Сочинения к варианту №19 ОГЭ-2024 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2024 «36 типовых вариантов» под редакцией Р.А. Дощинского, И.П. Цыбулько.
Папы, мамы и тёти Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алёша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото.
(1)Папы, мамы и тёти Нади нет дома. (2)Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. (3)В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алёша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. (4)Говоря по совести, им пора уже спать, но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребёночек и что подавали за ужином? (5)Стол, освещаемый висячей лампой, пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стёклышками. (б)Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стёклышек, чтобы закрывать цифры. (7)Посреди стола белеет блюдечко с пятью копеечными монетами. (8)Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. (9)Играют дети на деньги. (10)Ставка — копейка. (И)Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. (12)В столовой, кроме играющих, нет никого.
(13)Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там кухарку кроить, а старший брат, Вася, ученик V класса, лежит в гостиной на диване и скучает.
(14)Играют с азартом. (15)Самый большой азарт написан на лице у Гриши. (16)Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. (17)Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. (18)Играет он исключительно из-за денег. (19)Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. (20)Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнёров. (21)Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. (22)Вертится он как на иголках. (23)Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. (24)Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. (25)Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. (26)Копейки её не интересуют. (27)Счастье в игре для неё — вопрос самолюбия. (28)Другая сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей и у дорогих кукол, играет в лото ради процесса игры. (29)По лицу её разлито умиление. (ЗО)Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. (31)Алёша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. (32)У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. (ЗЗ)Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. (34)По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. (35)Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. (36)Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. (37)Пятый партнёр, кухаркин сын Андрей, черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. (38)К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружён в арифметику игры, в её несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!
(ЗЭ)Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алёши. (40)Ввиду однообразия чисел практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. (41)Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семён Семёнычем, девяносто — дедушкой. (42)Игра идёт бойко.
— (43)Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки жёлтые цилиндрики. — (44)Семнадцать! (45)Кочерга! (46)Двадцать восемь — сено косим!
(47)Аня видит, что Андрей прозевал 28. (48)В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит её самолюбие, она торжествует.
— (49)Двадцать три! — продолжает Гриша. — (50)Семён Семёныч! (51)Девять!
— (52)Прусак, прусак! — вскрикивает Соня, указывая на таракана, бегущего через стол. — (53)Ай!
— (54)Не бей его, — говорит басом Алёша. — (55)У него, может быть, есть дети.
(56)Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата!
— (57)Сорок три! (58)Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже почти закрыты все клеточки. — (59)Шесть!
— (60)Партия! (61)У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.
(62)У партнёров вытягиваются физиономии.
— (63)Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.
(64)На правах большого и самого умного Гриша забрал себе решающий голос.
(65)Что он хочет, то и делают. (66)Долго и тщательно проверяют Соню, и, к величайшему сожалению её партнеров, оказывается, что она не смошенничала.
(67)Начинается следующая партия.
(По А. П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, классик мировой литературы, врач и общественный деятель.
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Николая Алексеевича Заболоцкого: «Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Оно получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Это прежде всего сочетания смыслов».
Высказывание поэта Н.А. Заболоцкого я понимаю так: в художественном стиле речи используются различные средства выразительности для придания экспрессивности тексту и создания конкретных образов. Вырванное из контекста слово утрачивает свою значимость. Докажем эту точку зрения, приведя примеры из текста А.П. Чехова.
Так, например, автор для более яркого и точного описания внешности героя использует сравнение: «Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и жирными, как у негра, губами» (предложение 16). Именно в сочетании с другими словами этот сравнительный оборот приобретает особое значение и помогает читателю представить внешний вид Гриши.
В 20 предложении писатель использует метафору: «Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнёров». Это художественное средство передаёт азарт, охвативший чеховского героя. Так, отдельные слова получают свой художественный облик в сочетании с другими словами.
Таким образом, высказывание поэта Н.А. Заболоцкого справедливо, так как любой художественный образ предполагает соединение нескольких смыслов.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 14 текста: «Играют с азартом».
Азарт – это страстная увлечённость чем-либо, которая в определённые моменты всецело завладевает человеком. Именно об этом рассказывает А.П. Чехов в предложенном фрагменте текста. Приведём примеры из произведения, подтверждающие эти мысли.
Например, один из игроков Гриша, который считается «большим и самым умным», в первую очередь хочет заработать как можно больше денег: «Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман» (предложение 23). Однако он не может остановиться, потому что чрезмерно увлечён игрой. Именно такое состояние и называют азартом.
Гришина сестра Аня, напротив, не интересуется деньгами, потому что «счастье в игре для неё – вопрос самолюбия» (предложение 24). Она испытывает сильные эмоции, наблюдая за происходящим, и боится что-либо упустить из виду. Это значит, что Аней также управляет азарт – искренний интерес и любопытство, не позволяющие выйти из игры.
Таким образом, выражение «играть с азартом» подразумевает под собой крайнее увлечение и невозможность оказать сопротивление этому чувству.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт человеку воображение?» Дайте определение понятию ВООБРАЖЕНИЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Воображение – это способность видеть то, чего не замечают другие. Это мышление образами, благодаря которому мы получаем уникальную возможность создавать новые миры. Что же даёт человеку воображение?
В предложенном тексте А.П. Чехова рассказывается о детях, которые играют в азартную игру. Хотелось бы обратить внимание на девочку Соню, которая наслаждается самим процессом (предложение 28), «порядочного бестию» Алёшу (предложение 31) и Андрея, «мечтательно» разглядывающего цифры (предложение 37). Они действительно по-своему увлечены игрой и не преследуют корыстных целей. Богатое воображение даёт им возможность получать удовольствие от происходящего.
Умение фантазировать помогает и девочке Ассоль, героине произведения А. Грина «Алые паруса». У неё нет друзей среди сверстников, ей не с кем поговорить, она чувствует себя одинокой. Однако история Эгля пленяет её воображение: Ассоль действительно верит в принца на корабле с алыми парусами. Так, мечта девочки становится для неё главной опорой и отдушиной.
Таким образом, воображение способно подарить человеку яркие положительные эмоции и сделать его жизнь более насыщенной и интересной.