Сочинение гоголь-мастер словесной жизни. после прочтения барабуля

Сочинение гоголь-мастер словесной жизни. после прочтения барабуля

7. Вересаев В.В. Гоголь в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников: В 2 кн. – СПб., 1995.

8. Степанов Н.Л. Гоголь (Серия «ЖЗЛ»). – М., 1961. 9. Золотусский И.П. Гоголь (Серия «ЖЗЛ»). – М., 1984. 10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. 11. Н.В. Гоголь Классический гурман. – http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post180140654 12. Гоголь Н.В. Мертвые души // Повести. – М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1998. – 688 с.

Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. Стоит произнести имя Гоголя, как сразу вспоминаются и «чудный Днепр», и «пренеприятнейшее известие», и камин, в котором сгорает рукопись второго тома «Мертвых душ». И еще печальные слухи о сумасшествии великого писателя. А вот о том, что Николай Васильевич был среди русских классиков наипервейшим гурманом, мало кто знает. Исследование темы «Гоголь и кулинария на страницах его произведений» проводится в рамках изучения по литературе в 5– 9 классах художественных произведений Н.В. Гоголя.

Данная исследовательская работа позволяет нам по- новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание роли «еды», так как кулинария занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Н. В. Гоголь наполняет страницы своих книг образами еды и питья. Среди друзей и знакомых он слыл большим лакомкой, любителем вкусно и плотно покушать, знатоком малороссийских блюд, которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург, всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб. Также выполнение данной исследовательской работы помогает закреплять навыки самообразования, активизирует умственную и творческую деятельность учащихся, учит видеть необыкновенное в обыденном.

Цели исследовательской работы

– развивать умения определить художественную функцию «еды» в произведениях Н.В. Гоголя,

– воспитание интереса к изучению литературных произведений,

Задачи исследовательской работ

– получение общих сведений о роли кулинарии в творчестве Н.В. Гоголя,

– определить роль еды в произведениях Н.В.Гоголя,

– сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя,

Объект и предмет работы: стали художественные произведения Н.В. Гоголя. Я также обращалась к информационным источникам, словарям, энциклопедической и специальной литературе.

Практическая ценность исследовательской работы на сегодняшний день состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, при подготовке к олимпиадам, при поступлении в ВУЗ, а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с комплексным анализом текста.

….В любом высоком движении есть пошлые моменты, как, с другой стороны, в низкой стороне человеческой жизни есть притягательные моменты для высокого.

Ю.Манн. Поэтика Гоголя [10, с. 132].

Человек в современном мире живет на бегу, куда-то опаздывает, спешит. На бегу и перекусывает – тем, что подвернется под руку. Но и в этой суматошной жизни рано или поздно хочется ему сесть за накрытый стол и отведать вкусных и обильных угощений. Грибочков соленых, картошечки, щедро политой маслом, румяных расстегаев, пирожков с пылу с жару… И, чтобы за этим столом сидели рядом родственники или друзья и вели разговор. А то и песню бы затянули – протяжную, душевную.

И это не просто тяга поесть или отдохнуть. Это традиция наших предков. Она, заложенная в генетической памяти, стала неотъемлемой частью нашей жизни. Традиция – собраться за столом, устроить пир горой.

Отголоски этой традиции слышны в старых русских сказках. В них пир олицетворяет собой счастливый конец дела, осуществление мечты, достижение желаемого. Потому часто сказки так и заканчивались – словами про пир. Например, сказка про Ивана-царевича и Кощея Бессмертного: «Приехал Иван-царевич домой и устроил пир горой». Или вот концовка сказки про Емелю: «А по приезде заделали пир на весь мир». Любима сказочниками и такая забавная присказка: «И я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

В русских пословицах как в зеркале отражается щедрость русской души, ее хлебосольство и гостеприимство.

Что есть в печи, все на стол мечи.

Не красна изба углами, красна пирогами.

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Ехал было мимо, да завернул по дыму.

Хлеб-соль в воротах, так не своротишь.

Нет сомнения, что в обычаях кухни любого народа отражаются и его быт, и его история, и его духовная культура.

На Руси хлеб – всему голова! Этой поговоркой многое сказано. Да и могло ли быть иначе, ведь предки наши были в основном мирными земледельцами? Хлеб у русского человека всегда был наравне со святыней, относились к нему с благоговением. Ронять его или выбрасывать считалось немалым грехом.

Ржаной, черный хлеб, щи или похлебка – вот таков был и обед, к примеру, рабочего или крестьянина в XIX веке.

Кирилл Дацюк. Хлеб и молоко

Кислая квашеная капуста, кислый квас – без них не обходится русский стол. Вспомним присказку – «профессор кислых щей». А русские кислые щи – это вовсе не суп, а напиток. Был он одно время весьма распространен на Руси и делался достаточно просто. Так просто, что для этого вовсе не нужно становиться профессором.

Настоящие русские кисели тоже делались на кислой, квасной закваске. И варились они не из ягод, а из овса, пшеницы, ржи.

Но что же еще составляет своеобразие русской кухни? Обязательное наличие в ней жидких горячих и холодных блюд. То, что мы называем сегодня французским словом «супы» – вообще-то из нашей древней истории. Но раньше на Руси они назывались «хлебово» и было их огромное количество: щи, уха, калья, затируха, болтушка, похлебка. Позже сюда добавились борщи, рассольники, солянки.

Много на нашем столе овощных, рыбных, грибных «деликатесов». И это понятно, потому как большинство дней в году были постными. В нашей классической литературе мы сегодня встречаем столько забытых и полузабытых названий рыбных блюд: сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, лужина, белорыбица… Уха могла быть и окуневой, и ершовой, и налимьей, и стерляжьей…

Отношение Гоголя к пище

Боже мой, если бы я был богат, я бы желал…чего бы я желал?» – так писал Н.В.Гоголь накануне нового 1839 года своему другу и однокашнику А.Данилевскому из Рима. И в этом то ли вопросе, то ли восклицания нет, пожалуй, ничего необычного. Ну, кроме разве что самого желания: «Чтоб остальные дни мои я провел с тобою вместе, чтоб приносить в одном храме жертвы..». А «храмами» Гоголь и Данилевский в шутку называли кафе и рестораны, в которые хаживали во время совместного путешествия по Европе. В шутку же обед у Гоголя получил название жертвоприношения, а содержатели ресторанов назывались жрецами. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. А правда заключается в том, что и принятие, и приготовление пищи было для Гоголя делом очень важным, можно сказать священным. И не только тогда в Риме, когда Гоголь лечился от желудочной болезни. И в пору его молодости, в первые годы жизни в Петербурге, он не относился к еде легкомысленно, как к чему–то низкому и внимания недостойному. Среди друзей и знакомых он слыл большим лакомкой, любителем вкусно и плотно покушать, знатоком малороссийских блюд, которые с удовольствием готовил сам. К поварскому ремеслу он вообще был расположен с юности и, уезжая в Петербург, всерьез рассматривал это поприще как один из способов заработать себе на хлеб. В Италии он полюбил макароны, и приготовлять их научился, специально для этого бегая на кухню. Одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни

простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» и т.д. Чего стоят одни только галушки, которые, если помните, нырнув сначала в сметану, сами прыгали Пацюку в рот. Жуй да проглатывай – мечта!

Я узнала, что в России Гоголь всегда готовил еду сам, никому не доверяя. Не раз наблюдавший за этим процессом С.Т.Аксаков в своих воспоминаниях писал: «…он так от всей души занимался этим делом , как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал , что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом , то он был бы непременно артистом- поваром».

Функции «еды» в творчестве Н.В. Гоголя

Еда занимала важное место не только в жизни Гоголя, но и в его творчестве. Как никакой другой русский писатель, он наполняет страницы своих книг образами еды и питья. Истинный хлебосол, воспитанный щедрой землей полтавщины, любивший угощать и потчевать и сдерживаемый только обстоятельствами, в своих книгах писатель дает волю до отвала кормит читателя описаниями обедов и блюд, способных порой , как выразился сам Гоголь в том же письме Данилевскому, «произвести на три дня слюнотечение у самого отъявленного объедала». Образы эти проникают не только в содержание произведений, но и в язык и стиль, преломляются метафорически, способствуют созданию того контраста грустного и смешного, той зыбкой грани между высоким и низким, которая отличает художественную манеру писателя, его мастерство. С одной стороны – это чисто национальные блюда, что указывает на соблюдение автором народных традиций. С другой – их неординарный прием подчеркивает сказочность сюжета. С третьей – его красочное, живое описание не только заставляет нас поверить в реальность происходящего, но и вызывает интерес к этому блюду, желание его попробовать. Не зря Гоголя называют мастером детали, так как такими свойствами обладают все кулинарные реалии, и описанные им. Покажем, каковы функции кулинарных реалий в творчестве Гоголя. Во-первых, использование пищевых подробностей в качестве украшения текста.

Сам сюжет для Н.В. Гоголя оказывается не так важен, так как он сводится к однообразным переездам главного героя от одного помещика к другому.

По моему мнению, предметная детализация текста занимает в произведении первое место, скрашивая сюжет. Она сводится не только к подробному описанию местности, дома помещика, но и к пышному, развернутому описанию кулинарных реалий. «За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось потом в желудке». Пищевые подробности, приведенные в тексте не всегда несут в себе какие-то важные, непосредственные значения.

Популярность гастрономической лексики в творчестве Н.В. Гоголя

Кажется, гастрономическая метафора в русской литературе стала популярной, начиная именно с Гоголя. Потом такой метафорой стали пользоваться многие русские писатели, но ни у кого она не была столь часто употребляемой и многоплановой. У других она чаще всего – средство насмешки, пренебрежения или даже презрения, как будто бы все, что связано с пищей и пищеварением, грубо и бездуховно, а значит, в высоком смысле к литературе неприменимо. А в творчестве Гоголя образное использование гастрономической лексики играет роль более сложную и разнообразную. И развивается постепенно. Наблюдение над этим развитием дает интересную пищу для читательских размышлений.

Анализ художественных произведений Н.В. Гоголя

Как я думаю, одним из ярчайших примеров употребления слов с семантикой пищи представлен в произведениях великого русского писателя Н.В. Гоголя. В отличии от Гончарова, который в своих произведениях рассказывает о традициях русского народа, Гоголь с той же любовью и уважением посвящает пьесы запорожским казакам, жизни простого украинского люда, всем его праздникам и горестям. Это такие известные произведения как: «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» и т.д.

Так, размышляя о превратностях судьбы в повести «Невский проспект», Гоголь использует гастрономическое сравнение: «Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить, другой имеет рот величиною с арку главного штаба, но, увы! должен довольствоваться каким- нибудь немецким обедом из картофеля. Как странно играет нами судьба наша!».

Конечно, здесь много иронии, но вместе с тем, немало и грусти. А ведь в гастрономическом образе прячется философская мысль: не всегда в человеческой власти соизмерять свои желания со своими же возможностями.

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь сравнивает черта с кухмистером, который надевши колпак и встав перед очагом, «поджаривал грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу». Сравнение веселит и добавляет юмора и повесть. Кухмистерский колпак делает черта шутом , а не демоном. Но вместе с тем почему бы ему не быть похожим и на бабу, которая, как известно, тот же черт в юбке. Писатель озорничает, хотя все – таки в основе его сравнений лежат традиционные представления о бабах и о чертях. В повести напоминаются такие разновидности еды, как кутья – обрядовое кушанье из риса с изюмом, вареники – вареные пирожки с творогом и ягодами , галушки- кусочки варенного теста. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. С детства помню эту сцену из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» – толстый Пацюк волшебным образом поедает смачные вареники. Этот эпизод настолько мастерски сыгран, что вареников хочется сразу и много. А что же нам самим мешает их затеять? Сдается мне, что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены. Шанишки – шанежки, скородумки, пирожки, блины, пряглы, лепешки с припеком от Коробочки и кулебяка с визигою для Чичикова. Такие разносолы.

Как я думаю, Н.В. Гоголь был отменным кулинаром. В деревнях Украины до сих пор готовят по старинным рецептам Н.В.Гоголя.

Цикл повестей «Миргород». Интересный материал для рассуждений на эту тему дает следующий цикл повестей «Миргород». Один из двух эпиграфов к циклу гласит: « Хотя в Миргороде пекутся бублики из черного теста, но довольны вкусны». (Из записок одного путешественника). В повести «Сорочинская ярмарка» есть такие строки: «горы дынь, арбузов и тыкв казались вылитыми из золота и темной меди, благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихавшим улицам».

Как я думаю, гастрономический образ в данном цикле служит авторским предупреждением читателю: «Не судите по виду, попробуйте на вкус, вам понравится». А может быть, Гоголь вкладывал в этот эпиграф другой смысл?. Мол, и об этой стороне малороссийской жизни, о бытовой и на первый взгляд совсем не привлекательной вам тоже напишу. Похоже, что так. Ведь первая повесть «Старосветские помещики» наполнена бытовыми картинками, и особенно гастрономическими. Но, несмотря на это, она также полна поэзии, гармонии и высоких человеческих чувств, которые показаны автором не вопреки быту, а благодаря ему. Еды здесь так много, что еще и метафорические образы оказались бы лишними, они только испортили бы все дело, точно так же, как улыбка могла бы испортить и без того доброе лицо Пульхерии Ивановны : «вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица». Вкусовой образ чрезмерности, приторности в переносном значении используется в повести еще раз: « Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности. Кажется, это единственные примеры образного использования гастрономической лексики в повести. Сравнения становятся все более развернутыми, усложняется их роль.

Повесть «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» гастрономический образ уже больше, что « следующей» она является только по композиции сборника, но не по времени написания. Известная современному читателю редакция повести была создана Гоголем два с лишним года спустя после выхода «Миргорода». Писатель тогда жил в Риме и работал над «Мертвыми душами» Параллельно редактировал «Тараса Бульбу» и ввел много новых персонажей, одним из которых стал куренной атаман Кукубенко. В повести есть еще сравнения, обращающие на себя внимание. В начале жизнь Сечи сравнивается с пиршеством: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Казаки любили хорошо погулять и крепко выпить, но все- таки Гоголь в этом сравнении в первую очередь видит необузданную свободу, веселое, легкомысленное отношением к жизни, существование по особым, не будничным законам, невиданный темперамент и удаль запорожцев. В повести «Тарас Бульба» есть такие строчки: «Путешественники раскладывали огонь, ставили на него котел, в котором варили себе кулиш (жидкая каша с салом), пар отделялся и косвенно дымился на воздухе». «У него были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо, ему отдавали деньги под сохран.» Удивительные вещи получаются у Гоголя. Помните обед Тараса с сыновьями? Его богатырский характер проявляется и в гастрономических вкусах: «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние!»

Таким образом, гастрономической образностью Гоголь пользуется и для того, чтобы объяснить какое-то небывалое, редкое явление.

Итак, из приведенных произведений достаточно, чтобы увидеть: гастрономические образы – излюбленный художественный прием писателя, особенно в его зрелом творчестве. Это во-первых. Во-вторых, использование гастрономической, кулинарной лексики очень многопланово и помогает заглянуть в творческую «кухню» удивительного гоголевского текста. А в-третьих, наблюдение над использованием ярких гоголевских метафор открывает нам самого автора, грани его таланта, вызывает интерес к его личности. В языке Гоголя проявляются характер, привычки, особенности его художественной и бытовой жизни.

«Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения»,- писал художник, осознавая ответственность за каждое написанное им слово. Моя задача – внимательно вчитываться в эти слова.

Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 .

Аксаков писал: «Если бы судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом – поваром».

Герои его произведений часто раскрывают свои кулинарные пристрастия, и упоминания различных блюд часто встречаются на страницах его книг, в них – пространные описания застолий, диалоги об истории того или иного блюда, споры о вкусовых преимуществах разных регионов и т.д. Само описание еды настолько рельефно и детализировано, что не просто служит дополнительной характеристикой персонажа, а создает если не само действие, то его добротную основу. Вот описание кулебяки, которую заказал Петр Петрович Петухов, персонаж «Мертвых душ» Н.В. Гоголя:

«… сделай на четыре угла, в один угол положи ты мне щеки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой каши, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да еще знаешь там этакого… Да чтоб с одного боку она, понимаешь, зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, понимаешь, пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы всю ее проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал ее во рту – как снег растаяла» [12. С. 79].

Кстати, Гоголь здесь абсолютно точен в описании старинной московской кулебяки. Фарш в нее клали разный, располагали его клиньями, разделяя каждый вид блинчиками «на четыре угла» (чтобы тесто не отмокло из-за сочной начинки). Делали ее из пресного сдобного рассыпчатого теста. Особое искусство было в том, чтобы с таким сложным фаршем кулебяка хорошо пропеклась.

А вот что говорит Собакевич (Феодулии Ивановне). »Что ж, душа моя, если б я сам это делал, но я тебе прямо в глаза скажу, что я гадостей не стану есть. Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа. (Чичикову) Возьмите барана. Это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это все не то, это все выдумки, это все…» Перечень мясных блюд нашей старинной кухни очень широк и разнообразен. Характер их во многом определяли особенности русской печи: жарение крупными кусками и целыми тушками, запекание… Целиком жарили поросят, крупными кусками – баранину и свинину и лишь изредка говядину, тушками – домашнюю птицу и дичь. Приверженность к мясу, жаренному крупными кусками, сохранилась у русских людей с глубокой древности. Популярны были жареные мясные блюда: бараньи грудинка и лопатки, начиненные гречневой кашей с рублеными яйцами, утки и гуси с яблоками, куры, фаршированные рисом с изюмом или черносливом, фаршированные свиные ножки и т.д.).

Гастрономические вкусы и наклонности гоголевских помещиков из “Мертвых душ” являются важной характеристикой, средством раскрытия характеров, одним из способов авторской оценки и “инструментом” символизации их образов. Но изображение обильной трапезы в “Мертвых душах” не сводится лишь к иронической трактовке и к изображению греха чревоугодия, ведь сытный и даже чрезмерный обед – проявление симпатичного Гоголю хлебосольства. А хлебосольством всегда славилась Русь.

Заключение

Таким образом, мы сделали попытку сопоставить функции кулинарных реалий в прозе Гоголя. И в результате проведенных исследований пришли к следующим выводам:

– слова со значением «еда» в творчестве Н.В. Гоголя являются показателями одной из черт русского национального характера, средством усиления степени «реалистичности» текста, помогают автору при создании неповторимого, чисто русского уклада жизни.

– в гоголевском тексте слова с семантикой «еда» указывают на соблюдения автором народных традиций, на вид сюжета, используются в качестве украшения текста, комических деталей. Комические детали помогают при описании быта героев, их личных качеств, портретов и поступков, помогают раскрыть пародийный характер произведения.

– в прозе Гоголя деталь чаще всего оказывается самодостаточной, используемой ради удовольствия, чтобы насладиться ее фактурностью, вещностью, осязаемостью.

– я в целом убедилась в том, что Николай Васильевич Гоголь был отменным кулинаром. В каждом его произведении очень правдоподобно описаны кулинарные сцены.

В национальной кухне отражается быт, история и духовная культура народа. Гостеприимный и открытый. Русский человек умел повеселиться, умел выразить свою приязнь к гостю тем, что вкладывал душу в то, что подавал на стол. Художественные произведения Н.В. Гоголя являются своеобразными учебниками истории народов.

Словарь «еды» в произведениях Гоголя

1. Буряк – свекла

2. Буханец – небольшой хлеб.

3. Бублик – круглый крендель, баранчик.

4. Книш – род печеного хлеба.

5. Коровай – свадебный хлеб.

6. Пампушки – кушанье из теста.

7. Путря – кушанье, род каши.

8. Сливянка – наливка из слив.

9. Шишка – небольщой хлеб, делаемый на свадьбах.

10. Варенуха – вареная водка с пряностями.

11. Гречаник – хлеб из гречневой муки.

12. Кавун – арбуз.

13. Корж – сухая лепешка из пшеничной муки, часто с салом.

14. Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский.

15. Сыровец – хлебный квас.

16. Кутья – обрядовое кушанье из риса с изюмом.

17. Вареники – вареные пирожки с творогом или ягодами.

18. Галушки – кусочки сваренного теста.

19. Кулиш – жидкая каша с салом.

20. Весь харч – вся еда.

21. Саламата – мучная каша.

Поделитесь с одноклассниками