Сочинение природный мир послужил настоящим источником вдохновения для рассказчика.

Сочинения ОГЭ к варианту №2

3 сочинения к варианту №2 сборника «Типовые варианты 2024 (50)».

Пошёл я как-то весной в лес. В эту пору побывать в нём особенно интересно: у птиц и зверей появляются на свет детёныши.

(1)Пошёл я как-то весной в лес. (2)В эту пору побывать в нём особенно интересно: у птиц и зверей появляются на свет детёныши.

(З)Хорошо, например, разыскать где-нибудь в чаще ветвей, гнездо дикой птицы и понаблюдать за тем, как заботливая мать кормит своих птенцов. (4)Ещё интереснее последить за Ра (‘2)1 лесными четвероногими малышами — зайчатами или лисятами. (5)Но зато и отыскать их совсем нелегко. (6)Всё утро бродил я в лесу. (7)Где только не побывал: и в ельнике, и в молодом этот березнячке. (8)Измучился. «(9)Ну, — думаю, — теперь отдохну немного, а потом — домой».

(10)Вышел я на полянку. (11)Вот где благодать-то! (12)Вся поляна в цветах. (13)Каких Эрми- ТоЛЬко Нет: красные, жёлтые, голубые. (14)Словно разноцветные бабочки расселись и греются

(17)Вот большие, глазастые ромашки — «любишь — не любишь». (18)Они весело растопырили белые лепестки, точно глядят вам прямо в лицо. (19)А розовый клевер совсем иной: он так и прячет в густой траве свою круглую стриженую головку. (20)И’тут же склонились, будто о чём-то задумались, большие лиловые колокольчики.

(21)Я пошёл через поляну — укрыться в тени под старыми берёзками —- и неожиданно на самом краю, среди кустов, увидел что-то тёмное, похожее на вход в пещеру. (22)Сверху его покрывали толстые, обросшие мхом брёвна.

«(23)Да это же старый блиндаж!» (24)Я подошёл поближе и заглянул внутрь. (25)Оттуда тянуло сыростью, запахом плесени.

(26)Невольно вспомнились страшные годы войны, когда людям приходилось рыть эти мрачные земляные убежища.

(27)Я отошёл в тень под берёзы, улёгся в траву и ещё раз взглянул на разрушенный старый блиндаж. (28)Вдруг мне почудилось, что внутри его кто-то зашевелился. (29)Я вздрогнул: «Кто это?»

(ЗО)Из-под обломков брёвен показалась полосатая мордочка барсука. (31)3верёк долго ос-матривался по сторонам, принюхивался. (32)Но лёгкий ветерок дул от него ко мне, и потому чуткий зверь не обнаружил моего присутствия.

(ЗЗ)Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то. (34)Потом он вновь исчез в блиндаже.

«(Зб)Странно! — подумал я. — (Зб)Барсук — ночной зверёк. (37)Ночью он бродит по лесу, а днём спит в норе. (38)3ачем же теперь он вылезал из своего убежища?»

(39)И, будто отвечая на мой вопрос, из блиндажа опять показался тот же зверёк. (40)В зубах он что-то тащил. (41)Я пригляделся, стараясь рассмотреть его ношу. (42)Да ведь это молодой барсучонок!

(43)Вытащив детёныша из-под бревна, барсук положил малыша у входа, а сам торопливо вернулся в блиндаж и сейчас же вновь выбежал оттуда со вторым барсучонком. (44)Так он вынес на солнышко четверых барсучат. (45)Они были маленькие и очень толстые, словно дворовые кутята.

(46)Я крайне удивился, глядя на такой поздний выводок: обычно барсучата родятся ранней весной. (47)Молодые барсучки, неуклюже переваливаясь, бродили на своих коротеньких ножках по полянке. (48)А старый барсук (очевидно, их мать) зорко наблюдал за детворой. (49)Стоило только какому-нибудь из малышей отойти немного подальше от других, как барсучиха подбегала к нему, осторожно брала зубами за шкурку и тащила назад.

(50)Погуляв на солнышке, барсучата один за другим подобрались к матери и начали толкать её своими чёрными носиками под живот. (51)Тогда старая барсучиха разлеглась на боку, а барсучки, как поросята, улеглись возле неё и стали сосать молоко. (52)Мне было не очень удобно наблюдать зверьков из густой травы.

(53)Я приподнялся, нечаянно хрустнул сучком и этим испортил всё дело. (54)Барсучиха вскочила, и не успел я опомниться, как она мордой и передними лапами в один миг затолкала, всех четырёх детёнышей обратно под брёвна. (55)Сунула и следом исчезла там же сама.

(56)И поляна вновь опустела, будто на ней никого и не было. (57)Только большая нарядная бабочка махаон не торопясь перелетала с цветка на цветок.

(58)Я выбрался из-под берёз, размял затёкшие ноги и ещё раз взглянул на старый блиндаж. (59)Но теперь он мне уже не казался угрюмым и мрачным. (60)Да теперь это вовсе и не блиндаж, а просто барсучья нора, где спокойно живёт семейство лесных зверей.

(61)И глазастые ромашки тоже забрались на самый верх, на сгнившие брёвна, и глядят на меня, как глядели когда-то в детстве, и лиловые колокольчики столпились у самого входа, качают головками, будто тихонько звенят о том, что уже наступает пора выходить на луг, косить густую, пахучую траву, а вечером зажигать костры, смеяться и петь весёлые песни.

(62)Я огляделся кругом, и. на душе у меня стало так хорошо, так радостно! (63)В каждом цветке, расцветшем на сгнивших брёвнах, в каждой зелёной ветке чувствовалось столько свежести и молодой, здоровой силы. (64)Они тянулись к солнцу, они хотели жить и всем своим видом твердили о торжестве жизни, которая сможет выдержать самые тяжёлые испытания, выдержать и победить.

(По Г. А. Скребицкому *)
* Георгий Алексеевич Скребицкий (1903-1964) — русский писатель-натуралист, сценарист.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: «Значение слова не сводимо к понятию. В значении отражены не только сами предметы, их качества, свойства, действия и состояния, но и наше отношение к ним».

Смысл высказывания известного лингвиста я понимаю так: у каждого слова есть лексическое значение, которое может быть как прямым, так и переносным. Для того, чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к предложенному тексту Г.А. Скребицкого.

Так, например, в предложении 16 говорится о том, что у каждого лесного цветка есть «особый характер». Мы привыкли, что это слово обычно применяется по отношению к человеку. В данном случае слово «характер» употребляется в переносном значении, и тем самым подчёркивается искренняя любовь рассказчика к природе.

В 59 предложении используются эпитеты «угрюмым и мрачным». С их помощью описывается блиндаж, который превратился в барсучью нору. В том месте, где раньше строились земляные убежища, теперь зародилась жизнь, и именно поэтому восприятие рассказчика резко меняется. Таким образом, в значении этих слов указано отношение героя к описываемому предмету.

В заключение хочется сказать, что лексическое значение слов действительно нельзя сводить только к понятию, во многих случаях оно гораздо глубже и может сочетать в себе разные признаки.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 62 текста: «Я огляделся кругом, и на душе у меня стало так хорошо, так радостно!»

Предложение 62 текста Г.А. Скребицкого я понимаю так: природный мир послужил настоящим источником вдохновения для рассказчика. Приведём примеры, подтверждающие эти мысли.

Так, в предложениях 17-20 говорится о том, что у каждого лесного цветка есть свой характер. Рассказчик демонстрирует невероятную наблюдательность: он находит яркие, образные определения для каждого растения. Этот пример доказывает, что герой действительно очень любит природу.

В предложениях 43-44 описываются барсучата, которые жили в прежнем блиндаже. Рассказчик внимательно наблюдает за ними, потому что интересуется жизнью маленьких зверей.

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдения за природой способствовали изменению настроения героя-рассказчика. Он чувствует необыкновенный прилив сил и восхищается миром вокруг.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно быть наблюдательным?» Дайте определение понятию «наблюдательность» и ответьте на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Наблюдательность – способность замечать даже мельчайшие детали, которая является следствием увлечённости человека предметом наблюдения. Почему же так важно развивать в себе это качество? Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к произведениям литературы.

Так, в предложенном тексте Г.А. Скребицкого герой-рассказчик наблюдает за барсучатами, которые поселились в блиндаже. Его внимательность к этим зверькам продиктована искренней любовью к природному миру. Рассказчику кажется, что всё вокруг оживает, и ему самому становится «хорошо» и «радостно» (предложение 62).

В рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» также говорится о необходимости быть наблюдательным. Главный герой заблудился в тайге, но природная внимательность, смекалка и умение находить выход из любой ситуации помогают мальчику выжить. Например, он сумел приготовить себе еду, найти ночлег, а также вспомнил, что лиственные леса растут по берегам озёр и рек.

Таким образом, очень важно воспитывать в себе такую черту, как внимательность, потому что это делает нашу жизнь более интересной и, кроме того, может помочь нам в трудную минуту.

Поделитесь с одноклассниками