Сочинение-рассуждение на тему «Фамусовское общество» по произведению «Горе от ума»
Фамусовское общество получило своё название по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова, оно представляет собой «век минувший». В этом сообществе ценят только богатство, связи, положение в свете.
Фамусов – чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику дохода, его интересуют только чины. Идеалом для этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почёт», «на золоте едал». Он восхищается его умением «сгибаться в перегиб, когда же надо подслужиться». Так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до степеней известных».
Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности всему иностранному. Оно не хочет и не может развиваться, боится всего нового. И поэтому дерзкий ум Чацкого, который стремится к новым идеалам, настораживает «век минувший», что привело Павла Афанасьевича к такой мысли:
Ученье – вот чума, учёность – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
К сожалению, каждое новое лицо в комедии пополняет ряды Фамусовской компании, становясь в оппозицию Чацкому. И в конце концов главный герой остаётся один против целого общества.
Противоречиями во взглядах между «веком настоящим» и «веком минувшим» пронизана вся комедия. И чем больше общается Чацкий с Фамусовым и его окружением, тем большая пропасть их разделяет.
Грибоедов смеется над теми, кто в новый, XIX век стремится перенести нравы и обычаи века минувшего, страшится перемен и потому обрушивается на тех, кто думает и чувствует по-другому. Он выражает горечь и боль, что защитники и проповедники былого — хозяева жизни.
2 вариант сочинения (249 слов)
Александр Сергеевич Грибоедов вошёл в историю отечественной литературы как автор одного произведения. Пьеса «Горе от ума» – веха в развитии русской драматургии, повлиявшая на творчество А. С. Пушкина, А. Н. Островского и других прославленных авторов 19 столетия. Задумка комедии появилась в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приёма в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодёжь. Он возмутился и попытался высказать своё мнение. Его гневный монолог был воспринят, как сумасшествие. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его, свои идеи, самому посмеяться над пороками общества.
Фамусовское общество является собирательным образом высшего света и высмеивается в пьесе за старые нравы, предрассудки и глупость. Их пороки обличает Александр Чацкий, который представлен единственным персонажем со здравым смыслом. В «фамусовском обществе» изображены несколько характерных персонажей.
Сам Фамусов – убеждённый консерватор, готовый выдать замуж дочь за глупого человека ради денег и престижа. Молчалин – безмолвный карьерист. Он активно продвигается по службе, потому что никогда никого не критикует, лукавит и хорошо прислуживается. Клестова – вздорная барыня, которая открыто выступает против образования. Загорецкий – обычный плут, которого принимают в обществе, хотя он имеет плохую репутацию. Софья – глупая вздорная девушка, которая без угрызения совести оклеветала старого друга.
Фамусовское общество – это приверженцы старых порядков, они не принимают ничего нового. Преобразования для них настоящая трагедия. Поэтому люди, которые имеют не похожие на их взгляды и мнения, становятся настоящими врагами.
А. С. Грибоедов показывает то, что фамусовское общество не ценило образования, а стремилось только к чинам и богатствам. За внешним блеском и красотой общества скрывается ничтожность душ и их пустота.
3 вариант сочинения (122 слова)
Прочитав произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума», я сделал вывод, что по мере повествования прослеживается идея противостояния фамусовского общества и общества современного (в лице Чацкого).
Что же такое фамусовское общество? Лично я считаю, что это та самая закостенелая прослойка, чьи права, будучи устаревшими, передаются к новым поколениям, берущим пример, считая, что жить иначе нельзя вовсе. Покорные подхалимы, думающие лишь о благе и статусе, забывая про собственное достоинство. Прислуживающие не делу, а вышестоящим лицам, от чьих решений будет зависеть карьера, будь то военная или чиновничья. Для таких людей служба отходит далеко на второй план, выдвигая на первое место званые обеды, балы, крестины и празднества. Служба, как понятие, сильно искажается для них и превращается лишь в способ заработать и похвастать новым званием.
Фамусовское общество и его представители в комедии «Горе от ума» (313 слов)
Фамусов является представителем старой консервативной общественной прослойки. Его значительные ценности: статус, положение в обществе, мнение окружающих. Ради повышения своего благосостояния готов пренебрегать интересами близких людей. Так, планирует выдать дочь замуж за нелюбимого, но влиятельного человека, лишь для того, чтобы иметь ещё больше власти и денег. Фамусов не задумывается о том, хочет ли Софья такого жениха, и чувствует ли она к нему что-то. Нет, его это не тревожит, он думает только о себе.
Образование для Фамусова было чушью и бесполезной тратой драгоценного времени. В одном из своих монологов Фамусов заявил: «… Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». Он также высказывал своё негативное мнение об обучении, и его подчинённые всегда соглашались с ним, высказывая своё похожее мнение, не находя ничего хорошего в образовании, книгах и новшествах.
Представителями Фамусовского света являлись такие личности, как Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие герои комедии. Все они, без исключения, имели внешнее «идеальное» общество, скрывая за ним нищету морали и нрава. Их занятия заключались в «пирах и мотовстве», в обедах, ужинах, танцах, балах, хождениях в гости и многих других развлечениях дворян того времени. В окружение Фамусова могли попасть только те, которые будут делать всё, чтобы любой ценой выбиться в люди, даже если придется унижаться.
Идеалами для Фамусова были Кузьма Петрович и Максим Петрович. Этих людей он всегда ставил в пример, всячески восхваляя их «прекрасные достоинства».
Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» немаловажна. Чацкий – представитель новых людей, у него своё мнение о происходящем вокруг, которое он отстаивает в течение всего действия комедии. Небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы, утверждал: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий не любил и не понимал тех дворян, которые «прогибались» под других, лишь бы «занять своё место под солнцем». Юноша противоположен Фамусову, поэтому дворянское общество высмеивает его за нелепые высказывания и точку зрения на новое общество.
Проблема «фамусовского общества» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (508 слов)
Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но, в то же время, появлялось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века – «век нынешний» и «век минувший».
«Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Клестова, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда спасают их честь и жизнь, а хозяева могут выменять их на борзых собак. Так, на балу в доме Фамусова, Клестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для её арапки-девки и собачки. Клестова не видит никакой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «В работу вас. На поселенья вас!» Даже дочь Фамусова, Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Послушай, вольности ты лишней не бери!»
Главное для фамусовского общества – это богатство. Их идеалы – люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенный камергер», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, ведь он «золотой мешок и метит в генералы».
Фамусовское общество отличает и безразличие в службе. Фамусов – «управляющий в казённом месте». Он занимается делами очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противоречье есть, и многое недельно». Павел Афанасьевич считает: «Подписано, так с плеч долой». В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «служащие чужие очень редки». Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время увеселений они злословят и сплетничают.
Они «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и подхалимы». Павел Афанасьевич вспоминает о своём дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери – Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с, прошу покорно…», «Сергей Сергеич, дорогой, кладите шляпу, сденьте шпагу…»
Всех представителей этого общества объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне уверены в том, что «ученье – вот чума, учёность – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». А полковник Скалозуб, не отличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить строевому шагу, а книги сохранят только «для больших оказий».
Фамусовское общество не признаёт русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своём монологе говорит, что французик из Бордо, не нашёл здесь «ни звука русского, ни русского лица». Они все одинаково относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Герой пытается дозаказать свою правоту, но это заканчивается трагически. Распространяется слух о его сумасшествии, так как общество не хочет взглянуть на окружающий мир по-другому.
Так Грибоедов отразил конфликт между двумя лагерями: сторонниками крепостного права и передовыми мыслителями того времени.