$ AlexLat $
Центральное место в творчестве Тургенева занимает роман «Отцы и дети». В нем нашли отражение почти все темы и мотивы писательской деятельности Ивана Сергеевича Тургенева. Образ главного героя романа строится на столкновении в нем истинного и ложного , что является одной из основных оппозиций в произведении . Но все пространство романа также оказывается «включенным» в это противопоставление .
Повествование начинается с описания Николая Петровича Кирсанова , который олицетворяет собой тип человека , в чьей жизни самую важную роль играют традиции . Его личность и судьба не поражают своей романтичностью , оригинальностью – у него все , как у всех . Он – примерный отец , стремящийся как можно лучше исполнить свой долг перед детьми , а это естественная обязанность человека. Чувство Николая Петровича к Фенечке истинно , а развитие этого чувства абсолютно нормально – он , в конце концов , понимает , что скрывать свое отношение к женщине , которую он любит, перед сыном бессмысленно и не нужно .
Кирсанов – старший очень радушно встречает друга своего сына и на протяжении всего романа никогда с ним не спорит , не ругается , так как его отношение к Базарову настоящее , подлинное , в нем нет ничего надуманного : друг сына – гость в его доме , а гостей нужно принимать радушно. Не случайно пару Николаю Петровичу составляет простая девушка Фенечка , которая постепенно превращается в Федосью Николаевну – и это естественный процесс развития , «взросления» личности.
Аркадий Кирсанов искренне увлекается теориями Базарова , стремится подражать ему и выдает себя за такого же убежденного нигилиста , как и его приятель, но это его стремление мнимое , так как , часто забывая о своем нигилизме , о своей новой роли , Аркадий обнажает свое родство с «отцами».
Он то и дело защищает их : пытается убедить Базарова в том , что Павел Петрович – «хороший человек», а Николай Петрович -«золотой человек», упрекает Базарова в том , что тот резко обошелся с Павлом Петровичем и оскорбил его , говорит Базарову о Павле Петровиче : «. он глубоко несчастлив , поверь мне , презирать его – грешно». Наконец, он совсем освобождается из – под чуждого влияния Базарова и находит душевное успокоение с Катей Одинцовой .
Описанные выше герои в романе не представляют ничего особенного, но именно они обретают свое счастье .
Истинные чувства помогают им жить и быть счастливыми , в отличие от Павла Петровича , истинное начало которого мешает ему . Он спорит с Базаровым о сущности народа , толкует о крестьянах , даже «всегда выступает за крестьян , правда, говоря с ними , он морщится и нюхает одеколон». Его аристократизм сводится к слепому поклонению всему английскому , но под этой внешней напыщенностью скрывается слабый , очень ранимый человек , а в этом Павел Петрович не может признаться даже самому себе. «Он ничего русского не читает , но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя», посещая русскую церковь , «он невольно прислоняется к стенке и долго не шевелится , горько стиснув губы» – в этом проявляются его настоящие чувства . Под его искренней и долгой любовью к княгине Р. . легко просматривается истинное чувство к Фенечке.
Самым интересным в романе , в плане рассмотрения оппозиции ложного и истинного , конечно, является образ Евгения Базарова.
В нем сосуществуют сразу две личности : Базаров – нигилист и Базаров – человек . И чем в большей степени в нем начинает проявляться Базаров – человек , тем больше он на себя злиться. Среди людей , которые его любят и принимают таким , какой он есть, он – человек (это , прежде всего, его родители ), а в Марьино, где его ненавидит Павел Петрович , он старается быть прагматичным , жестким , равнодушным , всеотрицающим . В нем сталкиваются истинный нигилист и человек с настоящими чувствами , что и становится причиной его гибели.
Человек с такими устремлениями , как Базаров , отрицает все , но оказывается , что он не в силах отрицать любовь , а затем и смерть. В конце концов , становится понятным ,что нигилизм был лишь плотной оболочкой , которая разрушилась , а герою ничего более не оставалось, как стать самим собой и признать правоту любви и силу смерти .
Виновницей душевных перемен в Базарове стала Анна Сергеевна Одинцова . «Вот тебе раз! Бабы испугался ! – подумал Базаров и , развалясь в кресле не хуже Ситникова , заговорил преувеличенно развязно». В действительности он испугался не Одинцовой, а своего чувства к ней : «. он легко сладил бы с своей кровью, но что – то другое в него вселилось , чего он никак не допускал , над чем он всегда трунил , что возмущало всю его гордость». Одинцова , предмет обожания Базарова , на самом деле его не любит , она играет с ним , хотя потом и понимает : эта игра столь опасна , чо может повредить ее благополучию . Но, между тем, она все – таки приезжает к умирающему Базарову .
Одинцова не может полюбить , мы узнаем чуть позже , что «. она вышла замуж , не по любви , но по убеждению». Истинные чувства Базарова не находят ответного в Одинцовой , так как полюбить она не может и не хочет , любовь страшит ее , а Анна Сергеевна боится даже малейшего дуновения ветра , где уж ей вынести страсть Базарова – непосильнейшая задача для нее.
За маской эмансипированной дамы прячется убогая , неинтересная Кукшина , настоящим нигилистом претворяется клоун Ситников . Для них игра «в кого -либо» – способ скрыть свои недостатки , замаскировать нравственную и интеллектуальную неполноценность.
Тургенев не скрывает своего отношения к героям , придумывающим себе роли , слепо следующим за сильными , умными. Но и Базаров в изображении автора не идеален. Его напористость, страсть , живость ума отмечаются Тургеневым, но в эпилоге романа мы видим счастливыми тех , кто сумел сберечь в своей душе истинное отношение к жизни и миру , сумел остаться самим собой , время же Базарова, время его признания , его «нужности», необходимости в нем еще не пришло.