Сочинение проблема чести и долга в произведении пушкина капитанская дочка ( на примере образов гринева и швабрина)

Сочинение на тему: “Понятие чести и долга, на примере Гринева и Швабрина, Семьи Мироновых, в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”

Захват Белогородской крепости Пугачевым является кульминационным моментом. В это время начинают проявляться все истинные качества людей. Родители Маши Мироновой отказываются дать присягу мятежникам и погибают.

Они ведут себя как люди чести и долга. Капитан Иван Кузьмич до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”.
Не предает свое офицерское

достоинство и Петр Гринев. Но молодой человек был помилован Пугачевым из чувства благодарности за свою услугу. Атаман увидел в Петре Андреевиче благородство и оценил это качество. Искреннее выражение таких чувств у молодого Гринева, как честь и долг, оказало влияние и на Пугачева.

Казачий атаман рассказывает Петру старую калмыцкую сказку о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Сказочный орел являлся символом революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся

кровью.

Но Гринев открыто говорит атаману: “Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину”. После такого ответа Пугачев глубоко задумался о правильности своего жизненного выбора.
Антиподом Гринева в повети “Капитанская дочка” является Швабрин. Молодой офицер, выходец из аристократических кругов, с самого начала повествования представлен бесчестным человеком. В крепости многие у нему испытывают неприязнь. Посватавшись к Маше Мироновой, он получает отказ.

Швабрин таит на сердце зло. Через некоторое время Гринев откровенно делится со Швабриным своими чувствами, показывает стихи, посвященные Маше. В ответ на это Швабрин пытается очернить девушку в глазах Петра.

Но тот не только не прислушивается к нему, а вызывает Швабрина на дуэль. Низость этого человека проявляется даже во время поединка, когда Швабрин для нанесения удара использует нечестную позицию. Далее его бесчестность выражается еще более ярко.

Герой нарушает офицерскую присягу, лицемерно примыкая к Пугачеву. Цели восстания чужды Швабрину, который глубоко презирал народ, боялся и ненавидел Пугачева.
Однако Пушкин наделил своего отрицательного героя хорошим воспитанием, образованностью, умом. Швабрин хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Для чего Пушкин использует этот литературный прием?

Видимо, чтобы показать, что внешняя культура мало влияет на основные черты характера человека, становление его положительных черт. Решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.
Перейдя на сторону восставших, Швабрин пытается что-нибудь изменить в своей судьбе, надеясь отомстить Гриневу и навсегда завладеть Машей Мироновой. Но предводитель мятежников не только не поддерживал Швабрина, но и явно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент. После разоблачение Швабрин опускается еще ниже.

Для того чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, якобы “раскаявшись” перед государством, он предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.
Тема чести и долга – это центральная проблема в исторической повести “Капитанская дочка”. Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

Поделитесь с одноклассниками