Сочинение Реализм общественного конфликта в комедии Грибоедова

Реализм комедии «Горе от ума». Конфликт и его развитие. «Мильон терзаний Чацкого».

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова живет с нами уже почти 175 лет. И каждое новое поколение читателей и зрителей воспринимает пьесу уже не как исторический портрет русского столичного, точнее, московского общества конца 10-х — начала 20-х гг. XIX в., а как проблемную ситуацию, актуальную для нашей страны в любые времена.
Реализм бессмертной комедии многозначен. С одной стороны, он в том, что главные действующие лица — Чацкий и Фамусов — имели своих реальных прототипов. Главный прототип Чацкого общеизвестен — Петр Яковлевич Чаадаев, философ и публицист. Друг Грибоедова по Московскому университету, восемнадцатилетним он участвовал в Отечественной войне 1812 г., затем, чуточку повзрослев, в антинаполеоновском походе русской армии. Увлекался масонством, вступил в Краковскую масонскую ложу. В 1812 г. Чаадаев совершил поступок, снискавший ему в свете скандальную славу сумасшедшего: узнав об указе Александра I о своем назначении флигель-адъютантом самого императора, Чаадаев подает в отставку.
Прототипом Фамусова чаще всего называют родного дядю Грибоедова — Алексея Федоровича Грибоедова, о котором племянник отозвался так: «Вот характер, который двадцать лет тому назад был господствующим, характер моего дяди. Историку представляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезностей, извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дублировались, но всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви, мужчин в карты или иначе. у каждого была в душе бесчестность и лживость на языке. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге. »
Обычно было принято считать, что в Чацком есть что-то и от самого автора, Александра Сергеевича Грибоедова. Но вот что удивительно: оказывается, поэт не поскупился и вложил частичку самого себя и в образ Фамусова. По словам одного из братьев Бестужевых, Александра, хорошо знавшего Грибоедова, тот вложил в уста Фамусова свое отношение к женщинам:«. В политическом быту мы должны осудить женщин наази-атское или по крайней мере афинское заключение», «Они рождены, они предназначены самой природой для мелочей домашней жизни. Надобно, чтоб они жили больше для мужей и детей своих. Если б мельница дел общественных меньше вертелась от вееров, дела шли бы прямее и единообразнее. покой браков был бы прочнее, а дети умнее и здоровее».
Реалистичен и чисто внешний сюжет комедии — столкновение любовного треугольника: Чацкий — Софья — Молчалин. Столько таких историй было в грибоедовские времена, и после него, и сейчас!
Но реализм пьесы скрыт еще и в конфликте. Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Конфликт в пьесе, разделение ее героев на два далеко не равнозначных лагеря вырастает из внешнего, чисто бытового сюжета: Александр Андреевич Чацкий, три года проведя вне России, возвращается в Москву, в дом Павла Афанасьевича Фамусова, у которого воспитывался после смерти родителей. Цель возвращения одна — женитьба на теперь уже семнадцатилетней Софье Павловне, дочке Фамусова, которая нравилась Чацкому с детства.
Казалось бы, нет никаких препятствий для брака: предполагаемый тесть высоко отзывается о Чацком: «Он славно пишет, переводит», но, когда Чацкий в начале второго действия пьесы бросается в атаку:
Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали? —
вместо ожидаемых объятий и родительского благословения он получает «ушат холодной воды» от Фамусова:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.
И начинается «мильон терзаний Чацкого»: он пытается узнать причину такого резкого охлаждения и Софьи, и самого Фамусова к нему. Случайно оброненный Фамусовым намек о сватовстве Скалозуба:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Он, может быть, и рад бы был душой,
Да надобности сам не вижу я большой
Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня,
Ведь Софья молода.
А, впрочем, власть господня —
заставляет Чацкого предпринять целое «расследование» по определению реального претендента на руку Софьи Павловны. Конфликт начинает развиваться с появлением на сцене Скалозуба. Несмотря на просьбу Фамусова:
Пожалуй, пощади, —
Чацкий не выдерживает и после похвал Фамусова, которые ему «досаждают», произносит свой знаменитый монолог «А судьи кто. ».
Нам кажется, если бы избранником Софьи оказался Скалозуб, Чацкий не был бы так оскорблен и унижен. Вероятно, он понял бы и сумел оправдать Софью: хотя Сергей Сергеевич много старше ее, но все-таки полковник, без пяти минут генерал, судя по времени службы в армии, участник всех важнейших кампаний. В конце концов, помните, даже Татьяна Ларина из пушкинского «Евгения Онегина» предпочтет выйти за боевого заслуженного генерала.
Но Молчалин. Большей издевки Чацкий вынести не мог. Он раскрывает свои карты, «глаголом жгет сердца людей», правда, не тех, кто рядом с ним на сцене, а тех, кто в пяти метрах и дальше, в зрительном зале.
Чацкий — «карбонарий», по определению Фамусова, его легче обвинить в сумасшествии на почве чего угодно — от ума до алкоголизма, — чем понять. Не нужен был такой супруг и Софье: с людьми необычными, вроде Чацкого, трудно — достаточно вспомнить личную жизнь Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского в первом браке.
Чацкий — умный человек. Он быстро «разгадал» Софью, понял, что за три года его отсутствия в Москве четырнадцатилетняя девочка превратилась в обычную московскую барышню, привыкшую верховодить в семье, — помните, даже у Л.Н.Толстого в его «Войне и мире» есть многозначительная деталь, проливающая свет на отношения Ростовых-старших, этих, кстати сказать, тоже московских дворян. Идет эвакуация жителей из осажденной французами Москвы. Родители отказываются дать места раненым на подводах. «Наташа с изуродованным злобой лицом как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Заметьте — к матери, а не к отцу! Дальше — больше. Наташа своим влиянием заставляет мать почувствовать стыд за свое отношение к происходящему, но «люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые». Граф подтверждает приказание ИМЕНЕМ СВОЕЙ ЖЕНЫ. Вот вам и ответ на причину влюбленности Сони в Молчалина. На наш взгляд, ей действительно нужен
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей,
которого в любой момент можно было
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Конфликт достиг своей высшей точки. Софья ловится на умение Молчалина, по меткому выражению Ф.М.Достоевского, «безукоризненно притворяться святым». Чацкий, обломав копья,— «вон из Москвы!», пошел
. искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Но закончился ль «мильон терзаний» Чацкого? Чацкий — не Онегин. Александр Андреевич, на наш взгляд, не поедет
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Каждый читатель и зритель «Горя от ума» волен сам домысливать судьбу главных героев пьесы, после того как упадет занавес в финале. В этом — и бессмертный реализм комедии, и трагедия, сегодняшняя трагедия России, где горе от ума или горе уму (кстати, именно так — «Горе уму» — называлась одна из первых редакций комедии) — вечный сюжет.

Поделитесь с одноклассниками