Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования? Итоговое сочинение
Сотни лет ведутся учеными споры о том, стоит ли закрывать глаза на человечность, нравственность, и проводить опыты, например, на неизлечимо больных, опасных преступниках, в пользу науки. Лучшие умы мировой науки задают себе этот вопрос: можно ли для научных достижений закрыть глаза на нравственные ограничения? Объясню, почему отрицательно отношусь к этому.
Как всегда, ответ можно найти в произведениях гениальных литераторов. Яркий пример российской литературы – книга «Голова профессора Доуэля» (автор А. Беляев). Ученый-авантюрист Керн сделал блестящее открытие – он может подключить мертвую голову к приборам и заставить ее говорить, думать. С первых страниц можно почувствовать безнравственный «душок» действий Керна. Коллега Доуэль, чью голову оживил Керн в первом опыте, умер при непонятных обстоятельствах! Возникает подозрение, что Керн «помог» коллеге скончаться, чтобы поставить над ним этот опыт.
Похожую ситуацию описывает Р. Л. Стивенсон в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Врач Генри Джекил изобретает чудо-лекарство: средство превращает человека в чудовище, позволяет как бы «выпустить пар», избавиться от негатива, а потом вернуться к нормальной жизни. Только не учел Джекил, что постепенно мистер Хайд, его «темная половина», в конце концов победит нормальную личность. Мистер Хайд не смог возвратиться в нормальный облик, и доктору пришлось покончить с собой, чтобы остановить убийцу.
Теперь – о перспективе в науке закрывать глаза на нравственность. Как соблазнительна идея проводить опыты на безнадежно больных людях! Или – на ожидающих смертную казнь. А не появится ли потом мысль использовать «подопытными кроликами» и здоровых людей? Ведь это, в итоге, для их же пользы! Но ни в коем случае нельзя бесчеловечно проводить опыты на людях, даже если будет совершено полезное открытие.
Слова: «Это же делается для людей!» – не должны служить никогда оправданием, тем более в науке. У ученых в первую очередь должен быть порог нравственности, который переступать нельзя. Даже для пользы всему человечеству.