Искусство как форма духовной культуры
Искусство – форма культуры, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Искусство – важнейшая и достаточно автономная часть культуры. Способность к художественному постижению и отражению мира – специфическая родовая характеристика человека. Не столько разум, сколько именно способность к художественному творчеству отличает человека от других живых существ. Если признаки осмысленного поведения встречаются у животных достаточно часто, то наличие эстетического чувства у них требует дополнительных доказательств и исследований. Без искусства существование людей как уникальной социобиологической общности было бы невозможно.
Основные функции искусства в обществе:
- 1) общественно-преобразующая функция. Искусство – это деятельность, которая оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, а следовательно, участвует в социальных преобразованиях общества или отдельных его сторон. Так, толстовские романы породили движение толстовцев. Подражая гетевскому герою Вертеру, реальные молодые люди стали кончать жизнь самоубийством. В советскую эпоху такими образцами для подражания стали П. Корчагин, А. Маресьев, З.Космодемьянская, А.Матросов и многие другие реальные люди,
- 2) познавательно-эвристическая функция связана с познавательными возможностями искусства. Искусство – это отражение и освоение мира, и особенно тех сторон, которые труднодоступны науке (например, эмоционально-чувственной стороны жизни человека). Ф. Энгельс говорил, что из романов Бальзака он узнал о жизни французского общества больше, чем из сочинений всех специалистов – историков, экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых. Искусство – «учебник жизни», который дополняет наши знания о мире, почерпнутые из реального жизненного опыта, газет, телевизионных передач, научных трактатов,
- 3) художественно-концептуальная функция. В основе художественного произведения всегда лежит определенная концепция действительности, определенная авторская философия, которая воплощается в замысле произведения, системе образов, средствах выразительности. Подлинное искусство всегда философично, стремится к решению общемировых проблем и загадок, к осознанию состояния мира. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский могут быть названы великими философами, но свою философскую концепцию они выражают в художественно-образной форме,
- 4) функция предвосхищения, предсказания. Благодаря таким механизмам, как воображение, интуиция, искусство способно предсказывать будущее. Например, роман А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» предсказал появление лазерных технологий. Особенно ярко эта функция искусства проявляется в научной фантастике и в романах-утопиях и антиутопиях, которые пытаются проектировать техническое будущее человечества, его социальную структуру, предугадать судьбу личности в грядущем мире,
- 5) информативно-коммуникативная функция (искусство как сообщение и общение). Искусство – знаковая система, которая несет информацию, специфический канал связи, служащий передаче социального опыта от поколения к поколению.
Искусство – универсальное средство общения, не знающее временных и пространственных границ. Оно дает возможность общаться с представителями других эпох, культур, народов,
- 6) воспитательная функция. Воспитательная функция искусства связана с тем, что искусство оказывает воздействие на характер человека, стремится привить ему духовные качества, соответствующие идеалам художника. Но истинному искусству чуждо морализаторство, нравоучительство, так как его воздействие носит не прямой характер, а осуществляется через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных героях, и в героической поэме, и в сатире. Искусство – мощное средство социализации, так как умножает, расширяет жизненный опыт личности, позволяет прожить чужую жизнь как свою, сделать ее фактом своей биографии,
- 7) внушающая функция искусства – мало исследованная, но очень важная функция искусства, связанная с воздействием на подсознание людей.
Искусство – средство психического воздействия, «заражения», когда эмоции, чувства автора вызывают подобные состояния у человека, воспринимающего произведение искусства. Особенно ярко выступала данная функция в первобытном искусстве и фольклоре. Австралийские племена накануне сражения возбуждали свое мужество песнями. Музыка в церковном храме возбуждала трепет перед высшими духовными силами. В современную эпоху то же действие оказывает исполнение гимна страны,
- 8) эстетическая функция (искусство как средство формирования творческого духа и ценностных ориентаций) – первостепенная функция искусства. Искусство формирует эстетические вкусы, способности и потребности человека и, как следствие, пробуждает в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты. Эта способность творчества проявляется во всех сферах жизни человека,
- 9) гедонистическая функция (искусство как наслаждение). Искусство дает человеку наслаждение, не сравнимое с наслаждением, получаемым от еды, питья, любви. Это духовное наслаждение. Его источником является восхищение мастерством художника, совершенством художественной формы и ее соответствием содержанию, радость приобщения к творчеству гения. То есть искусство дает человеку величайшую из радостей – радость постижения красоты и наслаждения ею.
Искусство как вид творческой деятельности тесно связано с другими проявлениями культуры, такими как религия, мораль, техника, СМИ.
Искусство тесно связано с религией. Эта связь объясняется:
- • общностью их происхождения. Искусство и религия – самые древние формы культуры, которые первоначально существовали в синкретическом единстве (религиозный ритуал, магическое действие плюс образ, песня, пляска),
- • религия и искусство – выражение бескорыстного стремления к некоему нематериальному идеалу, выражение духовной сущности человека,
- • и религия, и искусство обращаются к эмоциональной, чувственной сфере человека,
- • религиозный ритуал часто строится на эстетической основе, таким образом обеспечивается большее внушающее воздействие ритуала на человека (религиозное искусство, убранство храмов, пышность богослужения, одеяний служителей культа).
Однако между религией и искусством существуют значительные различия. Во-первых, для религии характерна вера в сверхъестественные силы, почитание их и поклонение им, для искусства – восхищение реальным миром и стремление выразить его в художественных образах. То есть религия -поклонение Богу, Создателю, искусство – поклонение красоте созданного им мира. Во-вторых, религиозное мировосприятие аскетично, соборно, носит вневременной, наднациональный характер. Художественное мировосприятие -гедонистично, индивидуалистично, конкретно по своим географическим, историческим, национальным признакам.
Искусство тесно связано с моралью, так как искусство также выполняет воспитательную функцию, служит могучим средством исправления человека.
Однако эта связь неоднозначна. Во-первых, возможно «демоническое» расхождение между красотой и нравственностью (образ миледи у А.Дюма). Во-вторых, существует проблема соотношения эстетического и нравственного -проблема содержания и формы. Если в произведении преобладает нравственная проблематика в ущерб эстетической форме, эстетическим достоинствам, это порождает искусство морализаторского типа, которое мало воздействует на слушателя и читателя, не находит отклика в его душе. Если эстетическая форма превращается в самоцель, искусство утрачивает свою воспитательную и познавательную функцию. Таким образом, содержание и форма, эстетический и нравственный аспект должны находиться в гармонии. Именно такая гармония характеризует подлинные произведения искусства.
Если искусство, мораль, религия – формы культуры, связанные между собой и обогащающие друг друга, то отношения искусства и политики -отношения противостояния, так как искусство несет в себе общечеловеческое содержание и выступает как средство объединения людей, политика связана с интересами классов, партий, наций, а следовательно, она разъединяет людей. Когда искусство начинает выражать политические идеи, принято называть его «ангажированным», «завербованным» искусством. Ангажированное искусство всегда преходяще, оно может остаться в истории искусства только как иллюстрация к былым политическим и идеологическим сражениям.
Искусство и техника – принципиально разные формы культуры, но их взаимодействие имело значительные последствия. Например, развитие техники существенно повлияло на развитие современного искусства. Это выразилось:
- • в сохранении, тиражировании и широком распространении произведений искусства благодаря техническим достижениям, что привело к повышению художественного потенциала всего человечества,
- • в появлении новых, «технических» видов искусства (художественная фотография, кино, телевидение и т.д.),
- • в активном развитии традиционных форм искусства. ЕЬпример, архитектура приобретает новый облик за счет появления новыхсинтетических материалов: железобетона, алюминия, пластических масс и др.
Однако симбиоз искусства и техники имеет и серьезные отрицательные последствия, которые находят свое выражение прежде всего в появлении тиражированной массовой культуры, формируемой средствами массовой информации, ориентированной на «среднечеловеческие» стандарты, враждебной элитарному искусству, унифицированной, лишенной какой-либо оригинальности.
Особого внимания заслуживает проблема взаимоотношений искусства и науки как двух ведущих форм культуры. Наука – форма культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знаний о природе, обществе и человеке. Поскольку наука – способ освоения бытия на основе постижения его существенных закономерностей, то именно эта познавательная функция объединяет науку и искусство. Однако наука отражает действительность в понятиях, это понятийно-категориальный способ освоения мира, искусство отражает действительность в образах (художественнообразный способ).
Данное принципиальное отличие науки от искусства определяет все основные специфические особенности искусства как художественно-образного отражения жизни.
- 1. Личностный характер восприятия мира. Наука имеет дело с общезначимыми истинами, по поводу которых не может быть личностных позиций. В искусстве главную роль играет личностная позиция автора. Этим и интересно произведение искусства. Знание, которое дается искусством, носит личностный смысл, а личностный смысл всегда уникален, неповторим,
- 2. Авторский характер произведений искусства, так как произведения искусства – выражение авторской позиции, авторского отношения к миру.
Искусство проявляет себя лишь в форме законченных художественных произведений, созданных одним автором. Творения искусства создаются как уникальные, неповторимые творения. Поэтому авторы редко возвращаются к своим произведениям и защищают их неприкосновенность в том виде, в каком они были созданы.
Достижения науки (также нормы морали, религиозные догмы и обряды) носят коллективный характер, могут меняться и трансформироваться в соответствии с изменениями общества. Наука носит анонимный характер,
3. Характер преемственности, развития науки и искусства. Развитие науки – поступательный, прогрессивный процесс восхождения от менее совершенного знания к более совершенному. Прогресс в искусстве не носит столь линейного характера. Понятие «устарело» неприменимо к искусству: оно имеет дело с вечными ценностями. Каждая эпоха актуализирует в произведении какие-либо новые смыслы и значения.
Понятие «прогресс» применимо к технической стороне искусства. Кроме того, «прогресс» в искусстве не имеет жесткой, однозначной связи с прогрессом общественной жизни. Например, русское искусство XIX века называют золотым веком русской культуры, а уровень экономического, социального, интеллектуального развития общества был гораздо ниже современного,
- 4. Критическое отношение к миру. Для науки данная черта не характерна, так как в ней нет личностного восприятия мира. Искусство же достигает вершин, когда миром не восхищается, а критикует. Критика выступает в нем как один из способов выражения авторского идеала, представления о должном,
- 5. Демократизм, общедоступность искусства. Оно действует на людей, интересно людям независимо от их классовой, социальной, расовой принадлежности, уровня образования, психологических особенностей. То есть искусство больше, чем все другие формы культуры, проявляет свою общечеловеческую сущность. А это значит, что подлинное искусство всегда гуманистично. Оно способствует нравственному возвышению личности. Поэтому искусство является могучим средством общения между людьми, фактором внутринационального и международного объединения,
6. Искусство, как чувственная форма отражения действительности, обращается к чувствам, эмоциям, переживаниям человека, наука, как рациональная форма отражения действительности, обращается к рассудку человека.
Взаимодействие науки и искусства и результаты этого взаимодействия носят двусторонний характер. С одной стороны, искусство воздействует на науку, предвосхищая ее будущие достижения, оно способствует гуманизации безудержности научного поиска. С другой стороны, достижения науки создают цивилизационные условия для развития искусства, приводят к возникновению новых и совершенствованию традиционных видов искусства.
Литература
- 1. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1985. -339 с.
- 2. Мамонтов, С.П. Основы культурологии / С. П. Мамонтов. – М.: Изд-во Рос. открыт, ун-та, 1994. – 208 с.
- 3. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. / Н.А. Бердяев. – М.: Искусство, 1994. – Т.1, 542 с.
- 4. Вейдле, В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества / В. В. Вейдле. – СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996.-336 с.
- 5. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет.
- – М.: Искусство, 1991. – 588 с.