ВКЛАД АРХИМАНДРИТА ЛЕОНИДА (КАВЕЛИНА) В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»
АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) / ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ / УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Г. АЛЕКСАНДРОВА / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / АРХИМАНДРИТ ПОРФИРИЙ (ВИНОГРАДОВ) / ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ МИЛОВСКИЙ / ИГУМЕНЬЯ ЕЛИСАВЕТА (ЛАВРОВА)
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каламкарова Е.
В статье представлен обзор публикаций архимандрита Леонида (Кавелина), посвященный истории монастырей, храмов и служителей Церкви Владимирской губернии, среди которых наиболее подробно рассматривается его книга «Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове Владимирской губернии». Отдельное исследование проведено автором статьи в отношении малоизвестных фактов благотворного влияния архим. Леонида на деятельность молодых церковных историков из духовенства Владимирской епархии. Ряд эпистолярных источников, использованных в статье, впервые вводится в научный оборот в составе комплекса нарративов об Успенском женском монастыре в г. Александрове. Исследования о. Леонида о Владимирской епархии получают в настоящей работе новое осмысление.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каламкарова Е.
ПИСЬМА НАСТОЯТЕЛЯ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ДИМИТРИЯ НОВСКОГО К АРХИМАНДРИТУ ЛЕОНИДУ (КАВЕЛИНУ) 1873-1875 ГГ.
АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) – НАСТОЯТЕЛЬ ВОСКРЕСЕНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО, НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ ИМЕНУЕМОГО, МОНАСТЫРЯ
ОПИСАНИЕ МОНАСТЫРЕЙ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИИ В ЦЕРКОВНОЙ АРХЕОЛОГИИ XIX – НАЧАЛА XX В. Люди церкви в некрологах журнала «Олонецкие епархиальные ведомости» (1898-1918)
Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
CONTRIBUTION OF ARCHIMANDRITE LEONID (KAVELIN) TO THE STUDY OF THE HISTORY OF THE VLADIMIR EPARCHY
The article presents an overview of the publications of Archimandrite Leonid (Kavelin) devoted to the history of monasteries, temples and ministers of the Church of the Vladimir province, among which the most detailed his book is considered: Historical and archaeological description of the first-class Assumption Convent in the city of Alexandrov, Vladimir province”. An individual study was conducted by the author the article regarding the little-known facts of the beneficial influence of archimandrite Leonid on the activities of young church historians from the clergy of the Vladimir Eparchy. A number of epistolary sources used in the article are introduced into scientific circulation for the first time as part of a complex of narratives about the Assumption Convent in the city of Alexandrov. Father Leonid’s research on the Vladimir Diocese is given a new meaning in this work.
Текст научной работы на тему «ВКЛАД АРХИМАНДРИТА ЛЕОНИДА (КАВЕЛИНА) В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ»
Для цитирования: Каламкарова Е. (Монахиня Сергия). Вклад архимандрита Леонида (Кавелина) в изучение истории Владимирской епархии //
URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2022/s/articles/2_6.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2022.00.010
УДК 94 (47), 271, 908, 001.814 (2+4)
Вклад архимандрита Леонида (Кавелина)
в изучение истории Владимирской епархии
Е. Каламкарова (Монахиня Сергия)1
1 Успенский женский монастырь, г. Александров Владимирской области, Российская Федерация
Богатое научное наследие архимандрита Леонида (Кавелина, 20.02.182222.10.1891) до сих пор полностью не изучено. С юности имея «тяготение к историко-археологическим исследованиям памятников русской старины и церковных преданий» [1, с. 197], он много потрудился на этом пути. В его наследии, как отмечает автор статьи «Православной энциклопедии», «преобладают публикации неизвестных и малоизвестных текстов (в сопровождении исследований и без них) и описания рукописных собраний. Они выполнены, как правило, на уровне российской церковной науки XIX в., но большинство из них сохранило свое значение до настоящего времени, хотя бы уже в силу отсутствия более совершенных публикаций» [2, с. 472].
Неоднократно различными авторами составлялись библиографии трудов о. Леонида, наиболее полная (но не исчерпывающая) была опубликована священником Анатолием Просвирниным (впоследствии архимандрит Иннокентий) в 1972 году [3].
По назначении в 1877 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, «несмотря на сложные труды и обязанности по должности наместника, архимандрит Леонид все же не оставлял своих и литературных занятий и, работая большею частью по ночам, написал много ученых трудов и в этот последний период своей жизни. На первом месте мы должны поставить труды его, касающиеся обители преподобного Сергия», — писал А. Никольский [1, с. 203]. Занимаясь изучением богатейших сокровищ Лаврской библиотеки, архимандрит Леонид по свойственной ему широте интересов не мог оставить без внимания и церковные древности ближайшей к Троице-Сергиевой Лавре Владимирской губернии.
Студент Московской духовной академии (МДА) 1888-1892 годов Александр Владимирович Товаров (род. 13.07.1868 г.), сын священника с. Заболотья Переславского уезда Владимирской губернии, отдал дань уважения почившему архимандриту Леониду, написав ему некролог, опубликованный во Владимирских епархиальных ведомостях 15 ноября 1891 года [4]. Отметив личные достоинства, служебные и научные заслуги
почившего, А.В. Товаров подробно изложил обстоятельства кончины отца архимандрита, а также особо указал на значимость его трудов для церковного-исторического и археологического изучения Владимирской земли. «Взоры почившего о. Леонида постоянно обращались к Владимирской епархии, он ценил ее древности и употреблял все старания с своей стороны к их изучению. Особенно его интересовал в этом случае самый город Владимир, более других богатый церковными древностями. Обстоятельное изучение церковных древностей Владимирской губернии на месте, и особенно самого города Владимира, было всегдашним деланием почившего о. Леонида, и он глубоко сожалел, что преклонные лета не дозволяют ему сделать этого, и ему приходится ограничиваться в данном случае только местами или близкими к Лавре, или теми, для которых он мог иметь богатый материал под руками» [4, с. 725-726].
А. Товаров перечисляет в некрологе «собственные труды почившего
0. Леонида для истории и археологии Владимирской епархии» [4, с. 727]:
1. Голос в защиту списателей Печерского патерика св. Симона, епископа Владимирского и Суздальского и преподобного Поликарпа, архимандрита Киево-Печерской лавры. — [М.: Б. и., 1860]. — 11 с.
2. Стефан, архиепископ Суздальский, бывший в сане архимандрита первым настоятелем Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря 1656-1679. — Москва: Имп. О-во истории и древностей росс. при Моск. ун-те, [1876]. — 14 с.
3. Церковно-историческое исследование о древней области вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии / Сост. И.Л. — Москва: Унив. тип., 1862. — [4], VIII, 156 с.
4. Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год, составленная по монастырским актам и записям настоятелем оной обители игуменом Аристархом в 1767-1769 годах. — Москва : Имп. О-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1878. — [2], 24 с. В конце текста: «Сообщил д. чл. архим. Леонид». — Публикация содержит также список Владимирских архиереев, составленный по той же рукописи. Рукопись была найдена архим. Леонидом в 1850-х годах в Козельской Введенской Оптиной пустыни [5, с. 1] и во многом дополняла и уточняла описание Боголюбова монастыря в издании 1852 года В.И. Доброхотова.
5. Махрищский монастырь: Синодик и Вкладная книга / Сообщ. д. член архим. Леонид. — Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при. Моск. ун-те, 1878. — [2], 38 с., 28. В наши дни эти документы находятся в фондах РГАДА (Ф. 1204. Оп.1, ч.15. Д. 25797), на что указал в своей статье С.В. Демидов [6]. В публикации описано также состояние Махрищского монастыря в XVII столетии по писцовым книгам 1627-1629 годов [7, с. 15-20], а также его храмы и ризница ко времени издания [7, с. 20-22], приведен список настоятелей игуменского сана [7, с. 23] и опись актов Махрищского
монастыря [7, с. 23-26]. Также полностью опубликованы тексты 8-ми различных монастырских грамот ХУ-ХУ1 веков [7, с. 27-38]. 6. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии) / Составил А.Л. — Санкт-Петербург : тип. Имп. АН, 1884. — [2], 160 с., 1 л. портр., 5 л. ил.
К этому списку необходимо добавить три небольших, но заслуживающих внимания публикации:
1. «Таинственный колокольный звон», чрезвычайное происшествие в Цареконстантинове монастыре, 1753 г. / Сообщено архимандритом Леонидом. // Москва : РА. 1878. Кн.7, с. 278-279.
2. Благоверная царевна, великая княжна Марфа Алексеевна, опальная сестра Петра Великого (в монашестве Маргарита). Новонайденные письма ее, с предисловием и объяснениями архимандрита Леонида // Москва : РА. 1882. Кн. IX. Вып.5, с. 27-41. (Текст был включен в описание Успенского монастыря г. Александрова 1884 года).
3. Две грамоты царя Ивана Васильевича Грозного в Суздальский Покровский девичий монастырь, 1580 и 1582 гг. / Сообщил А. Леонид. — Москва : РА. 1888 г. Вып.5, с. 63.
Указанные труды архим. Леонида большей частью представляют собой публикации архивных документов. Самыми значительными из них являются материалы для описания истории монастырей Владимирской губернии: Боголюбова, Махрищского и Александровского.
Наиболее обстоятельным и представляющим для нас интерес является сочинение архимандрита Леонида «Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии)»[8, 9].
При визите в недалекий от Сергиева посада Александровский монастырь Лаврский наместник убедился в том, что «немногие из русских женских обителей сохранили в стенах своих такое богатство и разнообразие исторических воспоминаний, как обитель Успенская», также как немногие знают это и посещают ее [9, с. 5]. Несмотря на то, что бывавшие в Успенском монастыре г. Александрова археологи и писатели XIX столетия оставили различные описания его, к началу 1880-х годов монастырь не имел отдельного цельного описания своей истории и достопримечательностей. Придя к выводу, что имевшихся публикаций недостаточно для того, чтобы «удовлетворить любознательность почитателей русской старины, которые пожелали бы с книгою в руках «помянуть часть дней древних» в г. Александрове» [9, с. 4], задачу составить таковое и принял на себя архимандрит Леонид.
Готовя это издание, он изучил материалы по истории Успенской обители: описание «Васильевских дверей» Троицкого собора Н.Н. Мурзакевича1 и
1 Журнал Мин-ва Народного Просвещения. 1837 г., Декабрь, с. 600-622.
заметки посетившего монастырь в 1847 году профессора С.П. Шевырева1. Описание монастыря, сделанное в 1852 году магистром богословия иеромонахом Иоасафом (Гапоновым) и опубликованное с небольшими изменениями во «Владимирском сборнике» 1857 года [10, с. 95-107], отец Леонид изучил в первоначальном варианте. Рукописная копия этого источника, а также список Летописи Успенского монастыря ХУШ века с его уточняющими пометками хранятся сейчас в фонде №148 ОР РГБ [11, 12].
Ознакомился архимандрит Леонид также с изданными к тому времени сочинениями об истории монастыря в ХУП-ХУШ веке александровского дворянина Николая Семеновича Стромилова: «Цесаревна Елисавета Петровна в Александровой слободе и Успенский девичий монастырь в то же время» (М., 1874.) и «Царевна Марфа, сестра Петра Великого: Ист. биогр.» (см.: Александрова Слобода в XVII в. и Успенский девичий монастырь (16121699 гг.). Владимир, 1883).
Стромилов подробно изучал монастырские документы и использовал их в своих трудах, но сочинения его были во многом беллетристическими и не лишенными художественных прикрас. В отличие от него, архимандрит Леонид (Кавелин) придерживался строгой научной формы и лишь дополнял имеющиеся исторические источники своими комментариями. К увлеченному собиранием старинных документов Н.С. Стромилову в церковной среде относились настороженно. Как светскому лицу ему приходилось просить разрешения на доступ в монастырские архивы во Владимирской Духовной Консистории, где предписали настоятелям выдавать ему документы для изучения под строгим надзором [13, л. 3-4]. Для лица духовного сословия, к тому же обладавшего большим авторитетом в церковных и научных кругах, каким являлся архимандрит Леонид (Кавелин), такого разрешения не требовалось, и его беспрепятственно допускали в монастырскую библиотеку и ризницу, считая для себя честью его посещение.
Составленное архим. Леонидом описание монастыря поделено на XII глав:
I. «Новая Александрова слобода в XVI и XVII столетиях, до основания в ней Успенского девичьего монастыря в 1651 году» [9, с. 7-13].
II. «Монастырский летописец или сказание об основании Успенской девичьей обители и о деятельности ее первоначальников преподобных отцев Лукиана и Корнилия к ее благоустройству внутреннему и внешнему, составленное в первой половине XVIII столетия» [9, с. 14-39] — Первая публикация единственного списка уникального документа конца XVII века, хранившегося в монастыре. В наше время этот документ находится в фондах Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода» (шифр АМ-1793/266) и был опубликован с комментариями и примечаниями Б.Н. Морозовым в 2006 году
1 Там же: «Поездка в Кириллов Белозерский монастырь в 1847 году», с. 36-44.
с указанием некоторых ошибок и неточностей при первом издании памятника [14].
III. «История Успенской женской обители по монастырским актам»: а) с 1651 по 1696 г. [9, с. 39-65]., б) с 1696 по 1725 г. [9, с. 65-71], в) с 1727 по 1764 г. [9, с. 71-81] — составлено на основании сохранившихся в монастыре и московских архивах документов.
IV. «Настоятельницы монастыря» [9, с. 81-84]. Краткие сведения о 21 настоятельнице с основания монастыря. Ошибочно указано имя назначенной в мае 1883 года настоятельницей Евфрасии — Евфросинией.
V. «Храмы и другие здания» [9, с. 84-94].
VI. «Новгородские Васильевские и Тверские медные двери, в Троицком соборе Успенской обители» [9, с. 94-107].
VII. «Ризница и достопримечательные в ней вещи» [9, с. 107-113] — описание наиболее ценных предметов XVII-XVШ столетий и надписей на них.
VIII. «Синодики Успенской обители» [9, с. 113-121] — сокращенная публикация двух наиболее древних синодиков конца XVII – первой половины XVIII века.
IX. «Рукописи Александровского Успенского женского монастыря» [9, с. 122146]. Всего перечислены 35 рукописей, с изложением наиболее ценных фрагментов из них. В настоящее время все они хранятся в Государственном историческом музее, кроме №29 с описанием чудес от монастырских икон (в фондах музея-заповедника «Александровская слобода»), — опубликовано полностью Л.В. Мошковой [15].
X. «Крестные ходы» [9, с. 146-148].
XI. «Царская жалованная и патриаршие грамоты» [9, с. 148-160], всего 8.
XII. «Благоверная царевна великая княжна Марфа Алексеевна» [9, с. 160-177] с публикацией имеющихся в архиве монастыря ее писем. Ранее в 1882 году вышло отдельным изданием [16].
Книга была снабжена шестью листами иллюстраций, сделанных с фотографий московского фотографа Отто Ренара: вид монастыря с западной стороны, виды Покровской церкви и Троицкого собора, вид Успенской церкви, изображение Новгородских Васильевских дверей XIV века, арка Васильевских дверей в Троицком соборе и колокольня XVI века с кельей при ней царевны схимонахини Маргариты Алексеевны, портрет царевны Марфы Алексеевны.
В монастыре труд отца Леонида восприняли с величайшей радостью. Игуменья Елисавета (Лаврова), в настоятельство которой архимандрит Леонид посещал Успенский монастырь для знакомства с его древностями, архивами и библиотекой, чтобы подготовить к изданию описания обители, выразила ему свое почтение и благодарность в двух письмах, которые сохранились до наших дней в фонде архим. Леонида (Кавелина) в РГБ [17]. Поздравляя отца архимандрита в начале января 1883 года с Новым годом, почтенная 89-летняя матушка Елисавета писала: «Приношу Вам мою искреннейшую благодарность за Ваше доброе благорасположение и всегдашнее внимание ко мне, убогой
старице, а также и за те великия милости Ваши, оказываемыя к нашей Обители, этот памятник с именем Вашим навсегда останется неизгладимым в Обители сей. Царица Небесная Сама воздаст Вам за все сие Своею милостию. Поручаю себя и Обитель Вашим Св. молитвам, имею честь пребыть глубокоуважающая Вас недостойная о Вас богомолица Игумения Елисавета» [17, л. 1]. С письмом в подарок были посланы четки работы монахинь и просфора, вынутая в Успенском монастыре о здравии отца архимандрита.
В письме от 15 марта того же 1883 года, поздравляя отца Леонида с началом Святой Четыредесятницы — Великого поста, матушка игуменья молитвенно желает ему эти дни «препроводить в мире, спокойствии душевном и встретить Светлый праздник радостно и в вожделенном здравии». Она извещает архимандрита Леонида о доставке в монастырь изданной его стараниями литографии: «На днях я имела удовольствие получить 300 экземпляров вида нашей обители». Принося свою благодарность за благодеяния отца Леонида к монастырю и к ней лично, игуменья Елисавета обещает «до гроба молить Господа и Пречистую Его Матерь о здравии Вашем, благоденствии и долгоденствии» [17, л. 3].
По свойственным ему нестяжательству и скромности, свой труд по истории Успенского женского монастыря в городе Александрове архимандрит Леонид (Кавелин) составил безвозмездно и подписал инициалами: «В пользу монастыря составил А.Л.». Это было, скорее, правилом его жизни. Как писал в некрологе об отце Леониде Д. Корсаков, «он никогда не получал денежного вознаграждения за свои литературные и ученые труды: “я монах и не торгую своим ученым трудом”, — говорил он не раз. Доход же с исторических описаний монастырей, поступавших в продажу, он предоставлял в пользу этих монастырей» [18, с. 136].
Описание монастыря было издано дважды: в 1884 году напечатано в Санкт-Петербургской типографии Императорской Академии наук, в 1891 году — в Москве, в Типолитографии И. Ефимова. Вероятно, первый тираж был небольшим, и спустя несколько лет его раскупили. К нашему времени сохранились в основном издания 1891 года (2 экземпляра имеется в монастырском музее Успенского монастыря г. Александрова, одно из них принадлежало монастырскому диакону Александру Петрову, другое — инокине обители Домнине (Питерцевой).
Игуменья Елисавета (Лаврова) не дождалась выхода в печать описания монастыря. В мае того же года она вышла по прошению на покой, а в начале августа скончалась. Нам неизвестно, находилась ли ее преемница в должности настоятельницы монастыря — игуменья Евфрасия (Лихарева) — в столь же теплых отношениях с архимандритом Леонидом, но Троице-Сергиеву Лавру для богомолья она посещала нередко, а составленное архимандритом Леонидом описание обители весьма ценила. Уже в годы ее настоятельства книга была издана вторично, а на последней своей прижизненной фотографии (ок. 1912 г.) игуменья Евфрасия предпочла, чтобы ее запечатлели с этой книгой в руках.
Труд архимандрита Леонида о монастыре был солидным изданием, и его использовали в Успенской обители как достойный подарок для именитых гостей. «4-го марта 1897 года квартировавший в городе Александрове саперный баталион справлял свой столетний юбилей. На торжество изволил прибыть в город Александров главнокомандующий московского военного округа Его Императорское Высочество Великий Князь Сергий Александрович и благоволил при этом посетить Александровский Успенский женский монастырь. Игумения Евфрасия удостоилась поднести Его Императорскому Высочеству икону Покрова Пресвятой Богородицы и книгу архимандрита Леонида «Историческое и археологическое описание Успенского первоклассного женского монастыря в городе Александрове» [19, с. 56].
Свою значимость это издание сохранило и по сей день. Благодаря фундаментальному исследованию архимандрита Леонида многие документы и рукописи, утраченные или поступившие после закрытия монастыря в 1923 году в различные музейные фонды, все же доступны для ознакомления широкому кругу интересующихся монастырской историей.
Вклад архимандрита Леонида в изучение церковной истории Владимирской земли — не только его собственные исследования и публикации, но также его вдохновляющий пример и руководящие указания по этой теме молодым исследователям — уроженцам Владимирской губернии. На эту его заслугу указал автор владимирского некролога А.В. Товаров.
«В высшей степени интересуясь древностями Владимирской епархии, делая с своей стороны все к изучению их, но не имея возможности заняться их изучением во всей должной полноте и обстоятельности, особенно путем местного ознакомления с ними, почивший о. Леонид старался восполнить этот недостаток, привлекая к работе других лиц, родственно связанных с Владимирской епархией. Особенно заветным желанием для почившего о. Леонида по отношению к Владимирской епархии было составление ее полного Патерика (сборник житий святых и подвижников благочестия). Эту мысль почивший незадолго до своей смерти высказал помощнику инспектора М.Д. Академии Н.М. Миловскому. Он убедительно просил последнего заняться этим делом, приняв на себя в этом случае главное редакторство и привлекая к участию в нем молодые силы тех студентов академии, которые родственно связаны с Владимирской губернией. При этом о. Леонид указывал на те богатые средства, которые дают к осуществлению такого предприятия с одной стороны Лаврская и Академическая библиотеки, с другой близость Москвы с ее еще более богатыми книгохранилищами. С своей же стороны обещал все свое содействие и руководство по этому делу» [4, с. 726-727].
Автор некролога — Александр Владимирович Товаров — не без содействия архимандрита Леонида был увлечен изучением церковной истории и сохранил этот интерес в дальнейшей жизни. По окончании МДА он вынужден был покинуть пределы Владимирской епархии и по долгу службы оказался в Минской епархии, где с 1893 года по август 1905 года был преподавателем
истории, обличения русского раскола и обличительного богословия, а также библиотекарем Минской духовной семинарии [20, с. 4]. С 3 августа 1898 г. по сентябрь 1905 г. А.В. Товаров состоял редактором Минских епархиальных ведомостей. Им были составлены справочники: «Историко-статистическая книжка Минской епархии: Ист.-стат. обзор городов, церквей и приходов Мин. епархии» и издание «Личный состав епархиального управления, епархиальных учреждений, духовно-учебных заведений, монастырей, духовенства и учащих в церковно-приходских школах Минской епархии», а также написан «Исторический очерк Минской губернии в начальную пору существования Русского государства: [От основания Рус. государства до распространения государства Литвы]».
Старший товарищ Александра Товарова по МДА, во многом предоставивший ему сведения для написания некролога архимандрита Леонида, протоиерей Николай Михайлович Миловский (23.02.1861 – 01.09.1927), сын священника города Шуи, по окончании академии занимал в ней с 1888 по 1892 год должность инспектора, а затем до своей кончины был священником в городе Москве. Благодаря влиянию своего дяди, профессора МДА Николая Ивановича Субботина, и наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), — он с юношеских лет на протяжении всей своей жизни занимался научно-исследовательской деятельностью, опубликовав около 15 исторических и богословских трудов [21, с. 110-112]. Советами архимандрита Леонида Николай Миловский пользовался при написании своей работы «Описание Спасской церкви в гор. Шуе», по его рекомендации он подготовил исследование «Неканонизованные святые гор. Шуи» (М.: Унив. тип., 1893) [4, с. 726, 728].
Кроме собственных изданий архимандрита Леонида по истории Владимирских древностей, «сколько трудов в этой области вышло при его непосредственном руководстве и содействии!», — писал в некрологе архимандриту Леониду А. Товаров [4, с. 728]. Одна из таких работ — «Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья, княгини и святители: с изображением одной гробницы и с приложением статьи «Обновление Владимирского кафедрального Успенского собора»1. Ее автор — архимандрит Порфирий 2 , сын известного владимирского протоиерея и церковного писателя Александра Ивановича Виноградова — во время обучения в Московской духовной академии также был вдохновлен примером архивно-исторических трудов наместника Лавры архимандрита Леонида.
По пострижении и рукоположении, служа в должности инспектора, а затем ректора Орловской духовной семинарии, иеромонах Порфирий (Виноградов) в
1 [соч.] Архим. Порфирия Изд. 1-е. — Владимир : Печатня В.А. Паркова, 1890. 132 с., Изд. 2-е доп. — Владимир : Тип. губерн. правления, 1903. 132 с.
Павел Александрович Виноградов, 22.01.1864-21.03.1905.
1890-1891 годах дважды в письмах обращался к архимандриту Леониду. 9 ноября 1890 года, посылая ему свою исследовательскую работу о Владимирских гробницах, иеромонах Порфирий писал: «Усерднейше прошу Вас принять ее как выражение своей глубокой признательности Вам за Ваше милостивое внимание ко мне еще во время учения моего в Академии и во время последнего посещения мною Св. Лавры в июне месяце текущего года, а также за Ваше руководство меня в отношении одного важного и трудного вопроса, входящего в мое сочинение. — Я разумею вопрос о Святителе Симоне. Благодаря указаниям Вашего Высокопреподобия, немедленно по приезде из Лавры, я мог достать необходимые источники и в скором времени, доверяясь авторитету Вашей учености, с некоторою смелостию сделал попытку разрешения вопроса в довольно большом подстрочном примечании. Неизъяснимо благодарен Вам, Ваше Высокопреподобие, за Вашу помощь мне! Чрез Вас подал помощь мне в моем труде как бы сам Св. Великий Угодник Божий Сергий» [22, л. 1]. «При составлении моего сочинения весьма полезен оказался и присланный Вашим Высокопреподобием в редакцию Епархиальных Владимирских Ведомостей отрывок из сборника Троице-Сергиевой Лавры XVII века с описанием Владимирского собора и его гробниц» [22, л. 1 об.].
В письме от апреля 1891 года иеромонах Порфирий выражает свою глубокую сердечную благодарность за дорогой для него подарок от архимандрита Леонида — книгу «Святая Русь» и за расположение и внимание к нему отца наместника [22, л. 3]. Вероятно, общение этих двух ревнителей и любителей церковной истории продолжалось бы и далее, если бы не прервала его в том же году кончина отца архимандрита Леонида.
1. Никольский А. Леонид (Кавелин) // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: Тип. Главного Управления уделов, 1914. Т. X, с. 196-206.
2. Смирнова И.Ю. Леонид (Кавелин Лев Александрович) // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «ПЭ», 2015. Т.40, с. 467-473.
3. Просвирнин А., свящ. Труды архимандрита Леонида Кавелина // Богословские труды. 1972. №9, с. 226-240.
4. Товаров А.В. Наместник Троице-Сергиевой Лавры, Архимандрит Леонид (Некролог) // Владимир. епарх. ведомости. 1891. №22. Ч. неофиц, с. 722-728.
5. Аристарх, иг., Леонид (Кавелин), архим. Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 год, составленная по монастырским актам и записям настоятелем оной обители игуменом Аристархом в 1767-1769 годах. М.: Имп. ОИДР, 1878. [2], 24 с.
6. Демидов С.В. Троицкий собор Стефано-Махрищского монастыря // Искусство христианского мира: сб. ст. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. Вып. 7, с.327-334.
7. Леонид (Кавелин), архим. Махрищский монастырь: Синодик и Вкладная книга. М.: Имп. ОИДР, 1878. [2], 38 с.
8. Леонид (Кавелин), архим. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). СПб.: Тип. Имп. АН, 1884. [2], 160 с.
9. Леонид (Кавелин), архим. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). 2-е изд. М: Типо-лит. И. Ефимова, 1891. 177 с.
10. Тихонравов К.Н. Успенский первоклассный женский монастырь в г. Александрове // Владимирский сборник. М.: Унив. тип., 1857, с. 95-107.
11. НИОР РГБ. Ф. 148. К. 10. №61. Иоасаф, иером., магистр. Александровский первоклассный Успенский монастырь. 1852 г. 28 л.
12. НИОР РГБ. Ф. 148. К. 13. №31. «О зачатии Успенского девичьего монастыря, что в Александровой слободе общего жительства» — выписка из «Тетради, или Летописи Переславского уезду Залеского дворцовой Александровой слободы Александровских управительских дел подканцеляриста Ивана Ларионова сына Зубова. Зачата писать августа 31 числа 1767 году». Писарская скоропись с правкой и примечаниями рукой архим. Леонида (Кавелина). Чернила, карандаш. Сброшюровано. (1800-е?). 20 л.
13. ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 2300. Л. 1-4.
14. Морозов Б.Н. Сказание об Успенском монастыре в Александровской слободе // Вестник церковной истории. 2006. №4, с. 5-31.
15. Мошкова Л.В. Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы // Вестник церковной истории. 2007. №1, с. 5-30.
16. Леонид (Кавелин), архим. Благоверная царевна великая княжна Марфа Алексеевна, опальная сестра Петра Великого (в монашестве Маргарита). Новонайденные письма ее, с предисловием и объяснениями архимандрита Леонида // Русский Архив. 1882. Кн. IX. Вып.5, с. 27-41.
17. НИОР РГБ. Ф. 148. К. 12. №22. Елисавета, иг. Александровского Успенского монастыря. Письмо 1883 г. 4 л.
18. Корсаков Д.А. Архимандрит Леонид (Кавелин) // Журнал Министерства народного просвещения. 1891. №12 (декабрь), с. 126-146.
19. Виноградов С.А., свящ. Летопись Первоклассного Успенского женского монастыря в гор. Александрове, Владимирской губ. с 1883 по 1913 годы. М.: Типо-лит. Т.А. Подрезкова, 1913. 66 с.
20. Списки лиц, служащих в Духовно-учебных заведениях Минской епархии. Приложение к Минским Епархиальным ведомостям. Минск: Паровая типо-литография Б.И. Соломонова, 1903 г, с. 1-6.
21. Грамматин А.С., Бенедиктов А.А. Родственные поколения священнослужителей Владимирской епархии. М.: Старая Басманная, 2015. 175 с.
22. НИОР РГБ. Ф. 148. К. 9. №14. Порфирий, иером., инспектор Орловской Духовной семинарии. Письма 1890-1891 гг. 4 л.
“