Национальное самосознание в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кокшаров Николай Васильевич
Региональные типы модерна в Украине как источник ментальных конфликтов Восточнославянский этнический сепаратизм: русины и казаки Тенденции развития этнического сознания народов России: политологический анализ Этническое самосознание казаков Бурятско-русский диалог в процессах национально-культурного возрождения: теоретический аспект i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Национальное самосознание в России»
престанно действовал вопреки последним.59 В. О. Ключевский усматривал в казачестве слой русского общества, некогда распространенный по всей Руси: “еще в XVI в. казаками звали наемный рабочих, батрачивших по крестьянским дворам, людей без определенный занятий и постоянного местожительства. Позднее этому бродячему бездомному классу в Московской Руси усвоено бышо звание вольных гулящих людей, или вольницы”.60 Н. И. Костомаров связывал зарождение казачества с утверждением в России самодержавия и видел в казаках охранителей традиций древних русских вольностей. “Казачество тогда возникло, — писал он, — когда удельная стихия падала под торжеством единодержавия, оно было противодействием старого новому. Ряды казачества наполнялись недовольными, теми, кто не уживался в обществе, для кого не по натуре быши его узы”.61
В советский период и в настоящее время возникновение казачества рассматривалось и рассматривается как следствие усиления податного гнета и крепостничества в центре. Именно стремление освободиться от феодальной эксплуатации толкало народные массы к бегству на новые земли, за рубеж самодержавного государства, что гарантировало им личную свободу, независимость от царской власти, возможность трудиться на себя. При этом отдельные историки видят в появлении вольного казачества “приснак начавшегося разложения феодально-крепостнического строя”, а в казачьих сообществах не только “политические организации государственного типа”, но и “антифеодальные государственные образования”, “своеобразные (пусть и не развитые) демократические республиканские организации”. 2
Большая советская энциклопедия и Советская историческая энциклопедия определяют казачество в Х^-Х^1 вв. следующим образом: “казачество составляли вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, лица несшие военную службу в пограничныгх районах”.63
Таким образом, однозначного ответа на вопрос о происхождении казачества на сегодняшний день не существует, однако сама данная проблематика затрагивает колоссальный пласт философских и исторических вопросов, на которые науке еще, видимо, предстоит дать свои ответы.
Национальное самосознание в России
В дореволюционной России интерес к национальному самосознанию проявляется в исторических, философских, социально-политических изданиях. Национальное самосознание в политической литературе впервые
59 Соловьев С. М. История России. Т. 4. М., 1960. С. 390-391.
60 Ключевский В. О. Сочинения. Т. 3. М., 1957. С. 104-106.
61 Костомаров Н. И. Собрание сочинений. СПб., 1903. Т. 2. Кн. 1. С. 409.
62 Козлов С. А. Кавказ в судьбах казачества СПб., 1996. С. 4.
63 Большая советская энциклопедия. Т. 11. М., 1973. С. 175, Советская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 1965. С. 815.
появилось в докладе, посвященном 60-летию образования СССР, с которым выступил в 1982 г. руководитель страны Ю. В. Андропов. Реабилитации понятия “национальное самосознание” предшествовали робкие дискуссии о сущности этого явления и его роли в системе национальных отношений. Само понятие “самосознание” многие годы в России было предано забвению. Не случайно исследование национального самосознания начали этнографы. В работах П. Кушнера (П. И. Кныш), В. Козлова, И. Потехина и других возобновилось исследование этого явления в жизни общества. В последние годы проблемами национального самосознания зани маются уже многие исследователи.
События последних лет и характер межнационального взаимодействия свидетельствуют о значительной роли национального самосознания в эт-нополитических процессах России и мировом сообществе. “Национальное сознание представляет собой совокупность социальных, политических, экологических, просветительских, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, отражающих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей. Следовательно, национальное сознание отражает социально-экономическую, политическую, духовную стороны жизнедеятельности национального обра-зования.”1 Национальное сознание функционирует как на уровне идеологии, так и общественной психологии.
Национальное сознание является проводником идей, взглядов, пред -ставлений и осуществляет связь настоящего с прошлым и будущим. Но если в нацио нальном сознании системообразующими элементами выступает идея превосходства и противопоставления одного народа над другим, то это является националистическим, а точнее — шовинистическим со -знанием. Национальное сознание проявляется на уровне общности, тогда как национальное самосознание проявляется на уровне общности и личности. Русский философ И. А. Ильин в свое время писал: “Самосознание народов России неизбежно несет в себе отпечаток национального своеобразия, что, в свою очередь, инициирует диалог, взаимодействие народов и культур, служит фактором их дальнейшего взаимообогащения и развития. Важно, однако, чтобы развитие национального самосознания народов как духовной основы их самоопределения вело не к отчуждению, а к укреплению их единства. Не плоского, нивелированного единства, к которому нас призывают монополисты, а диалектического единства, единства во множестве, “всеединства”.2 В XXI в., значительнее, чем в XX в., возможно, усилится тенденция всемирного масштаба в нивелировке образа жизнедеятельности этнических, национальных его сторон. А так как национальная специфика – это, прежде всего, категория духовной культуры (материальная сторона культуры детерминирована духовной первоосновой), то и разрушение затронет глубинные основы культуры, а значит и
1 Багдасарова А. Б. Механизм перерастания национального самосознания в националистическое // Этнические проблемы современности. Вып. 4. Ставрополь, 1999. С. 79.
2 Ильин И. А. Собр. соч. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 331.
национальное самосознание. Постому естественным отсетом на такие разрушительные процессы в культуре является стержень сопротивления — национальное самосознание. Национальное самосознание морально укрепляет человека, побуждая его интерес к отечественной истории, к своим ценностям и тради циям. Отрыв от национальных корней неизбежно приводит к национальному нигилизму и духовному оскудению. Рус -ский философ Г. П. Федотов в работе “Судьба и грехи России” обстоятельно рассматривает вопросы нации и национального самосознания. По его мнению, национальное самосознание обязательно политично, так как это есть, прежде всего, сознание исторического существования какого-то народа, его стремление построить свою государственность, оно обладает определенной иерархией ценностей, это те ценности, которые мы при -знаем для отдельной личности. Национальное самосознание неустойчиво и капризно, то расширяется, то сужается на протяжении кратких отрезков исторического времени. Основная духовная работа в развитии национального самосознания ложится на интеллигенцию. По мнению Г. Федотова, интеллигенция повинна в грехах России. Мысли другого русского философа С. Н. Булгакова о судьбе национального самосознания, о его слабостях имеют острую актуальность и в настоящее время. “Вследствие рационалистического космополитизма нашей интеллигенции, задающей тон в печати и общественном мнении, у нас получилось такое положение вещей, что русская национальность в силу своей одиозной политической привилегированности в общественном сознании оказывается под некоторым моральным бойкотом, всякое обнаружение русского национального самосознания встречается недоверчивостью и враждебностью, и этот бойкот или самоубийство русского самосознания в русском обществе отражает его духовную слабость.”3
Национальное самосознание на личностном уровне — это осознание своих этнических связей (интерес к прошлому своего народа, его национальной культуре, традициям, обыгааям) и своего отношения к ним. Национальное самосознание имеет сложную структуру и поэтому необходим глубокий научный анализ как самого явления, так и факторов, способствующих его формированию, повышению уровня. Национальное самосознание — “явление весьма сложное и спонтанное. Как феномен оно принципиально не подлежит верификации. В подтверждении данного тезиса достаточно отметить, что роль национального самосознания неизбежно сопровождается двумя процессами — усилением патриотизма и оформлением национализма. Известно также, что системности в развитии нравственности нет стадиальности. Как нет ее и в развитии других сфер духовной жизнедеятельности”.4 Трудно согласиться с Г. Никишовым, что само-
3 Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1992. С. 193.
4 Васильева К. К. Общероссийская национально-государственная идея: этнотрадицио-нализм и российский патриотизм // Национальная идея: образование и воспитание (фило-софско-методологические и региональные аспекты). Материалы науч.-практ. конф. Чита, 15-17 апреля 1997 г. Вып. 1. Чита, 1998. С. 97.
сознание формируется только иррационально. “Самосознание отдельного человека не суть продукт ума, а суть продукт чувства. Это означает, что самосознание формируется не рационалистически, не с помо щью ума, а в глубоком сознании и даже подсознании, оно эмоционально, и на его становление влияет множество факторов интуитивного и чувственного восприятия. В русском языке это обозначается очень емким словом — душа. Сущность самосознания с трудом поддается словесной формализации”.5 Да, формируется национальное самосознание и иррационально, но не только. Скорее автор согласен с П. Ковалевским, что национальное самосознание есть выражение определенно выраженного воззрения о любви к родине, ее славе, ее чести, величии и силе. Такое проявление национализма требует значительного умственного развития и образования и присуще образованным слоям общества. “Национальное самосознание есть акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, своей нации. Это есть осознание единства основных начал жизни и необходимости взаимного содействия для преследования общих целей, которое пронизывает весь народ и отдельных его членов”.6
Сущность и природа национального самосознания раскрывается в представлениях людей об общности национального происхождения, принадлежности к родной земле, осознанном отношении к историческому прошлому и настоящему, к родному языку, культуре. Оно в значительной степени носит характер оценочного отношения к сущностным проявлениям национального хозяйственно-культурного уклада, духовной жизни нации. Конечно, формирование национального самосознания обусловлено, так или иначе, наличием межнациональных контактов, формированием некоторых представлений о национальной определенности не только своих, но и других народов. Исходным моментом формирования национального самосознания в итоге является другая нация. Чем интенсивнее межнациональное общение, тем более развито национальное самосознание. Развитие национального самосознания вглубь связано с повышением уровня понимания национальных интересов, осознанием взаимообусловленных национальных идеалов с социальными, отвечающими потребностям развития нации. Развитие национального самосознания вширь происходит путем распространения среди населения идеологий, создаваемых творческой интеллигенцией. Огромную роль играют средства массовой информации. А политизация национального самосознания может быть связана с обострением общественно-политических противоречий, стимулирующих рост политической активности, подъем национального движения.
Национальная определенность самосознания является следствием восприятия тех различий, которые существуют между нациями. Они связаны с бытовыми, языковыми, культурными и иными особенностями,
5 Никишов Г. Русская музыка как зеркало русского самосознания // Русское самосознание. Философско-исторический журнал. СПб., 1998. N 4. С. 111.
6 Ковалевский П. И. Психология русской нации. СПб., 1915. С. 10.
формирующими нацию, народность как социально-этническую общность. Самосознание приобретает национальное своеобразие тогда, когда появляется личность, способная к более или менее сознательному отношению к своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своих отличительных черт. Национальное самосознание представляет собой совокупность таких черт индивида, группы и общества, которые образовались в процессе общения с себе подобными, но с национально другими социально-этническими общностями или их представителями. Самосознание само по себе способно оказывать влияние на умонастроение людей. Оно как бы регулирует потоки национальных чувств, чутко реагирует и на печаль, и на радость. Наиболее примечательная особенность национального самосознания — его чувс твитель-ность, ревнивое отношение к равенству, чаще всего проявляется в эмоциональной окраске национальных чувств. То есть, национальное самосознание выполняет определенные социальные функции.
Приспособителъная функция обнаруживается в привыкании индивида к национально-специфическим особенностям жизнедеятельности. Приучение к языковым навыкам снабжает определенным объемом информации о системе значимыгх ценностей, исторически сложившихся и утвер -дившихся в жизнедеятельности поколений. При этом особым вниманием пользуются исторические события, герои истории, деятели национальной культуры, память о которых живет в общественном сознании. Научение выполняет роль в определении и привитии вкуса к национальным обычаям, традициям и т.д. По существу, приспособительная функция национально го самосознания отражает действие принципа исторической преемственности явлений национальной жизни. Эта функция способствует сплочению или поддержанию сплоченности нации, этнической общности.
Защитная функция свойственна национальному самосознанию, как и всякой системе. Она проявляется в виде определенный социально-психологических барьеров и шлюзов, когда возникает необходимость сохранить от эрозии, исчезновения национальные культурные ценности, защитить интересы национально-культурного функционирования и развития, оградить национальное достоинство от ущемления извне или изнутри. Защитная функция национального самосознания не связана с возведением барьеров вокруг своего национального с целью ограждения от инонационального влияния. Она направлена лишь на то, чтобы позаботиться о потребностях национального развития, предупредить возможное или действительное их игнорирование со стороны других в условиях взаимной зависимости наций и этнических общностей. Объектом защиты являются социально и национально значимые ценности духовной жизни, не утратившие способности удовлетворить эстетические потребности, потребности нравственного развития личности. Защитная функция выступает как реакция на настоятельную необходимость устранить надвигающуюся
опасность притеснения тех или иных потребностей и всегда проявляет себя эмоционально в форме ущемленного чувства национального достоинства.
Познавательная функция. Иногда национальное самосознание сравнивают с передаточным механизмом, редуктором. Такое сравнение имеет основание. Национальное самосознание участвует в передаче из поколения в поколение обычаев, традиций, ценностей исторической духовной и материальной культуры, навыков трудового и бытового поведения в се -мье. Самое главное в этом процессе — историческое познание. Вне исторического поз нания, объе ктивной беспристрастности оценки событий прошлого безущербное развитие национального самосознания невозможно. Познавательная функция в конечном итоге направлена на поддержание памяти не только о предках, но и о жизни в целом. Знание истории способствует пониманию и формированию оценочного отношения достоинства других народов и, конечно же, своего народа. Во время войны сталинское руководство апеллировало к национальному самосознанию народов. Освещение истории не должно быть в отрыве от этнополитиче-ских процессов. В русской истории из-за классового подхода замалчивались многие достижения русской культуры. Замалчивание не снимает потребности у народов узнать свое прошлое, а усиливает его. Социальное познание всегда обязательно акцентировано на национальное, если не допускается умышленного одностороннего выпячивания как единственного объекта узнавания.
Функция самоконтроля и ответственности важна тем, что национальное самосознание не свободно от ущербного проявления в виде предрассудков, национального гонора, кичливости и тщеславия. Но ущербность национального самосознания нередко образуется в результате непреднамеренного нарушения принципов равенства и справедливости ныне живущими, а не действиями тех, которые жили в прошлую эпоху. Такое нарушение способно оказывать регулирующее влияние на социальное поведение. Ответная реакция чаще всего зависит от уровня внутренней культуры поведения.7
Динамика национального самосознания — перманентный, закономерный процесс, анализ которого характеризует становление субъектов об -щения. Рост национального самосознания, реализуясь в экономическом, социальном, культурном прогрессе нации, не однозначно проявляясь на уровне его конкретных носителей, рождает стремление переосмыслить с высоты нового знания место и роль данной национальной общности в историческом процессе. Рост национального самосознания в определенной степени способствует консолидации национальной общности, значительно стимулирует интерес к национальной культурной традиции. Для понимания национального самосознания как динамического процесса умест-
7 Хабибуллин К. Н. , Скворцов Н. Г. Испытания национального сознания. СПб., 1993. С. 53-63.
но вспомнить в этой связи высказывание русского исследователя Л. Н. Овсянико-Куликовского: “Если хотите почувствовать своеобразную психику данной национальности, — изучайте язык ее, как в его повседневной функции (“живую речь”), так и в его литературном выражении”.8 Язык есть средство не только общения, но и накопления, и хранения информации, полученной в результате общения. Речевое общение в инонациональной среде активизирует мышление, расширяет диапазон восприятия и возможности более обобщенного отражения действительности. Такое общение наиболее способствует безущербному развитию национального самосознания, поставляет все новые и новые свидетельства о равноправии и справедливости межнациональный отношений.
Национальное самосознание и духовная культура взаимосвязаны, взаимообусловлены. Через национальное самосознание человек, нация приходят к оценке своей истории, взаимоотношений с соседними народами, оно способствует консолидации общества на крутых поворотах его развития. Как национальное самосознание оказывает влияние на духовную культуру нации, человека, так и духовная культура играет огромную роль в формировании, развитии национального самосознания нации, личности. Культура, материализуя сознание нации, объединяет материальные и духовные стороны ее жизни, образуя то, что обычно называют духовным укладом нации. Последний включает в себя социальный опыт нации, ее нормы и традиции, программы поведения и общения. Духовный уклад нации в форме культуры редуцируется из ее самосознания и в своей целостности составляет основное содержание образовательно-воспитательного потенциала нации. Образование и воспитание определяются культурой, а культура определяется сознанием нации. Если говорят о кризисе образования или воспитания, то это свидетельствует о кризисе нации. То есть кризис образования отражает кризис национального самосознания. В содержании образования наряду с научными знаниями воспроизводится культура, потому что духовная культура коренится в глубинах человеческого существования, в глубинах национального сознания.
В формировании, развитии национального самосознания можно выделить основные факторы. Важным фактором национального самосознания является язык. В языке выражается сущность народа. Язык — главная отличительная черта каждого народа. Он является сокровищницей духовной культуры, выразителем национального самосознания. Есть народы, у которыгх очень большой процент людей не знает своего родного языка. Потеря языка — это один из этапов потери национального самосознания, хотя мыслить и говорить на другом языке еще не означает отсутствие национального самосознания.
Национальная система образования также способна поднять уровень самосознания личности до такой степени, чтобы она была готова выражать самосознание культуры народа, осмыслить состояние и пути его раз-
8 Овсянико-Куликовский Л. Н. Психология национальности. Пг, 1922. С. 23.
вития, согласовать с интересами других народов. Национальная система образования — это не только преподавание на родном языке, но и сам национальный дух народа. Школа способствует возвращению языка народу. Только национальная система образования совместно с учреждениями культуры может соединить культурно-эстетический пласт, выработанный старшими поколениями, с сегодняшней жизнью молодежи, разгить и продолжить традиции национальной культуры. Особое значение имеет развитие науки, национальной культуры и формирование национальной интеллигенции — носителя идей национального самосознания. От глубины понимания интеллигенцией коренных интересов своего народа и общества в целом, ее гражданской зрелости в значительной степени зависит формирование национального самосознания личности, нации, климат между народами. Культура находится в глубине человеческого существования, в глубинах национального соз нания. Человек в его конкретной жизни растворен в мире культуры, которая составляет содержание его социального кода. Такие характеристики национального самосознания и культуры как демократичность, свобода творчества, восстановление личности в ее духовном достоинстве, опирающемся на свободный выбор культурных ценностей должны стать условием установления живой связи с гуманистической традицией. Уровень культуры нации и ее самосознания в конечном итоге определяется тем, насколько творчески живут и действуют люди. И задача общества состоит в создании максимально благоприятных условий для духовного развития каждой личности, для ее нравственного самовоспитания. Погтому важно обеспечить людям догтуп к основам духовной жизни нации и общечеловеческой культуры.
Формирование национального самосознания без истории невозможно, как и человек вне истории, по Аристотелю, является таковым лишь в возможности, но не в действительности. Историческое культурное наследие, знание истории способствуют пониманию и формированию оценочного отношения достоинства других народов и своего народа. Необходимо культурное освоение исторического прошлого объективно, восстановление исторической правды в полном объеме для всех народов. В освоении исторического культурного наследия должен быть приоритет общечеловеческих ценностей. Большой вред формированию национального самосознания нанесла теория и практ ика класс овой борьбы. В ист ории многих народов замалчивались многие достижения национальной культуры. Замалчивание правды в историческом погнании или ее искажение приводило на деле к формированию ущербного национального самосознания. Без исторической правды нельзя идти вперед, но она не должна быть использована для новой мести. Необходимо взаимопонимание со всех сторон. Формированию национального самосознания служит и процесс воссоздания памятников, в которых увековечено прошлое народа. Память истории дает нам ощущение собственных корней. Без подпитки и развития человеческая память тускнеет и усыхают корни, связующие нас с
прошлым. Не исторично и не научно пытаться современные представления, современные мысли и чувства переносить в прошлый период и приписывать их людям, которые жили и творили историю. Но история требует, чтобы ее изображали так, как она происходила, и чтобы понимание этих событий анализировалось в историческом контексте сознания народа.
Важный компонент национального самосознания — память, благодаря которой прошедшее входит в настоящее. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. Генетическая память — это память, заложенная в веках, память, переходящая от одного поколения к другим поколениям. Память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям. Историческая память нации, народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Подобно тому, как в отношении живого вообще весь опыт генетического развития содержится в концентрированной форме в его зародыше, точно также все многообразие форм культурного развития народов проистекает из его исторической памяти, как своего зародыша. Без памяти человек перестает быть личностью. При лишении же исторической памяти народов они в течение одного-двух поколений превращаются в механический агрегат индивидов, податливый на любые эксперименты над собой. Постому важно для национального самосознания расширять и обогащать историю близких. Молодежь должна видеть свое генеалогическое древо. Среди факторов, влияющих на формирование национального самосознания, являются кладбища, как часть духовной и материальной культуры народа. Кладбища — национальная реликвия, воплощение культурно-исторической памяти нации, ее слава и гордость. и память об ушедших из жизни. Традиция поминовения усопших корнями уходит глубоко в историю человечества.
Историческая топонимика отражает самосознание народов, способствует формированию национального, этнического самосознания. В этой связи необходимо и в дальнейшем продолжать процесс восстановления прежних названий улиц, проспектов, городов и т.д. в соответствии с исторической и культурной реальностью и нормами международного языка. В жизни каждого человека, народа есть такие места, события, которые являются неотделимой частью национального самосознания. Необходимо способствовать сохранению исторических культовых зданий, разных святынь, национальных традиций и обрядов. Культурное наследие прошлого, его успехи в настоящем должны стать важной формой трансляции национального самосознания в практику жизни. Именно искусство благодаря своей гармонизирующей природе, художественному переосмыслению действительности с поз иций эстетического идеала способно отражать национальное самосознание в наиболее адекватной форме. Отражение национального самосознания в искусстве осуществляется через различные элементы художественной структуры. Во-первых, через национа-
льные реалии (язык, обычаи, традиции, предметы быта, обихода и т.д., отраженные в искусстве). Во-вторых, национальное самосознание отражается через реалии, общение с другими на родами.
На развитие национального самосознания существенное влияние оказывает национальная символика, которая представляет собой значительную часть исторического культурного наследия. Символика имеет многовековую историю. В символике отражается история края, республики, народа, его традиции. Например, цвега флагов выражают национальные чувства людей. Флаг — это история, национальная гордость народа. Чем выше интерес к истории, тем зрелее нация, народ. Важной составной частью в формировании национального самосознания является история, к которой относятся памятники письменности — первостепенный источник наших познаний об истории народа и его языка. Это рукописные книги разнообразного содержания, различные документы: грамоты, письма, а также надписи на различных предметах — сосудах, камнях, крестах, прялицах и т.п.
Так как базовые эмоциональные составляющие очень изменчивы, то важной составляющей национального самосознания является его исторический пласт, который, как правило, актуализируется текущей политикой. Рост национального самосознания народов можно приветствовать и стремление народов к этнокультурному и этноконфессиональному сближению между собой понятно. Но эти позитивные явления используются рядом национал-экстремистских формирований для эксплуатации религиозного и национального факторов в целях разжигания антироссийских настроений.
В- Ю- Хамова, V. М- Мусанев
Глобальные проблемы и перспективы развития
В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических спосо бов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, меняя по мере этого свою собственную природу. Затем по мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе и к своим собратьям.1 В результате к началу третьего тысячелетия человечество подошло в состоянии проявляющегося со всей очевидностью кризиса своей цивилизации, сторонами которого являются экологические, социальные, демографические, экономические и другие аспекты.
1 Вернадский В. И. Биосфера. М., 1967.
“