Как по вашему связаны понятия чести и совести? Итоговое сочинение 2022-2023
Понятия чести и совести связаны между собой самым тесным образом. Честь – это внутреннее достоинство, моральные качества, которые вызывают чувство гордости, самоуважения. Совесть – это нравственный стержень, внутренний голос, который подсказывает нам, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Если человек совершает бесчестный поступок, то в его душе звучит голос осуждения, совесть мучит и заставляет страдать. Под воздействием совести он раскаивается в содеянном, стремится исправить нравственные ошибки, встать на истинный путь добра и истины. Если же мы делаем правильный моральный выбор, то испытываем удовлетворение, внутренний голос нас словно поощряет за достойный и честный поступок.
Проблема чести и совести раскрывается во многих произведениях русской классики. Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главным героем движет ложное чувство чести, когда он получает вызов на дуэль. Испугавшись местного сплетника Зарецкого, Онегин принимает вызов. Но, оставшись наедине с собой, он чувствует недовольство. Совесть ему подсказывает, что он сделал неправильный выбор. Он должен был объясниться с другом Ленским, попросить у него прощения за недостойной поведение на именинах Татьяны, когда он, желая отомстить юному поэту и «взбесить» его, начал ухаживать за Ольгой Лариной. Бесчестный поступок героя, его неправильный нравственный выбор привели к трагедии. Ленский убит на поединке, а Евгения терзает совесть. Из этого примера следует, что нужно прислушиваться к голосу совести и поступать в соответствии с нравственным чувством, хранить честь и внутреннее достоинство.
Приведём ещё один пример из художественного произведения. В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв в своих поступках следует завету отца: «Береги честь смолоду». Юный офицер служит в Белогорской крепости и оказывается в эпицентре событий, когда войско Пугачёва захватывает форпост. Гринёв отказывается признавать в самозванце императора Петра III, не хочет переходить на сторону мятежников и не даёт предводителю крестьян обещания не воевать против него. Дворянин объясняет, что он давал присягу императрице и будет верен ей. Пугачёв был поражён искренностью офицера и отпустил его на все четыре стороны, помня подаренный молодым барином на постоялом дворе заячий тулуп. Когда же по доносу Швабрина Петра обвиняют в измене и сотрудничестве с Пугачёвым, дворянин хранит молчание, не желая называть имя Маши Мироновой, защищая её честь.
Таким образом, герой «Капитанской дочки» бережёт свою честь и честь любимой девушки, поступает в соответствии с совестью. Поэтому Пётр признаётся себе, что, вспоминая о своих ответах Пугачёву, он испытывает и спустя тридцать лет моральное удовлетворение. На основании приведённых литературных примеров мы приходим к выводу, что понятия чести и совести взаимосвязаны. Это нравственные категории, которые являются наиболее точным средством характеристики личности. Не случайно мы говорим о ком-либо с уважением, что это честный и совестливый человек. А если личность крайне нам неприятна вследствие безнравственных поступков, то о нём говорят, что это бесчестный и бессовестный человек.
Как по вашему связаны понятия чести и совести итоговое сочинение
Совесть — это нравственные ориентиры, определяющие наше отношение к поступкам, словам, явлениям жизни. С этим понятием логически связано определение «честь», означающее моральное кредо человека. Если совесть — это общая мерка, которой все стараются соответствовать, то честь — это личное восприятие морально-этических аспектов, оно у каждого свое. Чтобы объяснить разницу и взаимосвязь терминов, приведу примеры из литературы.
Совесть определяет базовые ценности человека, которые формируют его личное понимание чести. Без нее личность так и не выработает свое морально-нравственное кредо. Это доказывает пример из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин отрекся от общих этических основ и правил, у него нет границ дозволенного, а единственный ориентир его поступков — это эгоизм. Взывать к его совести — занятие бессмысленное, чего нет — того нет. Поэтому у героя нет и чести: он предает Родину, нападает со спины, клевещет на людей, которые хорошо к нему относились. Алексей не щадит ни друга, ни возлюбленную, ни своих родителей. Поскольку Алексей не принимал нравственные основы своего времени и окружения, он не мог «сохранить честь смолоду», так как даже не знал, что это такое. Он не думал о моральных вопросах, потому то что понятие «совести» было ему чуждо. Таким образом, без общего нравственного ориентира нет и частного мнения о том, что хорошо, а что плохо.
Не менее остро эта тема поставлена в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов был совестливым человеком: с ранних лет жалел обиженных, не терпел несправедливого отношения, был прямодушен и доброжелателен. Например, его тяготили мысли о судьбе Натальи, он чувствовал себя виноватым по отношению к ней. Поэтому и на войне ложные понятия об солдатской чести не обманули Григория. Ему внушали, что убить врага — это хорошо и даже почетно. Но вместо гордости он чувствовал горечь, вину и стыд, когда убил безоружного человека, хоть и во вражеской форме. Не унял свой гнев Григорий и тогда, когда его сослуживцы насиловали повариху из их части. Несмотря на то, что «все это делали», даже начальство, Мелехов считал это преступление омерзительным. У него было понимание своей чести: он не хотел убивать безоружных, обижать невинных и слабых, это казалось ему позорным. Это мнение проистекает из морально-нравственных ориентиров героя, называемых «совестью». Именно она подсказала герою, как нужно и не нужно себя вести достойному мужчине, солдату, мужу. Совесть — это источник и мерило чести.
Подведем итоги: понятие «совесть» означает общие для всех моральные каноны, а «честь» — это личное восприятие этих правил. Если у человека нет нравственного ориентира, у него не будет и морально-этического кредо, так как ему не на что опереться. Такова логическая взаимосвязь двух важнейших понятий, выражающих человеческую сущность.
Пример №3 итогового сочинения
Честь и совесть — категории этики. Совесть тесно связана с нравственным самоконтролем: совершая плохой поступок, человек испытывает моральные муки. Честь же связна с благородством и справедливостью. Это более широкое понятие, включающее как раз чистую совесть. Однако есть люди, которым, увы, не знакомы эти понятия: то есть определения они знать могут, но вот жить по чести и совести нет. Ради своих целей они могут перешагнуть через нормы права и морали, поступиться честью, а совесть их мучить не будет. В правоте этого мнения убеждают нас и литературные примеры.
Вспомним героиню Л.Н. Толстого Элен Курагину. Внешне безупречная, блестящая аристократка-красавица. Она умеет всех очаровать, очень приветлива и общительна. Казалось бы, из семьи, имеющей древнюю родословную, Элен должна была унаследовать понятия чести и совести. Но героиня лишена вообще каких-то моральных принципов. Во главе её интересов — удовольствия и деньги. Поэтому она ведёт распутный образ жизни.
Поэтому же выходит замуж за Пьера, не интересуясь им как личностью, а только из-за богатства. И даже когда она достигает своей цели, то по-прежнему продолжает вести разгульную светскую жизнь. А ведь главная жизненная цель женщины, по мнению автора, — быть матерью. Элен же совсем не думает ни о детях, ни о муже. Именно поэтому итог её жизни ужасен: она умирает в муках. То есть жить без чести и совести нельзя. К такому выводу приводит нас Л.Н. Толстой.
В романе-эпопее «Война и мир» есть ещё один, пусть и второстепенный персонаж — Берг. Он также лишён каких-либо моральных принципов и живёт лишь ради выгоды. Даже во время оставления Москвы он (не забываем — гвардейский офицер!) думает не об Отечестве, а о том, как бы прикупить дешевле «шифоньерочку». Человек без чести и совести не имеет возлюбленной, друзей, лишён уважения окружающих. К такому выводу приводит нас автор, раскрывая моральную деградацию героя.
Литературные примеры показывают, что есть люди, не знакомые с честью, совестью, благородством. Свои желания они ставят превыше всего, совершенно не заботятся об окружающих. Сожалеют ли они о своих ошибках? Хотелось бы в это верить. Потому что только честь и совесть дают человеку «кредит доверия», защиту от низости и лжи, помогают преодолевать препятствия. Да и об уважении не стоит забывать. Об уважении окружающих и самого себя. Ведь только человек честный, совестливый сформирован как настоящая личность.
Пример №4 итогового сочинения
Нередко слова «честь» и «совесть» в нашей повседневной речи подменяют друг друга. Когда мы видим перед собой обладателя доброго имени и твердых моральных устоев, мы наверняка уверены в том, что он совестливый, так как именно это качество определяет высокую степень нравственной ответственности личности перед собой и окружающими людьми. Без него мы никогда не почувствуем, как подобает поступить человеку чести в той или иной ситуации. Совесть – своеобразный ориентир, что помогает нам не сбиться с курса.
Чтобы доказать свою точку зрения, приведу аргументы из литературы. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин похищает Бэлу, юную кавказскую девушку. Этот поступок налагает на него большую ответственность, но Григорий не хочет ее нести. Легкомысленный поступок, который обесчестил несчастную пленницу в глазах родных, не вызвал раскаяния у похитителя. Равнодушный и неудовлетворенный, он продолжает жить, как не в чем ни бывало. Муки совести неведомы ему и не свойственны его натуре. Так же жестоко и безответственно он вел себя с Верой и княжной Мэри. После этого Печорина нельзя назвать человеком чести, он демонстрирует лишь внешние ее черты, чтобы сосуществовать с обществом . Он совершает поступки, несовместимые с достоинством, лишь потому, что не имеет внутреннего нравственного ориентира. В этом бессовестном, а, следовательно, и бесчестном образе жизни его трагедия.
Еще один аргумент можно найти в русской драматургии. В пьесе Островского «Гроза» Катерина изменила мужу. Можно сказать, что она стала бесчестной женщиной, но совесть не позволила ей мириться с такой участью. Она призналась во всем своей семье и покончила с собой, так и не отыскав возможности принять жизнь без любви, как и жизнь без чести. У героини были непоколебимые моральные принципы, которые по могуществу над ее существом могли сравниться лишь с ее чувствительностью. В результате, их столкновение породило в ней желание смерти, как избавления. Если бы у нее не было совести, она спокойно изменяла бы мужу и водила за нос любовника, то есть погрязла бы в бесчестии. Но благодаря внутреннему ориентиру она осталась чистым человеком, незапятнанным грехом.
Как же связаны понятия чести и совести? Совесть – неотъемлемая черта человека чести. Она позволяет ему поступать правильно, различая плохое и хорошее. Если такие люди оступятся, они не могут жить с этим и пытаются исправить ошибку, загладить свою вину. Когда же речь идет о человеке непорядочном, говорящие, силясь объяснить такое поведение, разводят руками и восклицают: «Совести у него нет!».
Пример №5 итогового сочинения
Где следует честь, там следует совесть, ведь эти понятия неразрывны. Именно чувство ответственности, осознание того, что ты должен что-то сделать, заставляет человека двигаться вперед. Человек чувствует себя окрыленным и довольным собой, если он может сказать, что всегда сдерживает свои обещания. Быть честным с самим собой – означает иметь чистую совесть.
Личность испытывает стыд, ущемление собственного достоинства, если не получается выполнить обязательства. Он понимает, что если пойдет на компромисс с собственной совестью, то неизбежно запятнает свою честь. Никто не станет уважать хитрого, изворотливого лжеца, который не знает стыда и на которого невозможно положиться. В обществе уважают честных и совестливых людей, умеющих помогать и сочувствовать чужому горю. Именно моральные принципы, основанные на чести и совести, позволяют назвать человека порядочным.
Примеры такому явлению, где честь и совесть являются единым целым, можно найти в художественной литературе.
В произведении А.С. Пушкина, повести «Капитанская дочка» главный герой, Петр Гринев, столкнулся с проблемой чести и совести. Этот молодой офицер служил отечеству верой и правдой и даже в самых непростых ситуациях старался не запятнать свою честь. Ему было совестно не оправдать надежд своих близких. Он старался с честью выполнить свой долг, во что бы то ни стало. Совесть (то есть осознание ответственности перед Отечеством и своей семьей) заставляет его служить как можно лучше, а постоянная связь с отцом ни на минуту не дает забыть об этом.
Очень показателен в этом плане эпизод, когда Гриневу сообщили о том, что Швабрин держит его возлюбленную в неволе. Вынужденно покидая место службы (а по сути, дезертируя) Гринев испытывал муки совести. С одной стороны, он боялся запятнать свою честь перед лицом семьи и государства, а с другой – оставить любимую девушку в беде. Таким образом, понятия «честь» и «совесть» неразлучно сопровождали молодого человека на протяжении всей его жизни.
В произведении М.А. Шолохова, рассказе «Судьба человека», также показан пример, где понятия чести и совести неразрывны. Совесть Андрея Соколова не позволяла ему запятнать свою честь, предать Родину. Эти же моральные принципы не давали русскому солдату выпить за победу врага, несмотря на то, что отказ грозил смертью.
Также поучителен эпизод, как повел себя Андрей, получив целую булку хлеба и кусок сала от развеселившихся на пирушке фашистов. Несмотря на лютый голод, он не съел в одиночку ни кусочка, а разделил все поровну между пленными, сидевшими с ним в одной камере. Хлеба всем досталось «со спичечный коробок», а сала – «губы обмазать». Однако совесть и честь, неразрывно присутствующие в сознании героя, не позволили ему поступить иным образом.
Таким образом, можно сделать вывод, что совесть и честь всегда находятся рядом. Невозможно сохранить честь, запятнав при этом совесть. Только благородные, справедливые, неравнодушные к чужой беде люди могут с честью идти по дороге жизни.
Пример №6 итогового сочинения
Как, по-вашему связаны понятия чести и совести? Можно ли разделить эти два понятия? Честь и совесть-это одно составное человека. И на мой взгляд эти понятия не разделимы. Честь нельзя отнять её можно потерять. И если же человек теряет честь, то он автоматически теряет и совесть. Ведь честь раскрывает отношение к самому себе, и к другим со стороны окружающего общества. Все знают что такое честь и совесть, но не каждый их имеет. Есть те, которые готовы родину продать, спасая собственную шкуру, но до конца жизни их будет мучить совесть. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою родину. А некоторым даже стыдно проявлять милосердие, сочувствие и сострадание.
На мой взгляд, в прошлом веке, люди больше ценили свою честь и совесть. В русской литературе есть множество примеров, когда для человека честь и совесть дороже жизни.Возьмем к примеру произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главным героем которого является Пётр Гринёв. На мой взгляд человек честь и совести. Он не потеряв своего доброго имени, прошел все испытания выпавшие на его нелегкую долю. При захвате Белгородской крепости Пугачёвым, в отличии от остальных, Гринёв единственный отказался целовать руку самозванцу.
Ещё одним примером является повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Два брата- Остап и Андрий. Остап- отважный, честный человек, никогда не предавал своих товарищей, отдал жизнь, пытаясь спасти свой народ и свою родину. Совсем другой человек Андрий. Нежный, ласковый спокойный. Всегда думает о себе. Личные планы у него на первом месте. Он предал свою родину, отца, брата, товарищей, ради любви к польской Панночке. Умирает он от рук своего отца, не вытерпевшего предательства. Читая эти произведения, я многому научился, и многое понял для себя, главное что бы человек не забывал о чести и совести к людям, к родине, к самому себе.
Есть две дороги- идти с честью и совестью, или же идти без них. И каждый выбирает то, что ему ближе подходит по душе. Но ведь всем хочется уважительного отношения к себе, но не каждый достоин такого отношения. Литература учит меня жизни, примером для меня послужило следующее высказывание: «Если тебе не нравится мир в котором ы живешь, то измени его, но сначала посмотри на себя».
Пример №7 итогового сочинения
Каждый хоть раз задумывался о взаимосвязи человеческих качеств, поступков и совести. Как же связаны понятия чести и совести? На мой взгляд, между ними прослеживается тесная связь. Человек, для которого важно сохранять честь и достоинство, обладает способностью анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль, расставлять для себя нравственные обязанности и выполнять их, что является отражением чувства совести. Тогда этот человек проявляет положительные качества, совершая благородные поступки, в отличие от того, кому это не свойственно.
Многие авторы обращались к теме проявления совести и чести. Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой, Петр Гринев, попадая в сложные ситуации,проявлял свои лучшие качества. К таким ситуациям можно отнести эпизод, когда Пугачев, захватив крепость и казнив всех, кто не присягнул ему, помиловал Гринёва,несмотря на то, что тот отказался подчиняться ему. Ведь Савельич напомнил о том, что ранее, случайно встретившись с бунтовщиком, но не зная на тот момент ничего о нем, Пётр с состраданием отнёсся к нему(отдал заячий тулуп). Главному герою удалось сохранить свою жизнь,честь и достоинство, он остался верен долгу. Этот эпизод наталкивает нас на мысль о том, что, поступая по совести, расставляя для себя нравственные обязанности и выполняя их, человек проявляет свои лучшие черты,обладает честью и достоинством.
С другой стороны, обратимся к жизненному пути героя этого же рассказа, Швабрину. Он попал в крепость за дуэль и ,когда Пугачев отправил Петра в Оренбург, стал комендантом и, получив власть, злоупотреблял ею, принуждая Машу к замужеству. Столкнувшись со сложностями, он проявил свои худшие качества: не остался верен долгу и присягнул врагу, злоупотреблял властью в отношении более слабого человека, который не мог противостоять ему. На примере судьбы этого персонажа мы видим, что человек в жизненных ситуациях проявляет отрицательные черты: подлость, зависть, злость, способность к предательству в том случае, если не прислушивается к себе, своей совести, не раскаивается в содеянном. И это говорит о том, что честь и достоинство у такого человека отсутствует, как и совесть.
Итак, мы еще раз убеждаемся в том, что понятия совести и чести тесно связаны между собой. Только человек, не теряющий самообладания, ставящийся честь превыше всего, поступает по совести. А тот, кто не прислушивается к себе, своему внутреннему голосу, совершает подлые поступки, при этом показывая отсутствие собственного достоинства.