Сочинение День народного единства как отмечается в России

Эссе по истории О Дне народного единства”

4 ноября 2005 года Россия впервые отметила государственный праздник – День народного единства. Идею учреждения этого праздника предложил Межрелигиозный совет России.

За новый выходной день также выступил депутатский корпус фракции «Единая Россия» и Московский Патриархат. В декабре этого же года большинство депутатов Госдумы проголосовали за внесение изменений в статью Трудового кодекса РФ, касающегося государственного праздничного календаря. Так у россиян появился новый «красный» день в календаре.

Прошли годы, но население страны не сразу восприняло эту дату и не начало относится к ней как к большому празднику. Не было ни одного случая, чтобы праздник сразу же после его введения находил отклик в душе целого народа, за исключением, разве что, 9 Мая. На все нужно время. Ведь есть такие даты, которые по тем или иным причинам так и не стали национальными праздниками. Какое же будущее у этого праздника? Примет ли его наш народ? Тем более, что он был учрежден взамен «идеологически устаревшего» дня Октябрьской социалистической революции, который, тем не менее, многие в нашей стране помнят и чтут. Я сама, как говорится, «родом из Советского Союза» и для меня этот праздник значимым является и по сегодняшний день.

Однако, я считаю, что у нового государственного праздника в будущем есть все шансы стать поистине общенародным, общенациональным. Для этого нужно просто понять и осмыслить его содержание.

Из чего же складывается содержание этого праздника? Я бы выделила три основных момента.

Прежде всего, надо вспомнить, какое памятное событие в нашей истории произошло в этот день.

А в этот день, 4 ноября 1612 года, воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов.

По сути дела, 4 ноября для нашей истории столь же важная дата, как День Победы, только не заслужено забытая, хотя ситуация в 1612 году была гораздо опаснее, чем во вторую мировую. Ведь Гитлер не сел в кресло Сталина, а тогда Москва пала под натиском интервенции и в стране вообще не существовало власти. Положение Московского государства было отчаянным. Бояре пригласили на русский престол сына польского короля – королевича Владислава. В Москву были введены польские войска. Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари, захватили Новгород и Финское побережье. Таким образом, перед Россией встала реальная угроза потери национальной независимости. В этой ситуации в провинции начинается национально-освободительное движение. Для освобождения страны было собрано народное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Взвалив на себя эту нелегкую ношу – бремя спасения Отечества, нижегородский купец Кузьма Минин и воевода, князь Дмитрий Пожарский для многих поколений россиян стали символом народного патриотизма, которые так необходимы нам и сегодня.

Вторым важным фактором, способным объединить россиян вокруг данного праздника, является роль православной церкви в организации отпора врагу.

В те тревожные дни города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы, теперь не знали, что делать и откуда ждать помощи и совета. Отчаяние русских людей было полное. Оплакивая свое погибающее царство, они просили Бога, чтобы он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол, смуты и от насилия врагов. Казалось, всему пришел конец. В эти ужасные дни раздались голоса мужественных представителей духовенства. Центром сопротивления на оккупированной врагом территории стал Троице-Сергиев монастырь. Окружая Москву, захватчики наткнулись на обитель, защищенную каменными стенами. Они пытались взять ее, но братия монастыря и стрельцы отбили приступы неприятеля. Монастырь не сдался и подал собою пример твердости и героизма. Власти монастыря считали своим долгом нравственно действовать на народ, побуждая его соединяться против врага. В монастыре составляли красноречивые грамоты, в которых монахи призывали всех русских людей на подвиг за веру и отечество, и рассылали их по всей земле. К тому же призывал и патриарх Гермоген, живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за нежелание служить польскому королю. Сохранилась одна такая грамота, посланная к нижегородцам.

Итак, в дни общего уныния и растерянности, духовенство подняло свой голос и громко звало к борьбе за Родину. Города, разобщенные друг от друга и лишенные всякого иного руководства, кроме увещаний духовных отцов, вступили в отношения между собой, посылали друг другу разные вести. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил. Почин взяли, наконец-то, нижегородцы. С избранием Кузьмы Минина земским старостой Нижний Новгород превратился в центр формирования народного ополчения.

В «Книге о чудесах преподобного Сергия» Симона Азарьина описывается явление чудотворца Сергия Кузьме Минину. Будучи человеком религиозным, он увидел в своем избрании «начало Божия промысла». Сразу же стал агитировать нижегородцев о «собрании ратных людей на очищение государства». Было собрано ополчение. К нему присоединились казанские полки, которые принесли с собой список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери и вручили его князю Дмитрию Пожарскому. Накануне сражения за Китай-город и Кремль православное русское воинство тря дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Радостную весть удалось передать русскому войску. На следующий день, воодушевленные видением, русские войска взяли штурмом Китай-город, а через два дня вошли в Кремль. В честь этого события было установлено празднование Казанской иконы 22 октября (по старому стилю) 4 ноября (по новому стилю), которое с 1648 года стало всероссийским. Так, в страшный для Руси период смутного времени, Казанский образ стал покровителем всей русской державы.

Я думаю, что присвоение дню 4 ноября статуса государственного праздника с благодарностью будет воспринято всеми православными христианами, которые и без того эту дату чтили.

И, наконец, о третьей составляющей нового для нас праздника. Заключается она, на мой взгляд, в следующем. В последние годы просвещенные и горячо любящие свое отечество россияне прилагают немало усилий к тому, чтобы сложилось у нас, наконец, гражданское общество, которое наряду с государственными институтами власти, активно включалось в решение политических, экономических и других важных вопросов. Но продвижение в этом направлении у нас идет довольно медленно. Между тем ярким примером превосходного действия гражданского общества в нашем государстве является период смутного времени. Именно тогда, в пору безвластия, под руководством неграмотного, но «рассудительного и справедливого» земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского было создано своеобразное правительство «Совет всея земли». Оно, помимо чисто военных забот, занималось решением повседневных государственных вопросов – сбором информации о положении на местах и платежеспособности населения, назначением воевод, рассмотрением жалоб и челобитий. По сути дела «Совет всея земли» держал в своих руках рычаг управления всеми делами (как военными, так и гражданскими).

Известный историк С.Ф.Платонов, автор книги «Очерки по истории смуты в Московском государстве 16-17 веков», оценивая «превосходную организацию дела, неторопливую, осмотрительную политику» Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, называл создание нижегородского ополчения самым ярким моментом русской земской самодеятельности.

Гражданский подвиг К.Минина высоко оценили не только соотечественники, но и иностранцы. Голландец Элиас Геркман, посетивший Москву при царе Михаиле Федоровиче Романове, писал: «Если бы это случилось в какой-либо другой стране или в наших Нидерландах, то я убежден, что Кузьма Минин слышал бы, как поют эти стихи поэта Еврипида: «Гражданин может стяжать высшую похвалу и честь тем, что не щадя ни имущества, ни крови ради своего Отечества, был готов умереть за него». Глубоко символично, что памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы скульптора И.Т. Мартоса стал первым скульптурным монументом, установленным в Москве (1818 г.). На пьедестале памятника – надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Имена двух национальных героев России навечно остались связанными воедино в памяти народа. Их гражданский подвиг имеет непреходящее значение и для сегодняшнего поколения, и для наших потомков.

В заключении хочется сказать следующее. Размышляя над проблемами современной жизни, мы все чаще обращаем свой взор вглубь отечественной истории, ища в ней истоки взлетов и падений, и снова взлетов – истоки славы России. Именно таким событием, которое не только символизирует непрерывность и величие отечественной истории, но и величие человеческой души, способной к добрым делам и является день 4 ноября – День освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Этот праздник поможет воспитать человека способного к солидарности с другими людьми, так как его содержанием должно быть действие – добрые дела. Он нам нужен для того, чтобы все религии объединились для жизни в Российском государстве, и в конечном итоге каждый верующий испытывал бы братские чувства к представителям других конфессий и национальностей. Конечно, должно пройти какое-то время, прежде чем наше общество осознает ценность таких праздников и тех идей, которые они на самом деле символизируют.

Лично я считаю, что идеи национального единства, служения Родине, готовность к добровольному самопожертвованию, которые отражены в этом празднике, очень близки нашему народу. При соответствующей пропагандистской работе со стороны государства – День народного единства 4 ноября имеет все шансы стать поистине популярным праздником!

  • Табакаева Мария Вячеславна
  • Табакаева Мария Вячеславна
  • Шункарова Алина Раяновна
  • Костецкая Татьяна Николаевна
  • Загидуллина Гульнар Махмутгареевна

Поделитесь с одноклассниками