Аргументы к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
В данном разделе рассматриваются вопросы, касающиеся роли и значения семьи, общества и Отечества в жизни человека. В первом подразделе человек рассматривается как член семьи, во втором подразделе – как представитель социума, в третьем подразделе – как гражданин. Здесь представлены вопросы влияния окружающих людей на становление личности человека: семья, в которой воспитывается человек, общество, в котором происходит процесс социализации, и Отечество, которое воспитывает гражданские идеалы, оказывают воздействие на формирование тех или иных внутренних качеств человека.
Семья, род, семейные ценности и традиции
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показано, что традиции в семье Простаковых являются важным аспектом формирования личности Митрофанушки.
Чрезмерная любовь к сыну, которая свойственна госпоже Простаковой, приводит к тому, что Митрофанушка становится уверенным в том, что родители обязаны выполнять все его прихоти. Избалованный подросток понимал, что из любви к нему родители сделают для него все, что он захочет. Убеждаясь, что ему все дозволено, Митрофанушка был уверен в том, что он может оставаться безнаказанным всегда. Он не осознавал, что мир не вертится вокруг него.
Герой видит, что его мать жестоко относится к крепостным, поэтому он ведет себя по отношению к ним точно так же. То, что госпожа Простакова подавляет мнение своего мужа, который смиренно терпит унижения, оскорбления и даже побои от своей жены, заставляет Митрофанушку равнодушно и даже жестоко относиться ко всем людям, включая и своих родителей. Родители мальчика не научили его, как правильно нужно общаться с людьми, собственным примером госпожа Простакова научила его грубости и жестокости, равнодушию и эгоизму, от которых Митрофанушка уже вряд ли сможет когда-либо избавиться.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» важное место занимает описание семейных ценностей Мелеховых, поскольку они формируют личность центрального персонажа Григория Мелехова.
Дома герой чувствует доброту, заботу, ласку, сопереживание и любовь. Все члены семейства Мелеховых относятся друг к другу с искренней теплой, несмотря на происходящие недопонимания и размолвки. Конфликты, возникающие у героев, не мешали им любить друг и друга, уважать и ценить. Семья для Мелеховых оказывается превыше всего.
Та обстановка мира и гармонии, которая царила в доме Мелеховых, не могла не сказаться на внутреннем мире центрального персонажа. Григорий долгое время «мечется» от «красным» к «белым» и наоборот, не понимая, чью сторону ему принять, но в итоге он понимает, что гражданская война плоха на любой из сторон. То, что Григорий Мелехов, полностью разочаровавшись в войне, возвращается домой, желая заботиться о сыне, говорит об утверждении главным героем мысли о необходимости мира. Трудолюбие, воспитанное в отчем доме, помогает Мелехову осознать, что лучше не воевать, а трудиться. Так, М.А. Шолохов показывает, что обстановка в семье во многом определила окончательную позицию Григория Мелехова.
А.И. Куприн «Куст сирени»
В рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» особое внимание уделяется семейным ценностям и идеалам Николая Евграфовича и Веры Алмазовых.
В доме Алмазовых царит искренняя любовь. Вера всегда готова помогать своему мужу, она жертвует своим временем и силой, ничего не требуя взамен. Без поддержки и помощи Верочки Николаю Евграфовичу не удалось бы поступить в Академию. Для мужа Вера была «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой».
Об истинном положении дела в семье Алмазовых говорит их поведение в сложной ситуации: когда Николай Евграфович сталкивается с проблемой в Академии, Верочка не оставляет мужа в беде и не дает ему справляться с трудностями в одиночку, поскольку героиня считала, что со всеми препятствиями на семейном пути нужно справляться вместе. Воспринимая проблему мужа как собственную, Верочка полностью отдается ее решению: она придумывает план, согласно которому нужно было посадить кусты на том месте, где Николай Евграфович на чертеже нарисовал деревья.
То, как Алмазовым удалось разрешить проблемную ситуацию, подчеркивает их крепкий союз, основанный на чистой любви. А.И. Куприн показывает, что трудности не помешали семейному счастью Алмазовых, наоборот, они только укрепили их любовь.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» для раскрытия конфликта Раскольникова-гуманиста и Раскольникова-теоретика помещается семья главного героя, семейные ценности которой сказались на истинном «я» Раскольникова.
Между Пульхерией Александровной, Родионом и Дуняшей теплые, доверительные и тесные взаимоотношения. Члены семейства Раскольниковых всегда готовы поддержать друг друга. Это не могло не сказаться на формировании внутреннего мира Родиона Раскольникова.
Воспоминания о прошлом, отразившиеся во сне, демонстрируют гуманистическое начало центрального персонажа. То, что в семилетнем возрасте Раскольников сострадал забитой до смерти лошади, говорит о том, что на самом деле герой является человеком, способным на сострадание, чем не обладает, например, Лужин со схожей теорией «целого кафтана». Ф. М. Достоевский выражает мысль о том, что теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих» рождена не вследствие воспитания, а вследствие влияния окружающей среды и зарождающихся в те времена новых веяний. Нравственная атмосфера в семье Раскольников стала одной из причин, по которым центральный персонаж терзается после преступления и в итоге становится на путь раскаяния и очищения.
И.А. Гончаров «Обломов»
В романе И.А. Гончарова «Обломов» показано, что родительское воспитание и обстановка в доме сказались на формировании личности центрального персонажа Ильи Ильича Обломова. Описывая детство героя, автор показывает, почему Обломов пришел к апатичному и ленивому образу жизни.
Родители главного героя смогли привить ему любовь к Обломовке, атмосфера которой отличалась спокойствием и тишиной. И.А. Гончаров показывает, что первоначально Обломов был любознательным и деятельным мальчиком, стремящимся познавать окружающий мир: он убегал от заснувшей няни, «взбегал на галерею, обегал по скрипучим доскам кругом, лазил на голубятню, забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе» и многое другое. Однако родители, из страха за ребенка запрещая ему совершать такие опасные действия, содействовали тому, что Обломов все меньше и меньше стремился познавать мир.
По сути лень воспитывалась в Обломове с самого детства. Воспитание в обстановке бездеятельности и апатии не могло не сказаться на жизненных идеалах главного героя. В итоге Обломов стал вести тот же образ жизни, что и его родители и обломовцы в целом. Илья Ильич боялся каких-либо перемен в жизни, его устраивала тихая, спокойная и даже сонная жизнь, он редко куда-то выезжал и даже выходил из дома, предпочитая все свое время проводить лежа на диване. И.А. Гончаров подчеркивает, что «обломовщина» возникает у главного героя вследствие влияния семейного окружения.
Человек и общество
М. Горький «Старуха Изергиль»
В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький показал разное отношение к обществу.
Ларра не признает порядки и традиции племени матери, он презирает других людей, считая себя лучше всех. Будучи настоящим эгоистом, он не думает об окружающих, занимаясь осуществлением собственных целей и желаний. Убийство отказавшей ему девушки становится демонстрацией полного отречения от общества, за которое он и был наказан племенем.
Совершенно по-другому к обществу относится Данко, который не только берет на себя ответственность за проведение племени через тьму к свету, но и отдает собственную жизнь, вырвав сердце, с помощью которого он осветил народу путь. Данко является настоящим альтруистом, для которого судьба других людей оказывается важнее собственной жизни.
Что интересно, и эгоизм Ларры, и альтруизм Данко не приводят к хорошему. Если Ларра справедливо оказывается обреченным на вечное одиночество, то Данко погибает, а то, что один «осторожный» человек наступает на еще горящее сердце Данко, указывает на то, что его подвиг будет быстро забыт. М. Горький выражает мысль о том, что и жизнь исключительно ради себя, и жизнь только ради других приводят человека к трагедии.
Своеобразной «серединой» становится отношение к обществу прожившей до самой старости Изергиль, которая не отрицает роль общества, но в то же время и не забывает о самой себе, достигая собственные цели и желания.
А.Н. Островский «Гроза»
В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется «жестоким нравами» города Калинова, в котором оказалась главная героиня Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова.
«Темным царством» управляют Кабаниха, Дикой и подобные им самодуры. Порядки Калинова строятся на патриархальных принципах «Домостроя». Автор выражает следующую мысль: нахождение с «темном царстве» с рождения, воспитание тиранами-самодурами оказывает негативное влияние на людей. Тихона и Бориса можно назвать смирившимися людьми, которым характерно бездействие. Варвара и Кудряш, которых можно назвать приспособившимися, понимают, что общество требует изменений, однако также ничего не делают для улучшения жизни, приспосабливаясь к «жестоким нравам».
Катерина, привыкшая к свободе в родительском доме, не может свыкнуться с той тиранией, которую встретила не только в доме Кабановых, но и во всем городе Калинове. Главная героиня находится в противостоянии с обществом. Она считает, что даже смерть лучше жизни в «темном царстве». Самоубийство Катерины становится своеобразным бунтом против устаревших общественных законов, демонстрацией нежелания подчиняться «жестоким нравам».
Н.В. Гоголь «Шинель»
В повести Н.В. Гоголя «Шинель» продемонстрированы сложные взаимоотношения главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина с обществом.
Башмачкина нельзя назвать человеком с активной гражданской позицией, он не стремится изменить общество к лучшему, однако он привык приносить обществу пользу. Акакий Акакиевич отказывается от повышения на службе, оставаясь «вечным титулярным советником», потому что Башмачкина занимало переписывание, которое у него хорошо получалось. Деятельность, которую главный герой выполнял с любовью, приносила общественную пользу.
Однако Башмачкин оказался непонятым окружающими людьми. Сослуживцы подсмеивались над ним, не оставляя в покое. Морозным вечером неизвестные украли новую шинель Башмачкина, на которую он долго копил, на всем экономя, а будочник, находившийся рядом с местом преступления, ничего не видел. «Значительное лицо» не стало реагировать на заявление Башмачкина, ничего не сделав для поимки преступников и находки украденной шинели. Н.В. Гоголь показывает, что общество настроено негативно по отношению к Башмачкину, фактически оно доводит его до смерти.
Н.В. Гоголь «Невский проспект»
В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» продемонстрированы следующие общественные ценности: обретение высокого положения в обществе, внешнее благополучие, богатство. Автор показывает, что люди стремятся доказать окружающим, что они чего-то стоят, при этом совершая многочисленные попытки быть теми, кем они на самом деле не являются. За внешним процветанием и праздностью жизни скрывается пустота и нравственное разложение. Думая лишь о своей оболочке, люди не развивают свой внутренний мир. В повести выражена мысль о том, что Петербург является городом, где нет места для любви, дружбы и других бескорыстных чувств.
И если Пирогов, один из центральных персонажей, сливается воедино с обществом, принимая все его принципы и законы, то Пискарев, другой центральный персонаж, находится в дисгармонии с обществом. Этот нравственно чистый, добрый и морально возвышенный человек оказывается непонятым окружающими. В этом пошлом и развратном обществе, где нет места искренним чувствам, Пискарев совершенно одинок. Общество не дает ему развиваться и реализовывать свои лучшие качества. Спокойно существуют лишь типичные обыватели, подобные Пирогову. Самоубийство Пискарева говорит о пагубном влиянии порочного общества на человека.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показано огромное воздействие общества на отдельного человека.
Почти все появляющиеся в действии персонажи являются представителями «фамусовского общества». Их главными жизненными ценностями являются общественное положение, получение чинов и богатство, ради которых представители «века минувшего» готовы притворяться, лицемерить, идти против истинной любви и не иметь «свое суждение».
Читатель понимает, что Молчалин не мог не стать представителем «фамусовского общества», поскольку он воспитывался отцом, который действовал по законам «века минувшего», поскольку он всегда находился в обществе людей, стремящихся к высокому положению в обществе и богатству. Желая выполнить отцовское наставление, гласящее угождать всем, от кого могут зависеть положение в обществе и карьерный рост, Молчалин угождает окружающим, даже собаке дворника, и притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, чтобы породниться с влиятельными людьми. А.С. Грибоедов на примере Молчалина, который подчиняется существующим законам и полностью принимает общественные идеалы, показывает, что «фамусовское общество» формирует мировоззрение человека, определяет его характер и нравственные ценности.
Родина, государство, гражданская позиция человека
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Фоном действия и даже важным сюжетным двигателем в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, представлявшегося императором Петром III. События в стране не могли не затрагивать жизнь отдельных граждан, поэтому автор особое внимание уделяет отношению персонажей к происходящему. Если Швабрин и подобные ему дворяне переходят на сторону самозванца, боясь за собственную жизнь и желая возвысить свое положение во время изменений в стране, то центральный персонаж Петр Гринев остается верным государству. Герой понимает, что пугачевцы могут лишить его жизни, однако он не отказывается от своей гражданской позиции. Обращаясь к Емельяну Пугачеву, Петр Гринев выражает свое отношение к событиям, происходящим в стране: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Автор показывает, что Петра Гринева не заставляет передумать даже личное знакомство с Емельяном Пугачевым, который помог ему в спасении возлюбленной Маши Мироновой. Его мнение твердо: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего». Петр Гринев не обращает внимания на предложение Емельяна Пугачева пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья», для него преданность Родине была превыше всего, даже жизни.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Так как действие в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» происходит в период Великой Отечественной войны, особое внимание уделяется гражданской позиции центрального персонажа Андрея Соколова. Автор фактически идет против негласного правила того времени, гласящего о том, что те, кого немцы взяли в плен, являются предателями Родины. Андрея Соколова М.А. Шолохов изображает как личность героическую, готовую пожертвовать собственной жизнью ради блага Отечества. Главный герой понимает, что из-за негативных слов относительно лагерного начальства его могут лишить жизни, однако он даже и не думал отказываться от них, Андрей Соколов не хочет молить немецкого коменданта Мюллера о пощаде, он отказывается пить «за победу немецкого оружия». Все это говорит о том, что Андрей Соколов не готов предавать Родину, что верность ей для него намного значимей, чем собственная жизнь. То, что главный герой, сбегая из плена, думает о том, как в целости привести с собой немецкого майора, который может дать много важной военной информации, также указывает на то, что Андрей Соколов в первую очередь думает о благе Родины, а уже потом – о собственном спасении. В рассказе четко выражена гражданская позиция центрального персонажа: всегда, даже когда жизни угрожает опасность, защищать Родину, делая все для ее спасения.
Н.С. Лесков «Левша»
В сказе Н.С. Лескова «Левша» особое внимание уделяется отношению Левши к Родине.
Искусный тульский мастер создает мельчайшие гвоздики к подковам из искренней любви к Родине. Левша трудится, не прерываясь ни на минуту, желая поскорее выполнить наказ Николая I. Но это желание связано не со страхом перед государем и не со стремлением покрасоваться перед ним своим талантом, а с готовностью всегда прийти Родине на помощь, сделать для нее все возможное. Когда Левша отправляется в Англию, он с любовью повествует иностранцам о российской жизни. И это не наказ государя, а его собственное мнение, основанное на искренней и бескорыстной любви к Родине.
В том, что бедный крестьянин, у которого нет огромных средств к существованию, отказывается от предложения жить в Англии, где он мог жить намного лучше, и возвращается на Родину, выражается патриотизм Левши. Несмотря на несправедливое отношение к нему, главный герой ни на кого не держит зла, он продолжает любить Отечество таким, каким он было на самом деле, до конца своей жизни. И даже перед смертью он думает о благе Родины: он дает совет, как правильно чистить ружье. В сказе показано, что Левша всегда относился к Отечеству исключительно положительно, искренне любя его.
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» показано, что тяжелая ситуация в стране заставляет людей показать свое истинное отношение к Отчизне.
С приходом немцев в город Краснодон некоторые люди становятся полицаями, тем самым восставая против своих же друзей и знакомых. Автор показывает, что такие люди ради своего безопасного существования спокойно предают Родину, вставая на сторону врагов.
Центральными персонажами являются представители молодежной организации «Молодая гвардия», которые занимаются подпольной деятельностью против немцев, оккупировавших город Краснодон. Личное счастье для еще совсем юных девушек и ребят отходит на второй план, в первую очередь они думают о том, как помочь городу и всей стране победить врагов. Герои рискуют собственными жизнями, совершая действия, подрывающие авторитет захвативших городскую власть немцев, они подбадривают истинных патриотов, развивая в них веру в победу. А. А. Фадеев показывает, что большинство молодогвардейцев оставались верными своей гражданской позиции до самого конца: не испугавшись пыток, они не рассказывают о деятельности молодежной организации и взрослых подпольщиков, они храбро встречают смерть, гордясь своей преданностью Родине.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» продемонстрировано неоднозначное отношение центрального персонажа Чацкого к Родине.
Главный герой критикует принципы «века минувшего», согласно которым живет большинство жителей страны. Чацкий негативно относится к чинопочитанию, лицемерию, угодничеству, оценке людей по их социальному и материальному положению. Он сожалеет о том, что «блаженствуют на свете» такие лицемеры, как Молчалин, которые готовы пойти на все ради собственного благополучия.
Чацкий критикует Россию, однако он любит Родину. Бунт против порядков «фамусовского общества» связан с желанием изменить российское общество к лучшему. Чацкий особо ярко критикует российскую действительность, потому что, находясь за границей, он видел, что жизнь может быть лучше. Сравнения жизни в России и жизни за рубежом помогают герою увидеть слабые стороны российского общества и прийти к выводам о необходимости изменений. Чацкий возвращается в Москву после путешествия за границу, чтобы привнести на Родину изменения, которые сделали бы жизнь людей только лучше. Автор показывает, что Чацкий не остался за границей, где ему было явно более по душе, он возвращается на Родину, потому что искренне любит ее и пытается помочь ей. Главный герой критикует представителей «века минувшего» не с целью показать собственное превосходство, а с целью изменить российское общество к лучшему.
Таким образом, учащиеся должны прийти к следующим выводам: семья, в которой начинается формирование личности человека посредством того или иного воспитания, общество, без которого невозможно стать человеком в полном смысле этого слова, Родина, которая воспитывает человека как гражданина с собственной гражданской позицией, занимают важные места в жизни человека. Сочетание тех или иных семейных, общественных и гражданских ценностей, традиций и обычаев приводит к созданию индивидуальности.