Сочинение как семья влияет на формирование личности используя текст произведения Недоросль Щедрин и Олеся Куприн

Итоговое сочинение 2022-2023

 побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

Темы этого раздела:

 связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи,

 нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека,

 касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории,

 позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс,

 побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека.

Темы этого раздела:

 связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии,

 нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки,

 касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами),

 позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей,

 побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Произведения ко всем направлениям

Список книг к разделу 1.Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека”

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

1. А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, «Капитанская дочка»

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

5. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»,

6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

7. Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»

8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

9. И.А. Гончаров «Обломов»

10.И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

11.А.Н. Островский «Гроза»

12.А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

13.М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

14.Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

15.А.И. Солженицын “Матренин двор”

16.В.К. Железников «Чучело»

17.А.П. Платонов «Юшка»

18.В.А. Каверин «Два капитана»

19.М. А. Шолохов «Тихий Дон»

20.У. Шекспир «Гамлет»

22.А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

23.Дж. Оруэлл «1984»

24.Д. Киз “Цветы для Элджернона”

25.Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

26.Х. Ли «Убить пересмешника»

27.Куприн «Чудесный доктор»

28.Алексей Толстой “Русский характер”

29.В. Шукшин «Волки»

30.Бунин «Лапти» 31.Чехов «Тоска»

33.Горький «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре» 34.Бунин «темные аллеи», «Холодная осень»

35.О.Генри «Последний лист», «Дары волхвов»

36.А.Грин «Зеленая лампа»

37.Бредбери «Зеленое утро»

38.А. Костюнин «Совенок»

39.Нодар Думбадзе “Собака”

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», “Моцарт и Сальери”, “Евгений Онегин” 2. Л.Н. Толстой «Война и мир»

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

4. А.П. Чехов «О любви»

5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

6. И.А. Гончаров «Обломов»

7. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

8. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»

9. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

10.А.Н. Островский «Гроза» 11.К. Г. Паустовский «Телеграмма»

12.В. Г. Короленко «Дети подземелья»

13.В. Закруткин «Матерь человеческая»

14.А.П. Платонов «Юшка»

15.В.Г. Распутин «Уроки французского»

16.В.К. Железников «Чучело»

17.А.И. Солженицын «Матренин двор»

18.В.А. Каверин «Два капитана»

19.М.А. Шолохов «Тихий Дон»

20.Г. Щербакова «Вам и не снилось»

21.А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

22.У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

23.Дж. Толкиен «Властелин колец»

24.К. Льюис «Лев колдунья и платяной шкаф» «Хроники Нарнии»

25.Дж. Роулинг книги о Гарри Поттере

26.Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

27.Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»

28.В. Гюго «Отверженные»

29.Х. Ли «Убить пересмешника»

30.О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

31.У. Голдинг “Повелитель мух” 32.Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби» 33.О. Генри «Дары волхвов»

34.С. Кинг «Зеленая миля»

35.Вячеслав Дегтев “Четыре жизни”

36.Вячеслав Дегтев “Крест”

37.Александр Костюнин “Совёнок”

38.Вячеслав Дегтев “Разумные существа”

39.Александр Костюнин “Рукавичка”

1.3. Познание человеком самого себя

1. Л.Н. Толстой «Война и мир»

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

3. И.А. Гончаров «Обломов»

4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»

5. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

1.4. Свобода человека и ее ограничения

1. Л.Н. Толстой «Война и мир» 2. А.Н. Островский «Гроза»

3. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

4. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5. Е.И. Замятин «Мы»

6. М. Горький «Старуха Изергиль»

7. А. Азимов “Я, робот”

8. У. Голдинг “Повелитель мух”

9. Дж. Оруэлл «1984»

10.О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

11.Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Список книг к разделу “Семья, общество, Отечество в жизни человека”

2.1. Семья, род, семейные ценности и традиции

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. Л.Н Толстой «Война и мир»

4. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

5. М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»

6. А.П. Чехов «Вишневый сад»

7. И.А. Гончаров «Обломов»

8. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

9. К. Г. Паустовский «Телеграмма»

10.В. Г. Короленко «Дети подземелья»

11.В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,

12.С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова –внука»

13.Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

14.М. Твен «Приключения Тома Сойера»

15.Х. Ли «Убить пересмешника»

16.Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

17.Дж. Роулинг серия книг о Гарри Поттере

18.М. Зусак «Книжный вор»

19.Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …»

20.А. Гавальда «35 кило надежды»

2.2. Человек и общество

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

3. А.П. Чехов «Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»

4. Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»

5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

6. М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко, Ларре),

7. А.И. Солженицын “Матренин двор” 8. Д.И. Фонвизин “Недоросль”

9. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» 10.Е. Шварц «Дракон» 11.А.П. Платонов «Юшка»

12.А. Грин «Зеленая лампа»

13.В.Г. Короленко «В дурном обществе»

14.В.К. Железников «Чучело»

15.Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»

16.Х. Ли «Убить пересмешника»

17.В. Гюго «Отверженные»

18.С. Коллинз «Голодные игры»

19.Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

20.Д. Дефо «Робинзон Крузо»

21.Д. Киз «Цветы для Элджернона»

22.У. Голдинг “Повелитель мух”

23.К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

3. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

4. Л.Н Толстой «Война и Мир», «После бала», «Кавказский пленник»

5. М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»

6. М.А. Шолохов «Судьба человека»

7. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

8. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

9. Н.С. Лесков «Левша»

10.Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

11.А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

12.Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Список книг к разделу “Природа и культура в жизни человека”

3.1. Природа и человек

1. В.П. Астафьев «Царь-рыба»

2. Ч.Т. Айтматов «Плаха», «Когда падают горы: вечная невеста», «Буранный полустанок»

3. И.С. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»

4. А.И. Куприн «Олеся»

5. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

6. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

7. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

8. А.П. Чехов «Дядя Ваня», «Крыжовник», «Степь»

9. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»

10.К.Г. Паустовский, «Мещерская сторона», «Повесть о лесах»

11.И.А. Бунин «Антоновские яблоки», «Суходол»

12.М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

3.2. Наука и человек

1. М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»

2. Ч.Айтматов «И дольше века длится день»

3. А. Азимов «Я,робот», «Позитронный человек»

4. А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»

5. Д. Киз «Цветы для Элджернона»

3.3. Искусство и человек

1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

3. В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

4. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

5. Н.В. Гоголь «Портрет»

6. Н.С. Лесков «Левша»

7. В. К. Железников «Чучело»

8. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

9. М. Зусак «Книжный вор»

Направления всех лет и комментарии к ним

Направления за 2021-2022 учебный год

  1. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  1. Книга (музыка, фильм, спектакль) – про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображен ных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов крит иков и ученых.

  1. Преступление и наказание – вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возм ездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой осо бое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  1. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия меж ду материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведен иям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дорог и как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется , лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Направления за 2020-2021 учебный год

6. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формировани е будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подч ас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

7. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления наце ливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

8. Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного миров оззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собст венный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут ле чь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему

10. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивил изации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, науч ной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы

Направления за 2019-2020 учебный год

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношен ий: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литерату рный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

12. Гордость и смирение

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня), понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также прим еров из литературных произведений остаются за автором сочинения

13. Добро и зло

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного на правления

14. Надежда и отчаяние

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных с итуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справе дливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

15. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениям и о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях

Направления на 2018-2019 учебный год

16. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдан ие и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

17. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается иску сство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

18. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально -историческом плане.

19. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обы денностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

20. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между н ими, а также пути их духовного сближения.

Направления за 2017-2018 учебный год

21. Человек и общество

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зр ения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегд а проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

22. Смелость и трусость

ногих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

23. Цели и средства

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персона жи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

24. «Равнодушие и отзывчивость»

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать е му бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых
откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

25. «Верность и измена»

змена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Направления за 2016-2017 учебный год

26. Дружба и вражда

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

27. Опыт и ошибки

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

28. Победа и поражение

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренн ей борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

29. Честь и бесчестье

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

30. Разум и чувство

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборств е, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Направления за 2015-2016 учебный год

31. Год литературы

Н аправление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Н аправление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Н аправление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторона х.

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотн ошении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Направления за 2014-2015 учебный год

36. Чем люди живы.

Поделитесь с одноклассниками