Сочинение Почему сочувствие – важное качество человека. Приведите 2 примера-аргумента из жизненного опыта.

Сочинения ОГЭ к варианту №1

3 сочинения к варианту №1 сборника «Типовые варианты 2024 (50)».

Детский голосок поёт. Откуда он доносится? Из окон дома?

(1)Детский голосок поёт. (2)Откуда он доносится? (3)Из окон дома? (4)Нет, он идёт словно из-под земли. (5)Я хочу узнать, кто это поёт. (б)Голосок такой лёгкий, светлый. (7)Я иду туда, откуда он вытекает, как ручеёк из-под земли.

(8)Так подхожу я к тёмному отверстию в стене почти на уровне ног. (9)Голосок, несомненно, струится оттуда!

— (10)Кто тут поёт? — спрашиваю я, нагнувшись к тёмному отверстию входа.

(11)Секунда молчания, потом детский голос говорит:

— (12)Вы так чудно поёте! — говорю я с жаром.

(13)Голосок, помолчав, говорит снова:

(14)Я Сашенька. (15)Сашенька Яновская.

(16)А я Юлька. (17)3аходи, — приглашает голосок. — (18)Видишь лестницу? (19)Только осторожно!

(20)К этому времени я успеваю разглядеть, что от чёрного отверстия входа идёт вниз, в темноту погреба, лестница. (21)Спускаюсь. (22)Всматриваюсь. (23)Я в погребе. (24)У стены — топчан, на котором, укрытая тряпьём, лежит Юлька. (25)Около топчана большой опрокинутый ящик — это стол, а маленький ящик — стул. (26)Свет от фитилька такой, слабенький, что он колеблется, пляшет от малейшего движения и даже от громкого слова. (27)В погребе какой-то странный запах. (28)Не могу вспомнить, чем это пахнет. (29)3десь пахнет затхлостью, нежилью. (30)В погребе, где живёт Юлька, пахнет бедностью.

(31)Но Юлька нравится мне страшно. (32)Кажется, и я ей тоже довольно нравлюсь.

— (ЗЗ)Садись! — показывает она мне на маленький ящик.

— (34)Хочешь, я тебе картинки подарю? — (35)Я протягиваю Юльке заветный лист.

(36)Юлька цепенеет от восторга. (37)Я объясняю ей, что это надо вырезать ножницами осторожненько, в точности по рисунку, наклеить фигурки на картон и играть с ними.

— (38)Не. — Юлька отдаёт мне лист. — (39)А где я тот картон возьму? (40)И ещё клей.

— (41)Ну, хочешь, я дома всё вырежу, наклею и принесу тебе. (42)Хочешь?

(43)Юлька смотрит мне в глаза пристально, очень грустно:

— Не. (44)Не придёшь ты. (45)Все говорят: приду, принесу. (46)И никто не приходит! (47)Мама говорит: кому весело с калекой?

— (48)С калекой? — переспрашиваю я.

— (49)Ах да, ты не знаешь. — спохватывается Юлька. — (50)Ну вот, смотри!

(51)Юлька отбрасывает в сторону тряпьё, которое служит ей одеялом. (52)При неверном, полосатом свете ночника я вижу Юлькины ноги, худые, тонкие, как макароны.

— (53)Ты ходить нисколько не можешь? — спрашиваю я тихо, словно боюсь разбудить или потревожить горестные ноги Юльки.

— (56)Это такая болезнь, да? — догадываюсь я. — (57)3наешь что? — предлагаю робко. — (58)Мой папа — доктор, я приведу его сюда, пусть он тебя вылечит,

(59)Мы с Юлькой некоторое время молчим. (60)Я даже подумываю о том, что мне пора уходить. (61)Тихонько простившись с моей новой подругой, я ухожу из погреба. (62)3автра прибегу — с картинками!

(63)Бегу домой. (64)Впервые замечаю: почти во всех домах — крохотные оконца на уровне тротуара. (66)Теперь я знаю, что это окна подвалов, где живут люди. (66)Такие, как Юлька и её мама.

(По А.Я. Бруштейн)
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968) — русская советская писательница и драматург.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Функция сравнения — дать новый взгляд на старое, известное».

Сравнение – это вид тропа, который представляет собой сопоставление двух предметов и явлений. Д.Э. Розенталь отмечает, что основной особенностью этого художественного средства является способность взглянуть на описываемый предмет с новой стороны. Приведём примеры из текста А.Я. Бруштейн, доказывающие эти мысли.

Так, в 7 предложении голос девочки сравнивается с ручейком, который течёт из-под земли. В данном случае этот троп помогает создать портрет героини, наделённой удивительным даром – завораживающим исполнением песен.

В 52 предложении также используется сравнение: «…я вижу Юлькины ноги, худые, тонкие, как макароны». Такое сопоставление подчёркивает слабость и болезненность в облике девочки, которая не может ходить.

Таким образом, сравнения действительно помогают ярко и образно описать предмет, а также по-новому взглянуть на привычные вещи.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Впервые замечаю: почти во всех домах — крохотные оконца на уровне тротуара. Теперь я знаю, что это окна подвалов, где живут люди. Такие, как Юлька и её мама».

Смысл финала текста А.Я. Бруштейн я понимаю так: рассказчица впервые задумывается о том, что есть люди, живущие в нищете. Однако при этом они могут оставаться очень добрыми и человечными. Приведём примеры, доказывающие эти мысли.

Когда Саша Яновская заходит в гости к новой знакомой, она сразу же чувствует запах бедности. В предложениях 24-30 подробно описывается погреб, где живёт Юля. Но рассказчица не может уйти, потому что ей захотелось побеседовать с талантливой девочкой, у которой был завораживающий голос.

В 53 предложении Саша задаёт собеседнице вопрос, может ли та ходить. При этом она словно боится «разбудить или потревожить горестные ноги Юльки». Это значит, что рассказчица начинает испытывать сочувствие к девочке. Действительно, Юлька кажется ей замечательным и интересным человеком.

Таким образом, знакомство с девочкой-калекой из бедной семьи во многом изменило прежние представления Саши о бедности. Девочка узнала, что в подвалах тоже могут жить прекрасные люди.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему сочувствие — важное качество чело-века?». Дайте определение понятию СОЧУВСТВИЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Сочувствие – это умение сопереживать человеку и готовность прийти к нему на помощь, если потребуется. Приведём примеры, доказывающие эти мысли.

Так, в предложенном тексте А.Я. Бруштейн рассказывается о девочке-калеке, которая живёт в погребе. Саша Яновская, заворожённая её пением, решает познакомиться с ней. Она сочувствует Юльке, когда узнаёт, что та не может ходить. В 52 предложении подчёркивается, что Саша боялась «разбудить или потревожить горестные ноги Юльки».

В произведении А.И. Куприна «Чудесный доктор» также поднимается проблема сочувствия. Мерцалов оказывается в безвыходной ситуации и даже собирается свести счёты с жизнью, но чудесное появление доктора Пирогова спасает отчаявшегося человека. Доктор с сочувствием относится к семье Мерцалова и оказывает необходимую помощь.

Таким образом, сочувствие – это действительно важное качество, которое помогает нам оставаться человечными в любой ситуации.

Поделитесь с одноклассниками