Проект Надо, надо умываться по утрам и вечерам”
Тип проекта: информационно-исследовательский.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный.
По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети группы раннего возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит и через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стихотворениями, потешками. Произведения художественной литературы помогают установлению эмоционального контакта, общению взрослого с ребенком. Небольшие по объему рассказы, сказки, потешки, прибаутки, песенки можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи легко сопровождать действиями, обыгрывать их.
Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.
- обеспечить благоприятную обстановку и условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста,
- создать атмосферу психологического комфорта и предупреждения утомления детей,
- обеспечить безопасность детей.
План работы над проектом
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Наблюдает за детьми. Проводит диагностику. Организует предметно-развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации. |
Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения. Играют. |
2 этап – реализация проекта
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводит в игровую ситуацию, формулирует проблему: «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?» Организует занятия, беседы. Организует игры. Читает художественную литературу. Оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. Описывает и анализирует работу над проектом. |
Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. Принятие решения: «Помочь кукле Маше: научить ее умываться, следить за внешним видом». С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений. |
3 этап – подведение итогов
Анализ работы
- чтение художественной литературы,
- сюжетно – отобразительная игру: «Купание куклы Маши»,
- разучивание потешки «Водичка, водичка…»,
- рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание,
- исследовательскую деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная),
- рисование «Платье для Машеньки»,
- подвижные игры «Тепики», «Пузырь» и др.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в соответствии с текстом. Дети раннего возраста учились самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем, выполнять поручения из 2-3 действий. С радостью рассматривали в зеркале свое чистое лицо. Активно передавали словом, действием содержание произведения, проявляя интерес и к рассматриванию иллюстраций.
Сделана подборка литературно – речевого материала по теме проекта, дидактических игр, опытов с водой.
Схема реализации проекта: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж «Учитель», 2006.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1987.
- Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. М.: Панорама, 2006.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007.
- Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Купецкова Е.Ф. Программа «Ребенок и весь мир».
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
- Программа «Истоки». М.: Просвещение, 2003.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 лет. – М., АСТ, 1999.
“