Сочинение Почему Грибоедов кульминационного произведения горе от ума сделал слух и сплетни в отношении Чацкого?

Какую роль в комедии Грибоедова «Горе от ума» играет мотив слухов и сплетен?

В основе драматического конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит столкновение двух эпох, двух мировоззрений. В центре изображения находится жизнь, обычаи и нравы московской знати начала 19 века. Мотив слухов и сплетен позволяет лучше понять суть конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».

Действующие лица пьесы делятся на две группы, в одну из них входят Фамусов и его окружение, в другую – Чацкий и его внесценические единомышленники. Грибоедов показывает, чем наполнена жизнь московской знати в монологе Фамусова, обращенном к Петрушке. Павел Афанасьевич – государственный человек, служит управляющим в казенном заведении, занимается важными делами, о которых он в календаре делает заметки. На предстоящей неделе он отмечает три дела, о которых нужно помнить, это похороны важного чиновника, крестины у вдовы и форели у Прасковьи Федоровны. Люди, окружающие Фамусова, связаны родственно-дружественной порукой, дух семейственности порождает обилие слухов и сплетен. Обсуждали знакомых и посторонних людей, Татьяна Юрьевна, например, поведала о разрыве Чацкого с министрами, а сам Александр Андреевич даже не знаком с ней. Главными занятиями московской знати являются обеды, карты, балы, сплетни. Говоря иначе, государственными делами они не перегружены, а вот жизнь других людей их очень интересует. Хлёстова с Фамусовым горячо спорят о количестве душ Чацкого, причем последнее слово остается за Хлёстовой.

Отношение к людской молве служит и критерием характеристики персонажей. Фамусов опасается кривотолков, поэтому просит Чацкого помолчать во время визита Скалозуба. После скандала с дочерью он переживает, что «станет говорить княгиня Марья Алексеевна», если узнает обо всем. В отличие от него, Софья, принимая у себя в спальне Молчалина и теряя сознание при его падении с лошади, не боится общественного мнения. Секретарь Фамусова считает, злые языки страшнее пистолета. Загорецкий известен в обществе как отъявленный сплетник и плут, об этом предостерегает Чацкого Горич. Даже Скалозуба, несмотря на то, что он военный, Лиза характеризует как болтуна, который горазд приукрашивать события.

Все действующие лица принимают активное участие в распространении слуха о сумасшествии Чацкого. Эта сплетня выполняет в пьесе сюжетообразующую функцию. Чацкий является самым образованным, передовым, а, значит, умным человеком в комедии, но глупцы его объявляют безумным. Слух становится мощным оружием в борьбе фамусовского общества с прогрессом в лице Чацкого.

Кроме того, отношение к сплетне о сумасшествии позволяет судить о характерах персонажей, их отношении к герою. Горич не верит, что Чацкий сошел с ума, но не спорит, не идет против общества. Репетилов сначала отвергает это известие, но, узнав, что все об этом говорят, переходит от отрицания к равнодушию, он просто забывает об этой новости. Загорецкий приукрасил сплетню деталями. Аргументы, которые сплетники приводят, чтобы доказать безумие Чацкого, звучат нелепо, они скорее доказывают благоразумие героя.

Распространение слуха совпадает с кульминационным моментом комедии, конфликт достигает апогея, московское общество окончательно отворачивается от Чацкого, они нашли причину не общаться с ним, не слушать его крамолу, остроты. В результате герой остается в одиночестве, разочаровавшись в людях и в любви. Став свидетелем разговоров о его безумии, он слышит не столько сострадание, сколько злость в голосах людей, некоторые радуются, торжествуют, обсуждая новость.

Используя мотив сплетен и слухов, Грибоедов показывает, что влияет на поступки московской знати, как они относятся к инакомыслящим. Сам жанр комедии предполагает использование этого приема, он характеризует героев, их нравы, способствует разрешению конфликта.

Поделитесь с одноклассниками