Сочинение Что же такое ум? С аргументами из истории

Сочинения к варианту №6 ОГЭ-2024 по русскому языку

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2024 «36 типовых вариантов» под редакцией Р.А. Дощинского, И.П. Цыбулько.

Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною крышею. Это местность степная и хлебородная, и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками.

(1)Родители мои купили небольшое именьице в Кромском уезде. (2)Тем же летом мы переехали из большого городского дома в очень уютный, но маленький деревенский дом с балконом, под соломенною крышею. (З)Это местность степная и хлебородная, и притом она хорошо орошена маленькими, но чистыми речками.

(4)В деревне у меня сразу же завелись обширные и любопытные знакомства с крестьянами. (5)Пока отец и мать были усиленно заняты устройством своего хозяйства, я не терял времени, чтобы самым тесным образом сблизиться с взрослыми парнями и с ребятишками, которые пасли лошадей. (6)Сильнее всех моими привязанностями овладел, впрочем, старый мельник, дедушка Илья — совершенно седой старик с пребольшими чёрными усами. (7)Он охотно вступал в беседы, которые вёл отрывками, без всякой связи, но любил систему намёков и при этом подсмеивался не то сам над собою, не то над слушателями.

(8) По должности мельника дедушка Илья имел довольно близкое отношение к водяному, который заведовал нашими прудами, верхним и нижним, и двумя болотами.

(9) Дедушка Илья о нём всё знал и говорил:

— Он меня любит. (10)Он, если когда и сердит, домой придёт за какие-нибудь беспорядки, — он меня не обижает. (11)Ляг тут другой на моём месте, на мешках, — он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни в жизнь не тронет.

(12) Все молодые люди подтверждали мне, что между дедушкою Ильёю и «водяным дедкой» действительно существовали описанные отношения, но только они держались вовсе не на том, что водяной Илью любил, а на том, что дедушка Илья, как настоящий, заправский мельник, знал настоящее, заправское мельницкое слово, которому водяной повиновался так же беспрекословно, как ужи и жабы, жившие на плотине.

(13) С ребятами я ловил пескарей и гольцов, которых было великое множество в нашей узенькой, но чистой речке Гостомле, но по серьёзности моего характера более держался общества дедушки Ильи, опытный ум которого открывал мне полный таинственной прелести мир, который был совсем мне, городскому мальчику, неизвестен. (14)От Ильи я узнал и про домового, который спал на чердаке, и про водяного, который имел прекрасное и важное помещение под колёсами мельницы, и про кикимору, которая была так застенчива и непостоянна, что пряталась от всякого нескромного взгляда в разных пыльных углах сараев. (15)Меньше всех дедушка знал про лешего, потому что этот жил где-то далеко и только иногда заходил к нам в густой ракитник, чтобы сделать себе новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени деревьев. (16)Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность, и их густое, образное содержание до такой степени переполняло мою фантазию, что я сам был чуть ли не духовидцем. (17)Ребячий милый мир тех сказочных существ, о которых наговорил мне дедушка Илья, казался мне необходимым. (18)Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией.

(По Н. С. Лескову*)
* Николай Семёнович Лесков (1834-1895) — известный русский писатель и публицист.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания великого — русского писателя Александра Сергеевича Пушкина: «Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и образности».

Высказывание А.С. Пушкина я понимаю так: чувство соразмерности и образности определяет качество художественного произведения. На мой взгляд, один из главных критериев в данном случае – авторское умение пользоваться всеми богатствами русского языка, то есть средствами выразительности. Для подтверждения этих мыслей обратимся к тексту Н.С. Лескова.

Так, например, в 16 предложении писатель использует образные определения для описания удивительных историй дедушки Ильи. Эпитет «густое», употреблённый по отношению к существительному «содержание», подчёркивает, насколько насыщенными были рассказы героя, обладающего таким богатым воображением.

Кроме того, в 18 предложении неодушевлённое понятие наделяется свойствами живого существа. С помощью олицетворения «лесные родники осиротели бы…» автор акцентирует читательское внимание на том, какая нерушимая связь существует между природой и такими народными гениями, как дедушка Илья.

Действительно, яркие образные средства позволяют сделать художественный текст более запоминающимся и гармоничным.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией».

Смысл финала текста Н.С. Лескова я понимаю так: между природой и народными гениями, наделёнными богатым воображением, существует тесная, нерушимая связь. Докажем эту точку зрения, приведя примеры из предложенного фрагмента.

Старый мельник дедушка Илья любил рассказывать занимательные истории о нечистой силе. Рассказчик замечает, что этот человек «имел довольно близкое отношение к водяному» (предложение 8), многое знал о нём и был уверен, что тот его любит. Это значит, что дедушка Илья ощущал духовное родство с природным миром, а его фантазия помогала находить объяснения для тех вещей, которые у других вызывали недоумение: «Ляг тут другой на моём месте, на мешках, – он так и сорвёт с мешка и выбросит, а меня ни жизнь не тронет» (предложение 11).

Рассказчику кажется, что «опытный ум» мельника открывает ему «полный таинственной прелести мир» (предложение 13). Например, дедушка Илья рассказывает городскому мальчику о домовом, кикиморе, лешем, каждый из которых представляет собой яркую индивидуальность. Этот «милый мир сказочных существ» (предложение 17) по-настоящему важен для взрослеющего человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что народная фантазия действительно обогащает мир, который нас окружает. Кроме того, благодаря воображению человек чувствует себя ближе к природе.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как народная фантазия преображает жизнь?». Дайте определение понятию ФАНТАЗИЯ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Как народная фантазия преображает жизнь? На мой взгляд, богатое воображение – это дар свыше, который помогает человеку сблизиться с природным миром. Докажем эту точку зрения с помощью примеров из художественной литературы.

В предложенном тексте Н.С. Лескова старый мельник рассказывает «живые и занимательные истории» о нечистой силе. Водяной, домовой, кикимора и леший воспринимаются героем как реальные существа, которые обладают уникальным характером. По мнению рассказчика, «лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией» (предложение 18).

Нельзя не вспомнить рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», героями которого являются крестьянские мальчишки. Они делятся друг с другом удивительными историями о домовом, лешем и водяном. Рассказчика удивляет богатое воображение этих ребят. Они верят в существование нечистой силы и находят объяснения для любого странного явления.

Таким образом, народная фантазия на самом деле преображает жизнь, и без неё не существовало бы замечательных легенд, преданий и сказок.

Поделитесь с одноклассниками