Сочинение Каким и как изображён Иван Грозный в повести про купца Калашникова

Проект Образ Ивана Грозного в “Песне про купца Калашникова . “

Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.

Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин, М.И. Кутузов, И. Грозный – это не только исторические личности, но и литературные герои, художественные образы многих произведений, картин, спектаклей, кинофильмов.

История сохранила имена героев и антигероев, среди которых есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет, и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV.

Не обошел историческую тему в своем творчестве и такой выдающийся мастер слова, как М.Ю. Лермонтов. Историческая тема – одна из важнейших тем в творчестве поэта, которая разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать «поэтом прошлого и настоящего».Я разделяю точку зрения исследователей, которые считают главным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, поэму “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Подобно тому, как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, когда решалась судьба всей страны, в “Песне. ” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды, по мнению Лермонтова, открываются наиболее сильные и важные черты русского характера.

Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню. », видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», — писал он.

Одним из центральных персонажей поэмы представлен царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует. Недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани…

И главное – всюду смерть, кровь, жестокость. Такова особенность народной памяти: в легендах, преданиях сохраняется или самое хорошее, или самое плохое. Согласно народным представлениям изображен Иван Грозный Лермонтовым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». И это вполне естественно: ведь поэма создавалась в традициях народного творчества.

Все выше сказанное и определило круг наших научных интересов и тему исследования: «Иван Грозный как исторический деятель и литературный персонаж в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»».

Целью проектной работы :

Сопоставить образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю.Лермонтова и личность Ивана Грозного, представленную на страницах исторических документов.

1.Познакомиться с историческими документами,в которых говорится о правлении Ивана Грозного

2. Перечитать поэму М.Лермонтова « Песнь про купца Калашникова»

3. Провести самостоятельный сравнительный анализ образа Ивана Грозного в «Песне» и исторических источниках.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что образ Ивана Грозного в литературе не будет отличаться от представления личности царя в исторических документах

1.1 Дискуссионные вопросы о личности Ивана Грозного и его роли в развитии государства

Изучение и систематизация научных источников о личности Ивана Грозного позволило сделать вывод о том, что последняя точка еще не поставлена. Научный спор о царе Иване Васильевиче идет уже четыре с лишним века: начался еще при жизни Грозного. Одна из первых характеристик дана в начале ХVII века, она весьма противоречива: некрасивый («образом нелепый») с длинным и кривым носом («нос протягновен и покляп»), царь вместе с тем высок, у него «сухо тело» и толстые мышцы, высокие плечи и широкая грудь.

Далее идет восхваление: «Муж чудного рассуждения, книжного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за отечество стоит крепко».

Рядом с высокой оценкой царя, так же убедительно и доказательно следует осуждение его в жестокости, неумолимости в пролитии крови: множество народу от мала до велика при царстве своем погубил, и тут же: многие блага сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан. Похоже, современник стал в тупик перед многогранностью человеческого характера. Этому есть объяснение.

Важно отметить, что разнообразие оценок дел и личности Ивана IV нашло продолжение в науке. У историка XIX века Карамзина оно однозначно: «герой» в первый период своего царствования, он превращается в тирана во втором. Во второй половине XIX века историческая наука стала вскрывать закономерности хода истории. Историк С.М. Соловьев представлял историческое развитие России того времени как смену «родовых» начал на «государственные».

В этом смысле деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе государственных начал. Соловьев резко говорил о казнях неповинных людей, писал, что «не произнесет историк слово оправдания такому человеку».

Последующие историки, кроме В.О. Ключевского, порой как бы бравировали свободой от моральных оценок прошлого, говорили, что надо не судить, а понять людей минувших. С конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится почти единодушной. На страницах ученых трудов, романов, на киноэкранах и в театрах Ивана стали изображать, как великого патриота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявшегося с изменниками боярами. Причины такого отношения лежали за пределами науки. Террор казался привлекательным для оправдания событий в стране в этот период.Но Иван Грозный был не только тираном. Если мы обратимся к историческим документам, то узнаем много интересного и, может быть, неожиданного для себя. Иван Грозный имел разум превосходный, не чуждый образования, соединенный с необыкновенным даром слова. Обладал редкой памятью, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего Отечества. Был монарх, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственных делах. Расширил границы государства, завоевав Казань, Астрахань, начав освоение Сибири. Любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно. Казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом.

Знаменит в истории как законодавец и государственный образователь. Издал «Государственное уложение», устроил различные учреждения для лучшего действия самодержавной власти: Казенный двор, различные приказы, суды.

Оставил после себя Руси войско, какого она не имела прежде: лучше устроенное и многочисленное.

Строил новые города для безопасности границ и развития торговли: Лаишево, Чебоксары, Козмодемьянск, Орел, Кокшанск, Тетюши, Алатырь, Арзамас…

Не знать этого или забывать об этом нельзя. Время правления Ивана Грозного – это не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного Российского государства, а Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный человек, но и правитель державы, очень много сделавший для неё.

1.2 Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова

«Песня про Купца Калашникова»

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню. », видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории.

В начале поэмы мы показан богатый пир в царских палатах, где в центре «во златом венце» — сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными:

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

По бокам его все опричники.

На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя. И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Внешность царя говорит о его деспотизме и жестокости. Брови у него черные, очи зоркие «словно ястреб глянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого». Внимательно он смотрит по сторонам — не затаил ли кто измены, не завидует ли его славе.

Мы отмечаем, что в большинстве научных источников подтверждается факт, что во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в «Песне. » мы находим подтверждение этому: царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: «или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или «казна поистратилась», или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий»? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали:

Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом.

Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако «баре богатые» проходят мимо. В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса.

Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего «государя», главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитриевна. И тот, как настоящий представитель «честного народа», вступается за жену. И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего — закон, и они послушно соглашаются идти с ним.

Важно отметить, что и в самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и «закон господний», побеждает бесчестного врага.

Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном большого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вынужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный – навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна.

Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее, он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «молодую жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно. Иван Грозный М. Ю. Лермонтова суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен, наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток.

До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным. С каким художественным тактом поэт описывает пир Грозного, рассказывая, кто где сидит за столом!

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья,

М.Ю. Лермонтов искусно вводит читателя в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. И слово «грозный» теряет свою самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и обусловленной и поэтому введенной в определенные исторические границы. Это и дает художнику право, не греша против истины, развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой. Он отстаивает свободу чувства любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женщины. Это и продиктовало его знаменитые слова:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся.

Таков Грозный Лермонтова. Это сложная, богатая, противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого, здесь все в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей.

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич».

«Вот нахмурил царь брови черные

И навёл на него очи зоркие,

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником».

Стремление властвовать над душой подданных.

«Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда всходит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью».

Щедрость по отношению к любимцам.

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные».

Соблюдение некоторых законов нравственности.

«Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся».

Стремление показать свою милость.

«Я топор велю наточить – навострить,

Палача велю одеть – нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…»

Оказание помощи семье осужденного.

«Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, безпошлинно».

Щедрым по отношению к своим любимцам.

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные».

2.1Образ Ивана Грозного глазами историков

Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.): «Иоанн родился с пылкими страстями, с воображением сильным, с умом еще более острым, нежели твердым или основательным».

С.М. СОЛОВЬЕВ (русский историк XIX в.): «Подобно деду своему, Иоанну III, Иоанн IV был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкою грудью, по иностранным свидетельствам, он был полон, а по русским — сухощав, глаза у него были маленькие и живые, нос выгнутый, усы длинные. Привычки, приобретенные, дали лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его. Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность, сам рассматривал все просьбы, всякому можно было обращаться прямо к нему с жалобами на областных правителей».

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.): «…Нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В каждом встречном он прежде всего видел врага».

К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.): «Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории, а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела. Ни в чем наше умственное несовершеннолетие не выказывается так осязательно, как в том, что мы не только не понимаем, но почти не знаем царствования Ивана IV и даже мало им интересуемся, воображая, что, и не изучив его, можно понимать русскую историю, а между тем эпоха Грозного, по своему значению во внутреннем развитии Великороссии, есть преддверие к эпохе Петра и имеет с ней глубочайшую связь.

Следовательно, Лермонтов создал художественное произведение на основе исторических сведений, стараясь подробно и точно изобразить эпоху Ивана Грозного. Он (Лермонтов), по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Следовательно, Лермонтов создал художественное произведение на основе исторических сведений, стараясь подробно и точно изобразить эпоху Ивана Грозного. Он (Лермонтов), по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Цель исследования состояла в обосновании положения, что образ Ивана Грозного в литературе отличается от представления личности царя в исторических документах. Теоретический анализ специальной литературы и результаты проведенной самостоятельно работы подтвердили нашу рабочую гипотезу: образ Ивана Грозного в «Песне…» совпадает с образом Ивана Грозного в исторических источниках.

Поставленные задачи решены в полном объеме: мы изучили историю создания художественного произведения и специфику изображения образа героя на основе реальных фактов и событий, зафиксированных в исторических источниках.

Таким образом, мы увидели, что эпоха Ивана Грозного поражает своими противоречиями, а потому личность Ивана Грозного всегда будет вызывать разноречивые оценки в зависимости от взглядов общества и личных пристрастий историков. Образ царя Ивана Васильевича в поэме М.Ю. Лермонтова также отвечает исторической правде. Художник слова отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее, он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «молоду жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.

Литература и история – это две дисциплины, которые как нельзя лучше дополняют друг друга, убедительно подтверждая, что настоящее искусство всегда соприкасается с реализмом науки в изображении истории. Цель исследования достигнута в результате решения поставленных задач.

В. Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова» 1841 г.

Иван IV Грозный. Сочинения.- СПб., 2000.

Иловайский Д.И. История России. Царская Русь. (Московско-царский период. Первая половина или 16 век).-М. :Чарли, 2005.

История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 2008.

Карамзин Н.М. Предания веков. – М: Правда, 1988.

Ключевский В.О. Сочинения. Том II. Часть 2. Лекция XXX. Характеристика царя Ивана Грозного // Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. М.,2000.

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… -М.,Дрофа, 2000

Михайловский Н.К. Иван Грозный в русской литературе, Соч., т. 6, СПб., 1987.

Н.М. Карамзин. История государства Российского. –М., Просвещение, 1990

П. А. Висковатый. «Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество».

Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989

Поделитесь с одноклассниками