Семейный и социальный конфликт в пьесе Островского «Гроза»
В пьесе Островского «Гроза» социальный и семейный конфликт состоят из противостояния между личностями, которые видят жизнь по-разному. На примере таких персонажей как Кабанова и Тихон показан конфликт «отцов» и «детей». А между Кабанихой и Катериной показана жестокая борьба старого и нового порядка.
Семейный конфликт мы видим не только между сыном и его матерью, но и между супружеской парой, Катериной и Тихоном. Тихон слушает свою мать во всем и подчиняется ей беспрекословно, даже понимая, что она не права. Катерина старается жить «правильно» и в силу своих убеждений не хочет существовать при старых порядках. Катя считала, что после замужества ее жизнь не будет сильно отличаться от прежней. Но она ошиблась. Будучи человеком честным и порядочным она не может понять, как сестра Тихона Варвара может врать матери, скрывать свои мысли и чувства. Порядки в семье мужа ей чужды, но из-за патриархальных устоев у нее не было выбора. Катерина пытается противостоять Кабанихе, и та поняла, что невестка может настроить ее сына против матери.
Показывая в пьесе социальный и семейный конфликт, автор дает понять, как общество при патриархальном укладе съедает себя изнутри.
Социальный конфликт – это столкновение разных мировоззрений, борьба старого и нового. Персонажами Дикого и Кабанихи показано тиранию и невежество, которые были присущи патриархальному укладу жизни. Они не признавали прогресс, уходили от всего нового. Хотели стоять выше всех, чтобы не разрушить «темное царство». Мировоззрение главной героини пьесы Катерины – это замена старому укладу. Образ Катерины – это обобщение персонажей с другим характером, мыслями и чувствами, которые уже зарождаются в старом обществе.
Молодые персонажи пьесы «Гроза» воспринимают мир уже по-другому. Все они по-своему выражают протест против произвола Дикого и Кабанихи. Варвара лжет матери, а потом убегает из дома, Кудряш ругается с Диким, не давая себя обижать, и Дикой его даже побаивается. Во всем поведении молодого поколения показаны как бы не очень благовидные поступки, но они вынуждены так поступать. Если бы Дикой и Кабаниха, вместо тирании и жестокости, проявляли к своим детям и окружающим доброту и благосклонность, им бы никто не лгал и не сбегал с дома.
Тяжелей всего было Катерине, ее судьба трагична. Будучи от природы доброй и порядочной девушкой, она не знала, что надо делать, но чувствовала, что в таких условиях порабощения жить нельзя. Но, так как она была частью патриархального города, то и жила по его законам. Но такая жизнь ей была невыносима. Она просила и своего мужа Тихона увести ее, и очень хотела уехать со своим любимым Борисом. Но ни тот ни другой не услышали просьбу Катерины. Осуждая саму себя за измену мужу, и получив отказ Бориса взять ее с собой, она не нашла другого выхода как броситься в реку. Катерина ценой своей жизни выбрала свободу вместо уготованного существования в «темном царстве» города Калинова в доме жестокой и беспощадной Кабанихи.