из нарративных (тех, кто движет сюжет) персонажей. Причем здесь он не только описывает читателю происходящие события, но и активно в них участвует – комментирует действия персонажей, выражает им свое сочувствие или негодование, дает им
моральные оценки и, наконец, сам является действующим лицом. Говоря же об авторской позиции, мы имеем ввиду метау-ровень – способ организации композиции художественного произведения, использование тех или иных приемов воздей-
ствия на чита