Сочинение Что такое счастье? Примеры счастья в Горе от ума

Знание – счастье?

На первый взгляд, вопрос – является ли знание счастьем – кажется абсурдным. Нас с детства убеждают, что знание – это свет, а незнание – тьма. И, действительно, лучше быть образованным, знающим, разбирающимся во многих вопросах – тогда проще и легче жить. По-моему, это само собой разумеющиеся вещи.
О пользе знания (под знанием имеются в виду научные сведения из разных областей жизни) и о вреде незнания говорили многие классики русской литературы. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин высмеял неуча в образе Митрофана Простакова. Этот великовозрастный дитятя, думающий уже о женитьбе, был абсолютно необразованным человеком, не знающим элементарных вещей. Более того, он вовсе и не стремился к учению, к знаниям, считая все это совершенно пустым времяпрепровождением.
Митрофан, как и его родители, жил по старинке, считая, что дворянину не обязательно что-то знать, что-то уметь – за него все сделают крепостные. Смысл жизни благородного сословия – наслаждаться всеми благами и привилегиями, данными дворянству богом и Екатериной II. Все нововведения, связанные с образованием высшего сословия, главный герой и его семья воспринимают очень негативно, как прихоть, которую нужно выполнять, иначе не будет уже тех «льгот», что были раньше.
Результат необразованности Митрофана и его семьи мы видим на протяжении всей комедии. Создается очень непривлекательная картина невоспитанных и необразованных людей, по уровню своего развития приближающихся к свиньям.
Мы рассмотрели лишь одно значение слова «знания». Но это слово можно и нужно понимать гораздо шире. Знание – это синоним слова «ум», это и интеллект, и жизненная мудрость, и проницательность, и тонкость души. Что же такое знание дает человеку? Приносит ли оно ему радость или доставляет больше хлопот, несчастий, горя?
Из древности идет выражение «Многие знания – многие печали». Широко известна русская пословица «Меньше знаешь, крепче спишь». Может быть, действительно, дополнительные знания приносят лишь дополнительные огорчения? Вот, например, комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Уже само название этого произведения, казалось бы, однозначно отвечает на наш вопрос: знание – это несчастье.
Главный герой произведения, Александр Андреевич Чацкий, умнее и глубже того общества, в которое он попадает, вернувшись в Москву. Чацкий наполнен возвышенными идеями, он протестует против старых порядков, которые существовали тогда не только в Москве, но и во всей России. Герой борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя поджидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что все московское окружение – это чужие для Чацкого люди. Он никак не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание.
Чацкому такое унижение и подобострастье кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это лучше всего иллюстрирует положение чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как ничего им не могут возразить.
Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
Кроме того, герой – ярый сторонник отмены крепостного права. Он не может понять, как в его стране одни люди могут владеть другими. Александр Андреевич всей своей душой не принимает рабства.
Но в доме Фамусова герой терпит поражение. Он вынужден бежать из этого дома, из Москвы. Значит, знание принесло герою горе? В какой-то степени, в определенный момент, безусловно. Но если рассматривать вопрос шире, знание принесло и принесет герою счастье. Оно позволит Чацкому и его единомышленникам способствовать развитию России, способствовать своему личному развитию, не стоять на месте, а идти вперед во всех смыслах этого слова. Пусть это счастье будет трудным и нескорым, но это, как мне кажется, настоящее счастье. Поэтому, на мой взгляд, знание – это, несмотря ни на что, счастье.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Поделитесь с одноклассниками