Сочинение Какую роль в становлении личности играют детство и юность? По произведению Обломов

Итог. сочинение: Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

Многие недооценивают роль детства и юности в развитии личности. Но именно эти периоды определяют мировоззрение человека и даже его судьбу. Чем больше хорошего он перенял от родителей, тем лучше он готов к жизни. А если влияние было негативным, то особых перспектив на будущее ждать не приходится. Для подтверждения этих выводов приведу примеры из литературы.

Вспомним рассказы Л.Н.Толстого «Детство». Главный герой родился в дворянской семье, вырос среди любящих и ласковых людей. Хороший доход обеспечивал ему безбедное существование, но главное-возможность получить образование. Николай уже в юном возрасте знал несколько языков, изучал точные науки и другие важные предметы. Такого юношу ждали лучшие учебные заведения страны. А еще Николай был готов к работе и саморазвитию, так как видел перед собой вдохновляющий пример успешных и добропорядочных, эрудированных родителей. Они показали ему правильную модель семьи и брака. С детства он умел вести себя в обществе.У него всегда была поддержка в виде воспоминаний о любви и привязанности матери, доброте и щедрости отца. Поэтому Николай вырос достойным гражданином своей страны и добродетельным человеком с большими перспективами. Его видение мира и его предназначение это есть следствие хорошего воспитания, прекрасного детства и высокого происхождения.

Совсем по-другому жил Алеша, герой повести М.Горького «Детство». Он рано потерял отца и был вынужден переехать к дедушке. Дедушка Каширин не был богат, не имел образования и высокого положения в обществе, но у него были самые грубые нравы и самые скучные привычки. Семья жила в атмосфере агрессии и насилия. Все обитатели дома пострадали от тяжелой руки хозяина и имели шрамы от палки. Часто денег не хватало, из-за этого домочадцы ненавидели друг друга и готовы были драться за раздел имущества. Многие взрослые имели вредные наклонности и подвергали других опасности. Например, дядя Яков убил свою жену в состоянии алкогольного опьянения.В такой среде Алеша приобрел только плохие качества. Сам он тоже часто дрался, не преуспевал в учебе и с ранних лет был обречен на тяжелую работу. Опыт детства и юности отрицательно сказался на его характере и мировоззрении.

Думая об этом, я невольно вспоминаю роман Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Главный герой там осиротел в раннем детстве и был вынужден жить со своими тетей и дядей. Родственники даже не пытались стать для Гарри настоящей семьей и относились к нему с пренебрежением. Мальчик помнит очень мало счастливых моментов из своего детства, потому что дома его не жаловали, а в начальной школе откровенно смеялись. Это наложило отпечаток на его отношение к дальнейшей жизни -он был абсолютно не избалован, привык всего добиваться сам и не ждал ничего хорошего от других в свою сторону. Противоположный пример можно увидеть в той же работе. В семье Уизли много детей, и каждый с детства привык выполнять свою долю домашних дел, а также заботиться о близких. В семье царит атмосфера любви и единения. По мере взросления один из мальчиков становится другом Гарри и относится к нему так, как он относился бы к своему брату -делится всем, что имеет сам, приходит на помощь в трудную минуту жизни. Семья научила Рона быть верным товарищем, защищать своих друзей и никому не завидовать.

Все хорошие родители мечтают воспитать своих детей счастливо, стараются обеспечить им самое лучшее: яркое детство, хорошее образование, престижную работу. Но многие совершают грубую ошибку, чрезмерно опекая, балуя и ограждая ребенка от физического труда. Это неправда. Маленький человечек должен ценить заботу родителей и понимать, что благополучие его достигается трудом. Задача старейших в семье привить будущему гражданину ростки трудолюбия, благородства и решительности.

Ярким примером неправильного воспитания является роман И.А.Гончаров «Обломов». Родители с детства души не чаяли в своем Илюше. Он рос джентльменом: ему не разрешали одеваться, наливать воду или поднимать упавшую вещь. Любое проявление активности осуждалось. Но няни внимательно следили за тем, чтобы ребенок хорошо ел, спал после обеда и не переутомлялся на тренировках. В Обломовке помещичий труд считался наказанием и отождествлялся с рабством. Мальчик воспитывался на сказках и легендах, что породило в нем бесплодные мечты. В результате полный покой и хорошая еда стали предельным желанием Ильи Ильича Обломова. Пассивный и неспособный к действию человек ничем не интересуется, он не может даже дочитать книгу. Вся его деятельность заключается в том, чтобы расслабиться на диване. Казалось, нахлынувшие чувства к Ольге Ильинской заставят Обломова измениться, но любовь лишь ненадолго вырвала его из затворничества. Гончаров противопоставляет главному герою его друга и сверстника -Штольца. Детство Андрея Штольца не было безоблачным и проходило в нудной учебе. Бедный обрусевший немец приобщил сына к труду, обучал наукам, географии, немецкому языку. Вместе с матерью Андрей изучал духовную историю и литературу. Она привила ему любовь к искусству и красоте. Штольц-старший был равнодушен к потомству и часто «прикладывал руку». По его настоянию юноша рано покинул отчий дом, учился, стал активным, «завёл себе дом и деньги». Благодаря суровому воспитанию Андрей стал умным, сильным и прогрессивным человеком.

Другой пример, это детство главного героя романа В.Г.Распутина «Уроки французского», оно было очень трудным. Автор рассказывает, какой тяжелой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Повсюду царили голод и нищета, люди всеми силами пытались выжить и спасти своих детей. Мальчик прошел через многие лишения и невзгоды, но не сдался, а пример учителя французского языка, посланного самой судьбой, помог ему стать достойным человеком.Семья главного героя жила очень бедно, у него не было отца, а мать едва могла прокормить троих детей. Однако, несмотря на трудности, она решила отправить сына учиться в город. Так он начал самостоятельную жизнь в возрасте одиннадцати лет. Мальчик голодал, ведь посылки из дома ему хватило лишь на несколько дней, а из-за редкой болезни ему приходилось каждый день выпивать по стакану молока, которое стоило дорого, целый рубль. Узнав, что некоторые ученики играют на деньги, главный герой решил попробовать поиграть с ними. Он поступил нехорошо, но, получив нужный рубль, тут же ушел. Мальчик понимал, что играть в азартные игры нельзя, но другого способа добыть деньги он не мог придумать. Однажды учительница французского обнаружила запрещенное развлечение своих учеников. Она оставила главного героя для серьезного разговора и была крайне удивлена, что он потратил деньги на необходимое для лечения молоко, а не на разные глупости. Она пыталась помочь ему, накормить мальчика и дать ему денег. Но гордость не позволила главному герою принять такую помощь. Лидия Михайловна стала играть с ним на деньги и сознательно поддавалась, чтоб дать определенную сумму для еды.

Таким образом, первые годы жизни накладывают глубокий отпечаток на судьбу и психику человека.

Поделитесь с одноклассниками