Что объединяет представителей фамусовского общества? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Комедия А.С. Грибоедова, по мнению И.А. Гончарова, занимает исключительное место в русской литературе. С его точкой зрения нельзя не согласиться, учитывая тот факт, что пьеса уже два века не сходит с театральных подмостков.
Все действующие лица комедии делятся на два противостоящих друг другу лагеря: это Фамусов, его окружение и Чацкий со своими внесценическими единомышленниками. Герои представляющие фамусовское общество, в соответствии с принципами классицизма, остаются статичными, их личностные качества не меняются по ходу развития действия. И все же Грибоедову удалось создать не схематичные образы злодеев, читатели и зрители видят в них живых людей с их слабостями и недостатками.
Наиболее ярким представителем московского общества является Павел Афанасьевич Фамусов. Это богатый чиновник, живущий в большом доме, имеющий слуг и положение в обществе. Он вдовец, его дочери Софье семнадцать лет, девушка на выданье. О взглядах и образе жизни Павла Афанасьевича можно судить по его монологам и поступкам.
В первых сценах Грибоедов изображает Фамусова-отца. Его жена умерла рано, оставив на него малолетнюю дочь. Павел Афанасьевич нанял мадам Розье, чтобы она помогала ему воспитывать Софью. Фамусов сетует, что гувернантка за лишних пятьсот рублей переметнулась к другим, но перед глазами дочери был другой образец для подражания в лице ее собственного отца. Герой ругает иностранных учителей, называя их побродяжками. Ему не нравится, что иностранцы воспитывают русских детей, но изменить ситуацию он даже не пытается.
Павел Афанасьевич понимает, что Софью скоро придется выдавать замуж. Рассуждая о будущем зяте, он говорит, что жених должен быть богат в первую очередь, служить, быть уважаемым человеком в обществе, иметь знатное происхождение. На роль зятя подошел бы полковник Скалозуб. Он богат, стремится в генералы, не слишком заботясь о способах достижения целей. Скалозуб служит только для чинов и наград, судьба Отечества его тревожит мало. Если бы полковник приглянулся Софье, то лучшего зятя Фамусову и не надо.
Софья же предпочла другого, тайком от отца она встречается с его секретарем Молчалиным, которого Фамусов называет безродным. С помощью своих связей Павел Афанасьевич перевёл Молчалина из Твери в Москву. Из секретаря вышел бы удобный муж, говоря словами Чацкого, муж-мальчик, муж-слуга. Именно таким в короткий срок стал Платон Горич, женившись. Чацкий сожалеет, что приятель так изменился, да и сам Горич тоскует о былом, но смирился и отказался от своих увлечений.
Показателен и образ Загорецкого, которого все ругают, но принимают во всех домах. Он является светским человеком, морально нечистоплотен, сплетник, плут и мошенник. Однако все эти качества не мешают ему быть полноправным членом фамусовского общества, ведь его достоинтсвом является умение услужить.
Все эти люди проводят время в праздности, пустых разговорах, балы, обеды, танцы, сплетни являются основными занятиями московских дворян. Такой образ жизни вызывает осуждение автора.
Фамусовское общество – это очень близкий круг людей, где все всё обо всех знают. Они помогают друг другу получать чины и награды, скрывать грехи и преступления, встают единым фронтом, если кто-то пытается нарушить их привычный образ жизни. Чацкий мыслит и живет не так как они, поэтому является чужеродным и даже опасным для их общества элементом. Московская знать избавилась от него, проявив завидную сплоченность и единодушие.
Фамусовское общество символизирует уходящую эпоху, век минувший. Эти люди стараются сохранить крепостнический строй, барский быт, старые традиции. Грибоедов показал разных представителей дворянского общества, но их основные черты сходны. Смысл жизни этих героев он выразил несколькими словами – «награды брать и весело пожить».