Сочинение нравственная проблема уважительного отношения к чувствам других людей в повести Бедная Лиза Н М Карамзина 9 класс

Контрольное сочинение «Литература XVIII в.»

Темы сочинений:
• «“Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева
глазами современного читателя»
• «“Я знак бессмертия себе воздвигнул…” (М. В.
Ломоносов — выдающийся русский поэт, учёный,
деятель культуры)».
• Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза».

2.

Материал к сочинению
• Ломоносов был талантливым поэтом, лингвистом и реформатором
русского языка и системы стихосложения.
• Ода — лирический жанр литературы, который восхваляет личность
или значимое событие. (Патетические восклицания. Риторические
вопросы. Обращения к молодому поколению и императрице).
• Воодушевление, надежды и жажда перемен Ломоносова повлияли на
выбор главных тем торжественной оды.
• Вступление, основная часть, заключение. О чем, о ком говорит поэт? (
основные заслуги Петра I, Елизаветы, обращение к молодежи)
• Прекрасна и изобильна страна, которой правит Елизавета.
• Самая важная тема — это любовь к Родине.
• Личность автора. (Поэт считает себя вправе давать советы
императрице).

3.

Николай Гаврилович Чернышевский
«Страстно любил науку, но думал и заботился
исключительно о том, что нужно было для
блага его родины.
Он хотел служить не чистой науке, а только
отечеству».

4.

• ПРОБЛЕМА – (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно
возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный
комплекс вопросов, решение которых представляет
существенный практический или теоретический интерес.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
• Проблема – (от греч. problema – задача) – задача, решение
которой ориентировано не столько на достижение практического
результата, сколько на выработку новой или осмысление уже
сформировавшейся позиции ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

5.

Что такое нравственность?
• Нравственность — моральное качество человека, некие правила,
которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще
всего употребляющийся в речи и литературе как синоним
морали, иногда — этики.
• 1.Внутренние – духовные и душевные – качества человека,
основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и
т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
• 2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на
таких качествах.

6.

• Какие нравственные проблемы вы выделите в повести
Карамзина?
• проблема ответственности человека за свои поступки
• проблема уважительного отношения к чувствам других людей
• проблема сословного эгоизма, превосходства
• проблема сострадания и т.д.

7.

Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в
своем произведении?
• урок доброты и сострадания
• урок ответственности за свои поступки
• урок бережного отношения к чувствам других людей
• урок равенства людей вне зависимости от их социального
положения
• урок осторожности, предусмотрительности

8.

Определите тему этого произведения?
1)
2)
3)
4)
социальное неравенство,
тема «маленького человека»,
любовная тема, предательство,
тема «маленького человека»: мелкий, необразованный
человек из низшего класса, не может в своей любви ждать
дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы
представителей разных социальных слоев

9.

ВЫВОД
• Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую
позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин
соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и
эстетическое. Проблематика произведения строится на
противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли
высшего нравственного идеала. В небольшом по объему
произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное
обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее, он
выступил за гармонию рассудка и чувства в любви, он
пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за
отступления от законов морали.

10.

План сочинения
Вступление
1) Что такое нравственность? (по словарю)
2) Нравственность в моем понимании.
Основная часть
3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом
произведении и как раскрывает?
4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок,
поведение, человек)
Заключение
1) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?
Какие нравственные уроки дает нам автор?

Поделитесь с одноклассниками