Концепция новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Внимание учёных-религиоведов к целевой комплексной программе «Духовнонравственная культура подрастающего поколения России» вызвано её особым теоретико-методологическим характером, соединившим дескриптивное, объективно-фактологическое знание с нормативно-мировоззренческим. На наш взгляд, авторам программы удалось сочетать объективный подход в изложении истории культуры и цивилизации, важнейшим духовным ядром которого является религия, с оценочным, где мировоззренческие системы начинают «конкурировать». Учитывая культурнорелигиозную многоукладность и полиэтничность России, авторы опираются на универсальный характер Православия, обращённый ко всем народам и к каждому человеку прежде всего своей духовно-нравственной компонентой. Сегодняшняя ситуация в глобализирующемся мире обращает наше внимание на проблему сохранения уникальной духовности и культуры нашей страны. Решение данной проблемы возможно при условии сотрудничества государства, общества и Церкви, что наглядно представлено не только в содержании, но и в самом факте создания программы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Человенко Т. Г.
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций русской культуры
Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого)
Православная педагогическая культура России
Сущность системы духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательном пространстве России
Духовно-нравственная природа гражданского воспитания школьников i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Концепция новой образовательной области «Духовно-нравственная культура»»
Внимание учёных-религиоведов к целевой комплексной программе «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» вызвано её особым теоретико-методологическим характером, соединившим дескриптивное, объективно-фактологическое знание с нормативно-мировоззренческим. На наш взгляд, авторам программы удалось сочетать объективный подход в изложении истории культуры и цивилизации, важнейшим духовным ядром которого является религия, с оценочным, где мировоззренческие системы начинают «конкурировать». Учитывая культурно-религиозную многоукладность и полиэтничность России, авторы опираются на универсальный характер Православия, обращённый ко всем народам и к каждому человеку прежде всего своей духовно-нравственной компонентой.
Сегодняшняя ситуация в глобализирующемся мире обращает наше внимание на проблему сохранения уникальной духовности и культуры нашей страны. Решение данной проблемы возможно при условии сотрудничества государства, общества и Церкви, что наглядно представлено не только в содержании, но и в самом факте создания программы.
Член научно-экспертного Совета национальной программы «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» Т.Г. ЧЕЛОВЕНКО
The interest of Religious Studies scholars to the comprehensive program «Spiritual and Moral Guidance for Russian Youth» is caused by its special theoretical and methodological contents, which combine descriptive and factual knowledge with beliefs and normative standards. In our view, the authors of the program managed to combine the objective approach in presenting the history of culture and civilization, the core of which is religion, with evaluative approach in giving assessment and comparing various systems of belief. Taking into consideration Russia’s multiethnicity and multiculturalism they rely upon the universal nature of Orthodoxy whose moral and spiritual component addresses all nations.
The present-day situation and globalization make us concerned about preserving the unique spirituality and culture of our country. It will become possible when state, Church and society join their efforts. The contents of the program and the very fact of its creation will definitely contribute to this end.
Member of Scientific and Expert Council of the National Program «Moral and Spiritual Culture of Russia”s Young Generation»
КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»*
Проект «Духовно-нравственная культура» как новая научная и образовательная область» реализуется в рамках национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)».
Программа осуществляется под духовным патронатом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА.
Председатель Попечительского Совета программы — С.В. МЕДВЕДЕВА.
Сопредседатели Программы — министр культуры РФ А. АВДЕЕВ и Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МПДА Архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ.
Цель концепции «Духовно-нравственная культура» как новая научная и образовательная область» — обоснование и включение духовно-нравственной культуры как новой научной и образовательной области в систему российского образования.
1.1. Значимость включения образовательной области «Духовнонравственная культура» в базисный план
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» (ДНК) обеспечивает реализацию приоритетов национальной доктрины образования, согласно которым «. система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России,
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов,
• формирование культуры мира и межличностных отношений».
Национальная доктрина связывает главные цели развития образования со стратегическими целями развития страны, среди которых — поддержание статуса России как великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования, обеспечение высокого качества жизни для граждан страны, преодоление экономического и духовного кризиса.
Об актуальности изучения в школе духовнонравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, утрата традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры в школе будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.
Духовно-нравственная культура — фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на принципе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика, и позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы: становление гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества. Без укрепления духовных начал общественной жизни, ее нравственных основ невозможно поступательное развитие Российского государства, невозможны совершенствование личности, школьная и семейная жизнь, консолидация гражданского общества.
*© О.И. Артеменко, Е.В. Бондаревская, B.C. Воробьев, Л.П. Гладких, И.Ф. Гончаров, А.Я. Данилюк, Т.П. Довгий, М.В. Захарченко, Д.Д. Зуев, иеромонах Киприан (Ященко), А.В. Камкин, М.Н. Кузьмин, И.В. Кулаков, В.И. Курашов, О.Г. Леонова, Н.Ю. Новицкая, протоиерей Борис Пивоваров, протоиерей Олег Кобец, протоиерей Виктор Дорофеев, Т.И. Петракова, А.В. Пересыпкина, И.П. Рязанцев, И.В. Симонов, Н.Ю. Твардовская, Л.А. Харисова, Л.Л. Шевченко, игумен Георгий (Шес-тун), О.Л. Янушкявичене.
Освоение образовательной области «Духовнонравственная культура» призвано содействовать формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через восприятие социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый как общность судьбы на родной земле. Они объединены верностью памяти предков, завещавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции православной цивилизации. Культурообразующее значение православия признано в нормах российского законодательства. Многовековая православная цивилизация является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает прямую преемственность отечественной культурной традиции с цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит в ряд мировых цивилизаций.
Духовно-нравственная культура личности — это культура свободы, культура самоопределения в традиции. Она обладает своей спецификой, которая не может в полной мере быть реализована средствами других областей учебного плана, в которых решаются свои специфические задачи. Отсюда вытекает необходимость вычленения духовнонравственного образования в особую образовательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями, способами реализации. Область «Духовно-нравственная культура» системно связана с другими образовательными областями и образует фундаментальную основу общего образования.
1.2. Теоретические основы духовнонравственной культуры
Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания населения необходима единая трактовка понятий духовность, нравственность,
культура. Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.
Понятием культура (в переводе с латинского — «возделывание, воспитание, развитие») обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.
Русской национальной культуре присущи такие особенности, как: высокая нравственная направленность российской идеи, преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, соборность и взаимопомощь, общность и потребность населения в коллективной жизни, особая любовь к родной природе.
Понятием духовность обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если более развернуто, духовность — это: 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле — устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу — к какому-либо, им предпочтенному идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и тем самым одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности, 2) основа и главная причина любой веры и религиозности.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.
Нравственность — это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеистори-ческое религиозное начало.
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:
— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
— нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
1.3. Цели и задачи введения образовательной области «Духовно-нравственная культура»
Целью освоения образовательной области «Духовно-нравственная культура» является осознание школьниками ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами, сохранения и приумножения богатства национальной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется через решение следующих задач:
— служение своему Отечеству и народу,
— усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории,
— усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса,
— сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества,
— гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим,
— формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как к средству межнационального общения,
— усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни средствами массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия,
— объединение усилий семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков,
— сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России,
— воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость,
— развитие культуры межэтнических отношений.
В сфере личностного развития область «Духовно-нравственная культура» призвана раскрывать творческий потенциал детей, формировать в них чувство ответственности, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, бескорыстной любви к Отечеству, малой родине, семье и соотечественникам, способствовать выработке собственной жизненной позиции и мировоззрения, формировать ориентацию на базовые ценности российской культуры.
В сфере социализации область «Духовно-нравственная культура» предназначена для воспитания в учащихся достойных представителей своего Отечества, знающих, чувствующих и понимающих его идеалы и ценности, формирования у детей навыков толерантности (национальной, религиозной, личностной и социальной терпимости), сотрудничества в современном полиэтническом и поликуль-турном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
В сфере подготовки к профессиональной деятельности область ДНК будет способствовать осознанию духовно-нравственных смыслов базовых видов человеческой деятельности, формировать добросовестное отношение к труду, развивать навыки совместной деятельности, кооперации и достижения согласия, соборности.
1.4. Методологические основы образовательной области «Духовно-нравственная культура»
Методология образовательной области «Духовно-нравственная культура» определяет связь целей, содержания и методов образовательной области.
Задача освоения смыслов и ценностей традиции предполагает кроме информационного элемента также поведенческий, эмоциональный, деятельностный и рефлексивный элемент. В процессе освоения содержания области «Духовно-нравственная культура» ученик приобретает навыки актуализации собственного опыта, различения добра и зла, осознания ценностных основ своего поведения, нравственной оценки поступков в контексте идеалов и образов совершенства, запечатленных в культурной традиции.
Качественная характеристика результатов образования в этой области предполагает учет пяти аспектов: содержательного (знания, представления), коммуникативного (отношения, взаимодействие, кооперация), управленческого (самоорганизация, организация деятельности в группе, выбор на основе нравственных ценностей), психологического (мотивация к самосовершенствованию, эмоциональное приятие другого в ситуациях взаимодействия), социокультурного (формирование стратегий социального поведения на основе осмысленных норм и ценностей традиции).
Развитие образовательной области «Духовно-нравственная культура» предполагает актуализацию современных педагогических методов и технологий, включающих в себя коллективные формы обучения, рефлексию, осмысление опыта, осознание смысловых переживаний, организацию социально значимой деятельности, взаимодействие с реальной жизнью традиции в открытом образовательном пространстве и др.
Методы работы с содержанием образовательной области должны способствовать определению собственной жизненной позиции и мировоззрения учащихся на основе осмысления ими педагогически организованного опыта ориентации на базовые ценности российской культуры. Они предполагают организацию диалога, позволяющего соотносить различные жизненные установки, социальный и личностный опыт, социокультурные и этноконфессио-нальные традиции с целью достижения оснований мира и согласия для жизни и труда на родной земле.
1.5. Принципы духовно-нравственного воспитания
Принципами духовно-нравственного воспитания являются:
— принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения,
— принцип ценностной ориентации, имеющий определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей подростка,
— принцип личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной, социальной группы школьников,
— принцип сохранения исторической памяти народа, который способствует становлению исторического самосознания населения, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально активной личности, умеющей осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего, осознавать историческую ответственность за свою деятельность,
— принцип воспитания на традициях: культурных (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России), боевых (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат), трудовых (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства),
— лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа,
— принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.
Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств в образовательной области «Духовно-нравственная культура».
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» призвана сформировать духовнонравственный компонент образовательной деятельности современной российской школы и тем самым усилить воспитательный потенциал содержания образования. Ориентация образования на духовно-нравственное воспитание, в свою очередь, поможет развитию личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, поможет также формированию правовой грамотности и гражданской ответственности школьников.
1.6. Компетенции образовательной области «Духовно-нравственная культура»
В ходе освоения основных образовательных программ образовательной области «Духовнонравственная культура» выпускник средней (полной) школы должен обладать следующими компетенциями:
— иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро—зло, свобода—ответственность, самопожертвование—эгоизм, совесть и долг, правда и ложь,
— с точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам,
— уметь соотносить права человека и достоинство личности.
— дорожить духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России,
— уметь ориентироваться в системе духовнонравственных ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных и религиозных социальных групп,
— обладать навыками межкультурной коммуникации,
— быть способным занимать активную нравственную позицию в социально-конфликтных ситуациях и содействовать их разрешению,
— уметь ориентироваться в ситуациях, когда нужна срочная помощь человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в социальной помощи и защите,
— владеть нормами и навыками здорового образа жизни,
— стремиться к духовно-нравственному совершенствованию.
— знать достопамятные события отечественной истории, выдающиеся памятники литературы и художественной культуры,
— знать имена величайших просветителей, государственных деятелей и деятелей культуры и искусства, героев, педагогов России, а также уметь оценить их вклад в развитие российской истории и культуры,
— уметь раскрыть особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.
1.7. Структура образовательной области
«Духовно-нравственная культура» и ее место в базисном учебном плане
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» охватывает весь период общего образования детей от дошкольной ступени образования до старшей ступени общеобразовательной школы. Образовательная область «Духовно-нравственная культура» структурно включает в себя:
• систему преемственно связанных базовых курсов,
• элементы содержания в других базовых областях учебного плана (межпредметные связи, интеграция),
• систему воспитательной деятельности,
• дополнительные курсы, выполняющие роль углубления и расширения содержания образовательной области.
Базовый курс строится на единой методологии с общим содержательным стандартом, предполагающим возможность вариативности на отдельных этапах обучения, варианты в выборе материала с учетом региональных особенностей и эт-ноконфессионального разнообразия страны. Базовый курс способствует осознанию учащимися цивилизационной традиции России, образующей культурно-историческую основу ее государственно-территориального и гражданского единства.
Дополнительные курсы, выполняющие роль углубления и расширения содержания образовательной области, способствуют эффективной интеграции учащихся в локальные традиции России, в том числе этноконфессиональные. Обучение религии осуществляется в соответствии с законодательством, за рамками учебного плана. Образовательная область позволяет учащимся глубже осознавать связь веры, религиозного исповедания и творческой культурной активности человека, духовную основу социального действия, гражданских свобод и ответственности.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Межпредметные связи строятся на принципах методологического единства познавательной и аксиологической составляющей деятельности. Реализация межпредметных связей на основе объединяющей функции ДНК способствует выработке целостного мировосприятия и современного научного мировоззрения у учащихся, формированию у них интегрированных представлений о различных формах духовной активности человека, выраженной в науке, религии, искусстве, социальной практике, во взаимопроникновении гуманитарных и естественных дисциплин в развивающееся самосознание учеников.
Воспитательная система реализует социально ориентированные проекты, позволяющие практически осуществлять в укладе школьной жизни и в деятельности школьных коллективов ценностные установки и традиции, а также обеспечивает взаимодействие с живыми явлениями и событиями традиции в открытом образовательном пространстве.
1.8. Программа реализации образовательной области «Духовнонравственная культура»
Реализация образовательной области «Духовно-нравственная культура» в составе общего образования в системе общеобразовательных школ России осуществляется на принципах целостности, системности, этапности.
Принцип целостности реализуется на основе единства методологических оснований разработки и практического внедрения всех элементов образовательной области.
Принцип системности осуществляется через единство цели и форм организации и управления, обеспечивающих согласованность в реализации аспектов:
1. Содержательный аспект системного подхода включает в себя методологию образовательной области «Духовно-нравственная культура», формирование системы общественного духовнонравственного воспитания и образования.
2. Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное привлечение духовно-нравственных компонентов к воспитательной деятельности всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.
3. Кадровый аспект предусматривает поэтапную подготовку и переподготовку специалистов различного уровня (представителей вла-
сти, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в образовательной области «Духовно-нравственная культура».
4. Организационно-правовой аспект имеет в виду разработку и принятие нормативно-правовой базы по осуществлению системной деятельности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
5. Информационный аспект обеспечивает активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана, целенаправленное и творческое освещение духовнонравственных установок.
Принцип этапности осуществляется на основе реализации единства научно-исследовательской, организационно-педагогической, экспертноаналитической, мониторинговой, проектно-программной деятельности.
Программа поэтапного включения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в содержание общего образования рассчитана до 2025 года — срок действия Национальной доктрины образования.
Механизм поэтапного включения образовательной области «Духовно-нравственная культура» в содержание общего образования состоит из следующих этапов:
1. Изучение, общественная оценка и обобщение опыта преподавания отдельных элементов образовательной области.
2. Описание и предъявление методологии образовательной области «Духовно-нравственная культура», организация подготовки и переподготовки кадров, осуществление разработки учебнометодических комплексов, их профессиональной и общественной экспертизы на основе единых концептуальных положений.
3. Разработка стандарта образовательной области «Духовно-нравственная культура».
4. Организация мониторинговых исследований изменений качества образования под влиянием системного включения образовательной области в содержание образования.
Внедрение в учебный процесс образовательной области «Духовно-нравственная культура» предполагает соответствующее обеспечение:
— нормативно-правовое — включает в себя нормативно-правовые акты всех уровней государственной власти, регулирующие деятельность по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения,
— теоретико-методологическое означает организацию научных исследований в образовательной области «Духовно-нравственная культура» применительно к духовно-нравственному воспитанию и использование их результатов в практической деятельности, а также разработку методических рекомендаций,
— программное и учебно-методическое — это разработка учебно-методических комплексов, учебных и специальных программ, методик преподавания предметов в образовательной области «Духовно-нравственная культура». Кроме того, необходимы организация издания периодических журналов, освещающих эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта, проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных авторских программ,
— кадровое — предусматривает поэтапную реализацию системы мер по подготовке и переподготовке специалистов различного уровня в вопросах образовательной области «Духовно-нравственная культура»,
— финансово-экономическое — предполагает финансирование из бюджетных и внебюджетных средств.
1.9. Нормативно-правовое обеспечение образовательной области «Духовнонравственная культура»
Нормативно-правовое обеспечение образовательной области «Духовно-нравственная культура» представлено следующими документами.
КОНСТИТУЦИЯ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (с изменениями от 26.03.2000 г., 21.03,
25.07. 2002 г., 08.12.2003 г., 29.06.2004 г., 06.07.2006 г.).
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период 2000-2025 гг.
5. Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации (Москва, 09.09.2000 г.).
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2000 № 3200 «О частичном изменении Приказа Минобразования России от 02.03.2000 № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»» (о включении теологии в перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования).
7. Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14-52-876 ин/16 о примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура».
8. Социальная концепция Русской Православной Церкви (Москва, август 2000 г., Архиерейский Собор).
9. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
10. Итоговый документ Венской встречи госу-дарств—участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после совещания (Вена, 15.01.1989 г.).
11. Международный пакт об экономических, социальных и куль