Сочинение Нарицательное значение его имени

Почему имя Митрофана стало нарицательным? (ЕГЭ по литературе)

Комедия Д. И. Фонвизина Недоросль” известна чуть ли ни каждому человеку, кто не слышал фразы “не хочу учиться, хочу жениться” или ”начинаются чины — перестает искренность”. Своим произведением автору удалось изобличить невежество, невоспитанность, деспотичность провинциальных помещиков и показать все остро стоящие проблемы восемнадцатого века, среди которых: издевательство над крепостным людьми, невежество и необразованность. Д. И. Фонвизин выступил против укладов дворянства и показал его пороки, наделив ими часть своих персонажей и представив их в комическом свете. Многие персонажи так запомнились читателям, что их реплики стали цитироваться, а имена стали нарицательными. Одним из них, как раз стало имя Митрофанушки, который и является тем самым “недорослем”. Митрофан — центральный мужской персонаж комедии, сын помещицы Простаковой, которая в нём души не чает, потопает любой его прихоти и чрезмерно опекает.

Хоть мать и наняла ему учителей, что она сделала не с целью обучить сына, чему либо, а лишь потому что это было модно, Митрофан не особенно жалует науки. Одно из значений слова “недоросль” применительно к дворянину не достигшему шестнадцати лет и вследствие возраста не имеющий права поступить на военную службу или жениться. Но Д. И. Фонвизин вложил иной смысл в данное понятие, писатель скорее имел ввиду недоучившегося, глуповатого человека. Второй вариант и вправду больше подходит для Митрофанушки, невежды, не постигшего даже азы грамотности. Черты героя изображены во многих сценах: сцене примерки кафтана, драки со Скотининым, мы видим его на уроке, в сцене неудавшегося похищения Софьи. Это даёт возможность зрителю увидеть персонажа с разных сторон и увидеть в нем такие черты, как полное невежество, грубость, избалованность, эгоизм, лень. Взять в пример, эпизод “экзамена” Митрофанушки, когда он даже не смог объяснить, что такое география. А на вопрос Правдина “что есть существительное, а что прилагательное”, нерадивый ученик ответил, что “Дверь есть прилагательна,так как она прилагается к двери”. Комичности добавляет и тот факт, что Простакова заступается за своего сына, отвечая на вопросы “экзаменаторов”: “то вздор, чего не знает Митрофанушка.” Женщина убеждена в том, что “Без наук люди живут и жили” и приводит в пример истории не менее глупых и необразованных людей. Каким ещё мог стать Митрофан, если у него с детства перед глазами такой пример. Конечно подобные эпизоды вызывают улыбки читателей, а фразы становятся крылатыми. Образ Митрофанушки стал олицетворением беспросветной глупости и невежества для многих поколений. Потому что в своём произведении автор затронул вечную проблему воспитания молодых людей и такие “Митрофанушки” существуют во все времена. Именно поэтому это имя стало нарицательным и используется по сей день.

Обновлено: 2020-07-27 Опубликовал(а): Алена Череватюк

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание.

Поделитесь с одноклассниками