История рода Лаврецких (по роману Тургенева «Дворянское гнездо»)
Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» был написан в эпоху развития общественной мысли. Рушились старые понятия, зарождались новые, дворянское сословие начинало сдавать позиции, утрачивая прежние идеалы. В романе прослеживается грусть по уходящей эпохе, звучит обращение к будущим поколениям. Главная идея произведения – выбор между личными интересами и нравственным долгом, в котором предпочтение отдается последнему.
Героями романа являются люди из дворянского сословия, автор подробно прослеживает судьбу дворянских родов, возможно, чтобы понять причину их угасания, которую он видит в том, что все поколения Лаврецких жили в свое удовольствие, не задумываясь об общем благе. Человек, который живет для себя, для самонаслаждения, разрушает свою личность.
Родоначальник Лаврецких приехал в Россию из Пруссии в начале XV века. Самым богатым, именитым в роду был Андрей Лаврецкий, жестокий, дерзкий, умный помещик. Его сын Петр отличался более спокойным нравом и был простым, степным барином. Получив наследство в идеальном порядке, вскоре продал части имения, крестьян избаловал и распустил. Он был хлебосольным хозяином, под стать была жена, смиренница, которая радушно принимала гостей и сама любила выезжать. У них родилось двое детей Иван и Глафира. Сына отдали на воспитание богатой тетке, которая собиралась завещать ему состояние. Она наняла ему гувернера, за которого вышла замуж, отдав ему все состояние, Иван остался ни с чем. В минуту из богатого наследника он превратился в приживалу, двери высшего общества перед ним закрылись. Служить он не захотел и вернулся в деревню к отцу.
Здесь ему было скучно и одиноко. Сестра Глафира была некрасива, манерами напоминала бабку, жену Андрея, отношения с ней не сложились. Отдушину Иван Петрович находил в обществе матери и часто проводил время за беседами с ней. Здесь он встретил и полюбил горничную матери Маланью. Отец, узнав об их связи, пригрозил лишением наследства. Ночью Иван и Маланья сбежали и обвенчались, они отправились к троюродному брату Ивана Дмитрию Пестову.
Оставив молодую жену, Иван отправился в Петербург, где тетка, оставленная молодым мужем, чувствуя вину перед племянником, отрекомендовала его всем знакомым и поддержала материально. Вскоре Иван Петрович уехал в Лондон служить при русской миссии. Маланья родила сына Федора, о чем Пестов сообщил отцу и деду, который узнав о внуке, смягчился. Вскоре смертельно заболела Анна Павловна и выразила желание повидаться с невесткой и внуком. Те приехали к Лаврецким да так и остались в их доме. Глафира невзлюбила невестку и забрала у неё Федю. Через шесть лет их навестил Иван Петрович, помирился с отцом, но в деревне не остался. Маланья Сергеевна не перенесла второй разлуки с мужем и умерла. Лаврецкие переехали в Москву, где умер Петр Андреевич. Вскоре вернулся из-за границы Иван Петрович и стал воспитывать сына, следуя советам Жан-Жака Руссо. Федя вырос умным, здоровым, но не любил никого, демонстрируя равнодушие и грубость.
Повзрослев, Федор Иванович создал свою семью, женившись на красивой, умной, но бездушной, распутной женщине. Узнав об ее изменах, он порвал с ней, оставив за границей, сам вернулся в Россию и занялся обустройством имения.
История рода Лаврецких заставляет задуматься о дворянских гнездах, которые оказались на грани исчезновения. Начинаешь понимать, что дворянам нужно было развиваться, жить полной жизнью, приносить пользу обществу. Этим не мог похвастаться никто из рода Лаврецких. Михалевич говорит Федору, что ему не хватает сердечной теплоты, веры, а на одном уме далеко не уедешь.
Чувство долга, возвращение на родину, стремление к настоящему делу соединяется в образе Лаврецкого. Дворянская культура сближается с народной, становится подлинно национальной культурой, которая формируется в напряженных отношениях с жизнью, возвышаясь над ней. Читатели видят, как складывается система общезначимых ценностей, обретает смысл очередной завершающейся исторический этап. Лаврецкий является последним представителем уходящего поколения.