Каким предстаёт консервативное московское дворянство в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
А.С. Грибоедов написал «Горе от ума» в начале 19 века, когда в обществе назревали перемены, стали появляться характеры, подобные Чацкому. Считанные годы оставались до восстания декабристов.
Всех героев комедии можно разделить на две группы по идейной наполненности. С одной стороны – московское общество, с другой – Чацкий и его незримые единомышленники. Герои, представляющие московское дворянство, объединены одинаковым образом жизни и мировоззрением. Первым на сцену выходит главный представитель столичной аристократии Павел Афанасьевич Фамусов. Именно он произносит ряд монологов, которые показывают жизнь типичного московского дворянина.
Грибоедов сразу показывает двуличность героя, тот заигрывает со служанкой, когда никто не видит, а потом говорит о своем монашеском поведении. Этот незначительный эпизод говорит о неискренности Фамусова, невысоком уровне его нравственности. Пример отца способствовал формированию характера его дочери: незаметно для себя она переняла его привычки. Так Молчалин стал тайно посещать ее по ночам, а ведь в то время общество осуждало такое поведение девушки. Софья относилась к Молчалину серьезно, мечтала вывести его в люди. Как сложились бы их отношения, Грибоедов показывает на примере семьи Платона Горича, который после женитьбы потерял свою индивидуальность, превратившись в мужа-пажа.
Фамусов возглавляет московское дворянство в пьесе, он на голову выше своего окружения. Павел Афанасьевич умный человек, на это указывает то, что он видит все недостатки современной ему действительности. Для Фамусова важен комфорт, он не собирается переделывать мир, живет так, как ему удобно. Герой недоволен засильем иностранцев, но в угоду моде приглашает на свой вечер «французика из Бордо». Вряд ли он с уважением относится к своим гостям, видя их глупость, ограниченность, но он один из них, ему не нужны неприятности. Фамусов, как и многие из его окружения, на первое место ставит деньги, власть, карьеру, положение в обществе, что и руководит его поступками. Об этом он говорит в своем монологе, рассказывая о дяде Максиме Петровиче.
Фамусовское общество сохраняет вековые традиции, не задумываясь о прогрессе. Они выступают против образования, книг, к учёным людям относятся свысока, называют их сумасшедшими. Чины и карьера в мире Фамусовых достигаются не умом и делами, а связями, лестью, чинопоклонством. Максим Петрович, например, ради «ключа» пожертвовал затылком, Скалозуб получает чины и звания не военными подвигами, а умением оказаться в нужном месте в нужный час.
Консервативное московское общество живет родственными связями, об этом обмолвился Фамусов, говоря о почившем камергере, который тебе ключ добыл и сыну. Знатных людей в Москве связывает родственно-дружеская порука.
Появляются в этом обществе и люди со стороны, не имеющие знатного происхождения. Фамусов ценит Молчалина, который не имеет ни богатства, ни знатного происхождения, но является деловым, уважительным человеком. Герой имеет говорящую фамилию, он умеет молчать, угождать нужным людям. Если бы не приезд Чацкого, возможно, Молчалин достиг бы «степеней известных».
Люди, составляющие фамусовское общество, тормозят прогресс, противятся всему новому. Чацкий не похож на них, поэтому они объявляют его сумасшедшим вольнодумцем. Забота о собственном благополучии является главным делом их жизни. Герои похожи друг на друга, но каждого из них автор наделил отличительными чертами, пытаясь создать полную картину, которая бы вместила в себя все многообразие типов высшего света.
Грибоедов изобразил лицемерие, бездушность, необразованность московского дворянства и высказал надежду, что на смену этому отжившему веку придёт век новый, просвещенный, честный и открытый.