Сочинения к варианту №3 ОГЭ-2023 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2023 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. 3а обедом выяснилось, что пропал Филька, сова, напугавшая меня в первую ночь в новом доме. Филька жил со дня своего появления (то есть с того дня, как дядя привёз его однажды, возвратившись с пригородной охоты) в большой кладовой.
(1)Это было на пятый день моего пребывания в доме дяди. (2)3а обедом выяснилось, что пропал Филька, сова, напугавшая меня в первую ночь в новом доме. (3)Филька жил со дня своего появления (то есть с того дня, как дядя привёз его однажды, возвратившись с пригородной охоты) в большой кладовой.
(4)В результате долгих поисков мёртвую птицу нашли в сундуке. (5)Но кто мог это сделать? (6)Кто поступил так жестоко?
(7)Тут мне разом припомнилась одна сцена, и я поняла всё. (8)Несколько дней назад Жюли злобно шептала в кровати: «Жорж мне сделал гадость, а у него не будет Фильки. » (9)Сестра решила отомстить брату за то, что по его вине была наказана: она хотела скрыть, что получила единицу за урок, а он всё рассказал отцу.
(10)Конечно, Жюли не призналась ни в чём. (11)А виновной единодушно признали меня.
(12)Я стояла, ничего не понимая. (13)Меня обвинили — ив чём же? (14)В чём я совсем не была виновата.
(15)Я взглянула на тётю Нелли и не узнала её лица. (16)Всегда спокойное и красивое, оно как-то подёргивалось в то время, когда она говорила:
— Девочка неисправима. (17)Надо наказать её.
(18) В ту же минуту Матильда Францевна высунулась за порог и крикнула:
(19) Я похолодела. (20)Липкий пот выступил у меня на лбу. (21)Меня? (22)Высечь? (23)3а что?
(24) Гувернантка подскочила ко мне, схватила меня за плечи и изо всей силы бросила на один из сундуков, стоявших в кладовой.
(25) Голова у меня закружилась сильнее. (26)Во рту стало горько и как-то холодно. (27)И вдруг.
— (28)Не смейте трогать Лену! — прозвенел над моей головой чей-то дрожащий голос.
(29)Я быстро вскочила. (ЗО)Передо мной стоял Толя. (31)По его детскому личику катились крупные слёзы. (32)Воротник курточки съехал в сторону. (ЗЗ)Видно, что мальчик спешил сюда сломя голову.
— (34)Не смейте сечь Лену! — кричал он вне себя. — (35)Лена не трогала Фильку!
— (Зб)Толя! (37)Сейчас же замолчи! — прикрикнула на него гувернантка и взмахнула надо мною отвратительным пучком прутьев.
(38) Но тут случилось то, чего не ожидали ни я, ни она, ни сам Толя: сильно пошатнувшись, мальчик грохнулся в обмороке на пол.
(39) Поднялся крик, шум, беготня, топот. (40)Я была очень благодарна милому мальчику за то, что он спас меня от позорного наказания, и в то же время я готова была быть высеченной, лишь бы Толя остался здоров.
(41)Размышляя, я присела на край сундука и сама не знаю как, но сразу заснула, измученная перенесёнными волнениями.
— (42)Тс! (43)Ты не спишь, Леночка?
(44)Лунный свет льётся в кладовую через маленькое окошко, и в этом свете я вижу маленькую фигурку, которая тихо прокрадывается ко мне и протягивает огромный кусок ливерной колбасы.
— (45)Ешь, Леночка! — слышится мне тихий шёпот, в котором я узнаю голосок моего недавнего защитника Толи. — (46)Ты ничего ещё не кушала с обеда.
— (47)Толечка! — удивилась я. — (48)Как же тебя пустили сюда?
— (49)Никто и не думал меня пускать. (50)Я сам пришёл, Леночка! (51)Добрая! (52)Хорошая! (53)Когда тебя гувернантка выдрать хотела, я разом понял, что ты ни в чём не виновата. (54)И так мне жалко тебя стало.
(55)Я нежно обвила рукою его белокурую головку, посадила его к себе на колени, прижала к груди. (56)Что-то хорошее, светлое, радостное наполнило мою душу. (57)Вдруг всё стало так легко и отрадно. (58)Я так хотела сблизиться с кем-нибудь из детей Икониных, но в ответ от них получала одни только насмешки и брань. (59)Милый, дорогой Толя! (60)Спасибо тебе за всё!
(61)И тут же я разделила пополам колбасу, одну половину отдала Толе, а за другую принялась сама. (62)В жизни моей никогда не ела я ничего вкуснее!
(63) Когда колбаса была съедена, мой маленький друг протянул мне ручонку и сказал, робко поглядывая на меня своими ясными глазками:
— Так помни же, Леночка: Толя теперь твой друг!
(64) В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье.
(По Л. А. Чарской*)
* Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) — русская детская писательница, актриса.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Неполные предложения являются средством передачи эмоциональности речи».
Неполные предложения – это синтаксические конструкции, в которых отсутствуют необходимые для понимания главные и второстепенные члены. В художественном стиле они могут становится важнейшем средством передачи эмоциональности речи. Докажем высказывание лингвиста И.Б. Голуб с помощью примеров из текста Л.А. Чарской.
Например, 21-23 предложения являются неполными и используются для того, чтобы показать внутреннее состояние главной героини. Её с минуты на минуты должны высечь розгами, и она чувствует несправедливость этого наказания. Благодаря таким синтаксическим конструкциям, мы понимаем, какое негодование и возмущение охватывают сердце девочки.
Однако внезапно у Леночки появляется спаситель, который в дальнейшем станет её настоящим другом. Чтобы создать такой эффект неожиданности, Л.А. Чарская использует неполное предложение: «И вдруг…» (предложение 27). Так, читатель удивляется вместе с героиней произведения и точно так же, как и она, радуется появлению Толи.
Таким образом, неполные предложения в художественных текстах зачастую становятся одним из основных средств передачи выразительности и экспрессивности речи.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В первый раз у меня стало весело на душе: я нашла друга в холодной дядиной семье».
Смысл финала текста я понимаю так: дружба помогает человеку справиться даже с самой трудной ситуацией. Именно поэтому главная героиня чувствует себя счастливой, когда обретает настоящего друга. Приведём аргументы из текста Л.А. Чарской, подтверждающие эти мысли.
В семье дяди главная героиня ощущала себя одинокой и лишней. Вовсе не удивительно, что именно её «единодушно» признали виноватой в смерти совы. Однако мальчик Толя решительно и смело выступает вперёд, находя в себе силы заступиться за девочку: «Не смейте сечь Лену! – кричал он вне себя. – Лена не трогала Фильку!» (предложения 34-35). На такой поступок способен только настоящий друг.
Кроме того, мальчик тайно приходит к Лене ночью, потому что беспокоится о ней. Он переживает о том, что подруга осталась совсем голодной и приносит ей кусок ливерной колбасы, о чём говорится в 44-46 предложениях. Друг – этот тот человек, который всегда позаботится о тебе.
Таким образом, можно сделать вывод, что дружба действительно способна делать людей счастливыми в самые тяжёлые жизненные периоды.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Кого можно считать настоящим другом? Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Однако можно сказать точно: дружба – это союз двух родственных душ, основанный на взаимном доверии и понимании. Приведём примеры из художественной литературы, доказывающие эти мысли.
Так, в предложенном тексте Л.А. Чарской мальчик Толя заступается за Лену, которую несправедливо обвинили в смерти птицы и хотели высечь розгами. В предложении 28 автор подчёркивает, насколько тяжело было герою справиться с волнением: «…прозвенел над моей головой чей-то дрожащий голос». Тем не менее Толя преодолевает страх ради своей подруги, потому что в данной ситуации не может поступить иначе. Лена – это его единомышленница, дорогой сердцу человек, о котором он хочет заботиться.
О ценности дружбы пишет и В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья». Главный герой, сын судьи, втайне от своего отца тесно общается с детьми Тыбурция Драба, у которого в своё время была «крупная ссора» с законом. Между тем мальчик способен разглядеть чистую и светлую душу в Валеке и приносит умирающей Марусе лучшую куклу своей сестры, оставшуюся в память о матери. Только друг способен пожертвовать самым ценным, что у него есть, ради своей родственной души.
Таким образом, дружба – это крепкие и прочные отношения между людьми, включающие в себя искреннюю любовь, заботу и взаимоподдержку.