Сочинение-рассуждение. Подготовка к ОГЭ. Мастер-класс для учащихся
1. Подготовка к ОГЭ. Мастер-класс для учащихся «Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. 13.3»
Подготовка к ОГЭ.
Мастер-класс для учащихся
«Написание сочинениярассуждения. Часть 3. 13.3»
2. Пример задания. 13.3 (По тексту Л.Н. Толстого «Когда нас оделили мороженым и фруктами…»)
9.3 Как вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя
свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни
было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Пример задания. 13.3 (По тексту В.П. Крапивина «В конце весны, когда просохли дороги…»)
13.3 Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека
можно считать смелым?», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –
из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни
было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
4. Пример задания. 13.3 (По тексту Р.П. Погодина «Витька врал редко, но сейчас…»)
13.3 Как вы понимаете значение слова ВЕЛИКОДУШИЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно уметь
прощать?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни
было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
5. Структура сочинения
Тезис. Даём определение слову. Приводим
комментарий
Аргумент 1: из прочитанного текста,
подтверждающий рассуждения.
Аргумент 2: из собственного жизненного
опыта или из художественной литературы.
Вывод.
Помните, в сочинении должно быть 4
(ЧЕТЫРЕ) абзаца.
Количество слов – не менее 70 слов.
6. Структура сочинения (поэтапно)
1 абзац
Формулируем тезис. Даём определение слову.
………………. – это …………………………… .
Комментарий (1 предложение). Докажу
справедливость своих слов конкретными
примерами.
(примерно 30-35 слов)
. Объясняя смысл слова, избегайте такой
формулировки: Счастье – это когда….
7. Структура сочинения (поэтапно)
1 абзац
Формулируем тезис. Даём определение слову.
В данном случае слову «СЧАСТЬЕ».
Счастье – это состояние блаженства, высшее
удовлетворение жизнью, приятные
воспоминания. Каждый человек хотя бы раз в
жизни испытывал такое чувство. Докажу
справедливость своих слов конкретными
примерами. (25 слов)
(примерно 30-35 слов)
8. Структура сочинения (поэтапно)
Формулируем тезис. Даём определение слову.
Возможно следующее начало:
Что такое ……………? Отвечая на этот вопрос,
невольно становишься перед выбором. С одной
стороны – это ………. . С другой – ……………….. .
Так и в этом тексте автор переносит нас в мир
…………. и …………… . Обратимся к тексту…
Начать следующий абзац (приведение
аргументов) можно так:
Обратимся к предложенному тексту. В нём
повествуется……..(предложения 30-37).
9. Структура сочинения (поэтапно)
2 абзац
Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста,
подтверждающий наши рассуждения.
Обратимся к предложенному тексту.
(указывать ФИО автора текста не рекомендую
во избежание ошибок). В нём повествуется //
рассказывается о …………………………..
(предложения ………)
(указывать номера предложений не
обязательно)
Количество слов: 40-45
10. Структура сочинения (поэтапно)
2 абзац
Возможно использование следующих фраз:
Обратимся к предложенному тексту. В нём
повествуется о детях, которым нравилось
долгими зимними вечерами играть в
Робинзона. В такие моменты они были
счастливы. Об этом говорится в предложениях
…-… . Автор продемонстрировал нам яркий
образец счастья.
Количество слов: 30-45
11. Структура сочинения (поэтапно)
3 абзац
Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного
жизненного опыта.
Приведу пример из собственной жизни У меня есть
друг. Его зовут Владимир. Он добрый и
отзывчивый. Долгими зимними вечерами мы
играем с ним в шахматы. Это увлекательное
занятие. Когда я выигрываю, то чувствую себя
счастливым. Всё вокруг кажется мне прекрасным. В
летнее время я вспоминаю о зимних вечерах,
проведённых с другом. Это радует меня. Вот
истинный пример счастья. Он вдохновляет на
достойные поступки.
Количество слов:
примерно 55 слов
12. Структура сочинения (поэтапно)
4 абзац
Формулируем вывод.
Таким образом, я доказал, что счастье –
состояние наивысшего блаженства, приятные
воспоминания.
Таким образом, …….
Подводя итог всему сказанному, хочется
добавить, что ……
Следовательно, ……….
Количество слов – примерно 15 слов.
13. Имейте в виду.
Объясняя смысл слова, избегайте такой
формулировки: Счастье – это когда….
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй
– из Вашего жизненного опыта или из
художественной литературы.
Объём сочинения не должен составлять
менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
14. Знайте, что основные критерии оценивания Вашего сочинения таковы (по максимуму):
С3К1 Толкование значения слова (дать
определение и прокомментировать его) – 1 б.
С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из
текста, другой – из жизненного опыта) – 3б.
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность,
последовательность (отсутствие логических
ошибок, нарушений абзацного членения) – 2б.
С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в
построении текста) – 1б.
Максимальное количество баллов – 7
15. Практическая грамотность письменной речи (изложение + сочинение):
ГК1 Соблюдение орфографических норм (не более
1 ошибки) – 2б.
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм (не более 2
ошибок) – 2б.
ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 1
ошибки) – 2б.
ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок)
– 2б.
ФК1 Фактическая точность письменной речи (нет
ошибок в изложении материала, в понимании и
употреблении терминов)- 1б.
Максимальное количество баллов – 9
16. Общее количество баллов: 34
Часть 1. Изложение (содержание, сжатие исходного
текста несколькими способами (три способа:
исключение, упрощение, обобщение), смысловая
цельность, речевая связность и
последовательность изложения): 6 баллов
Часть 2. Задания 2-12 (вопросы с вариантами
ответов и др.): 11 баллов (по 1 баллу за каждое
правильно выполненное задание – в каждом
задании может быть несколько вариантов ответов)
Часть 3. Сочинение-рассуждение: 7 баллов
Практическая грамотность письменной речи
экзаменуемого и фактическая точность его
письменной речи: 9 баллов
17. Пример сочинения по тексту Е. Габовой «Светку Сергееву мы не любили….»
9.3 Как вы понимаете значение слова жестокость? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое жестокость», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2
(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Следует указать учащимся на то, что нужно, по возможности,
приводить позитивные примеры из жизни, настраивающие на
положительные эмоции и действия.
18. Пример сочинения по тексту Е. Габовой «Светку Сергееву мы не любили….» (в качестве второго аргумента (3 абзац) взят пример из
жизни)
На мой взгляд, жестокость – это бессердечное, грубое отношение
к окружающим. Таким качеством обладают злые люди, не способные
сочувствовать и сопереживать. Докажу справедливость своих слов
конкретными примерами.
Обратимся к предложенному тексту. В нём повествуется о
жестокости одноклассников Светки (предложения 30-39). Ребята
относились к Рыжухе бессердечно, потому что она резко отличалась
от них. Светка бедно одевалась и громко пела на озере. Автор
продемонстрировал нам яркий образец жестокости.
Приведу пример из собственной жизни. У меня есть друг. Его
зовут Артём. Он добрый и отзывчивый. Как-то поздним вечером
Артём возвращался с тренировки и увидел, как подростки
издевались над беззащитным щенком. Юноша забрал несчастное
животное и отнёс его в приют. Своими действиями мой друг
предотвратил дальнейшую жестокость. Поступком Артёма можно
гордиться.
Таким образом, я доказал, что жестокость – это бессердечное
отношение к окружающим. (125 слов)
19. Пример сочинения по тексту Е. Габовой «Светку Сергееву мы не любили….» (в качестве второго аргумента (3 абзац) взят пример из
художественной литературы)
На мой взгляд, жестокость – это бессердечное, грубое отношение
к окружающим. Таким качеством обладают злые люди, не способные
сочувствовать и сопереживать. Докажу справедливость своих слов
конкретными примерами.
Обратимся к предложенному тексту. В нём повествуется о
жестокости одноклассников Светки (предложения 30-39). Ребята
относились к Рыжухе бессердечно, потому что она резко отличалась
от них. Светка бедно одевалась и громко пела на озере. Автор
продемонстрировал нам яркий образец жестокости.
Приведу
пример
из
художественной
литературы.
В
произведении Владимира Железникова «Чучело» рассказывается о
жестокости подростков. Одноклассники издевались над Леной
Бессольцевой. Они оскорбляли её, унижали и даже били. К
сожалению, такие ситуации возникают в среде подростков, где
правит бездушное большинство.
Таким образом, я доказал, что жестокость – это бессердечное
отношение к окружающим. (112 слов)
20. Домашнее задание
Написать сочинение по тексту В5 (Г.Т. Егораева
ОГЭ 2024) Как вы понимаете значение слова
ПРЕДАТЕЛЬСТВО? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Можно
ли простить предательство?»,взяв в качестве тезиса
данное Вами определение.