ВЛАДИМИР ЯНКЕ. ЛОГО-СТИХО-МУЗЫКО-КНИГА «ДЫХАНЬЕ МУЗЫКИ» (АССОЦИАЦИИ). PDF – скачать
На текст молитвы написано множество музыкальных произведений. Среди авторов музыки И.С. Бах-Ш. Гуно, Д. Верди, Г. Доницетти, А. Дворжак, Ф. Лист, К. Сен-Санс, Д. Россини, И. Брамс. Одни композиторы использовали текст молитвы целиком, другие – фрагментами, третьи – только первые два слова.
Ave Maria – Баха-Гуно. Французский композитор 19 столетия Шарль Гуно положил текст и пленительную мелодию на начальную прелюдию И.С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира». В мире появилось проникновенное необычайно красивое вокальное сочинение «Ave Maria» – Баха-Гуно, ставшее, пожалуй, одним из самых популярных произведений на этот текст католической молитвы. Как известно, в мире насчитывается около пятидесяти произведений на данный текст. Знаменитая «Ave Maria» Ф. Шуберта вообще не имеет никакого отношения к канонической молитве. Шуберт написал несколько песен на стихи Вальтера Скотта из поэмы «Дева озера». Среди них была и третья песня Эллен, которая, совершенно неожиданно для Шуберта, приобрела популярность. Первое издание песен из «Девы озера» было у Шуберта с текстами как на немецком, так и на английском языках.
Еще более интригующей является история не менее знаменитой «Ave Maria» Джулио Каччини (1546 – 1618). Дело в том, что это не его произведение.
Сочинение создал советский композитор Владимир Федорович Вавилов (1925 – 1973). Вавилов известен в кругу профессионалов как великолепный мистификатор. Так, например, на одной из пластинок он записал сочинение «Канцона и танец» и приписал его композитору Франческо ди Милано. Через тридцать лет исследователь Зеэв Гейзель доказал, что это произведение не имеет никакого отношения к итальянцу и принадлежит В. Вавилову. Поэт Анри Волохонский написал на музыку «Канцоны» текст «Над небом голубым». Впоследствии эта песня стала своего рода визиткой Б. Гребенщикова в версии «Под небом голубым».
Приблизительно такая же история произошла и с «Ave Maria», которая на пластинке шла под обозначением «Неизвестный автор 16 века». Через какое-то время это произведение стало появляться в мире под авторством Д. Каччини. То ли сам Вавилов, то ли И. Архипова (одна из первых исполнительниц этого сочинения), то ли еще кто-то подставил имя итальянца к гениально стилизованному под старину сочинению. Так или иначе, но произведение обрело ложное авторство. Через какое-то время у исследователей и исполнителей возникли сомнения. Некоторые исполнители в концертах стали объявлять уже двойное авторство: Каччини-Вавилов. В настоящее время профессионалы однозначно приписывают данное сочинение Владимиру Вавилову, хотя со сцены все равно порой приходится слышать: «А сейчас прозвучит сочинение автора шестнадцатого столетия Джулио Каччини «Ave Maria».
По утверждению дочери Вавилова, он мистифицировал потому, что опасался, что сочинения никому неизвестного советского композитора просто-напросто не издадут.
Очень своеобразный росчерк судьбы. Сочинения еще при жизни Вавилова набирали силу, становились популярными, а он оставался в тени, практически безвестным. И конечно, крайне интересно, какие чувства он испытывал, узнавая об очередной победе «Аве Мария» Джулио Каччини?
ЗДРАВСТВУЙ, МАРИЯ, МОЯ ЯСНОГЛАЗАЯ
Здравствуй, Мария, моя Ясноглазая,
Здравствуй, Пресветлая, рад, что ты разная,
Рад, что не грозная, грозных хватает нам,
Рад, что Прибежище ты – неприкаянным.
Что всем скорбящим ты есть – Утешение,
Неуспокоенным – Успокоение,
Вера нам всем, что за гранью – Спасение,
Мера Надежды и мера Терпения.
Всем матерям – Покрова Богородицы,
И Снисхожденье – бродягам и модницам,
Светлая радость – творцам да художникам,
Тихой лампадкой – в душе у безбожника.
Здравствуй, Пречистая. Здравствуй, Пресветлая.
Ты всем – мелодия, но непропетая,
Только в мечтах, на каких-то там полочках,
Сказочка, сон, новогодняя елочка.
Здравствуй, Мария, моя Ясноглазая,
Здравствуй во веки, во веки будь разная,
Будь ты для каждого – тайной и истиной,
Морем безбрежным и тихою пристанью.