Сочинение 10 предложений о роли сми в общесте

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

средства массовой информации / общественный контроль / законы / право на свободу слова / право на поиск и распространение информации. / mass media / public control / laws / the right to freedom of speech / the right to search and disseminate information.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Уразбоева, Гулчехра Кучкаровна

В статье рассмотрены правовой статус средств массовой информации и их роль в осуществлении общественного контроля в нашей стране, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность средств массовой информации , даны предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию их деятельности в осуществлении общественного контроля .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Уразбоева, Гулчехра Кучкаровна

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И РОССИИ

Актуальные вопросы обеспечения граждан информацией в интересах общества в Узбекистане ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ АДВОКАТУРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Открытость и общественный контроль – как важный инструмент борьбы с коррупцией

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AND THEIR ROLE IN PUBLIC CONTROL IN OUR COUNTRY

The article examines the legal status of the media and their role in the implementation of public control in our country, normative legal acts regulating the activities of the mass media , suggestions and recommendations are given for further improvement of their activities in the implementation of public control .

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ»

Scientific Journal Impact Factor

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Гулчехра Кучкаровна Уразбоева

Институт повышения квалификации МВД Республики Узбекистан методист-преподаватель Учебного – методического отдела

В статье рассмотрены правовой статус средств массовой информации и их роль в осуществлении общественного контроля в нашей стране, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность средств массовой информации, даны предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию их деятельности в осуществлении общественного контроля.

Ключевые слова: средства массовой информации, общественный контроль, законы, право на свободу слова, право на поиск и распространение информации.

Мацолада оммавий ахборот воситаларининг ууцуций уолати ва уларнинг мамлакатимизда жамоатчилик назоратини амалга оширишдаги урни мууокама цилинади. Оммавий ахборот воситалари фаолиятини тартибга солувчи норматив-ууцуций уужжатлар уамда жамоатчилик назоратини амалга оширишда уларнинг фаолиятини янада такомиллаштириш буйича таклиф ва тавсиялар берилган.

Калит сузлар: оммавий ахборот воситалари, жамоатчилик назорати, суз эркинлиги ууцуци, маълумотларни излаш ва тарцатиш ууцуц.

The article examines the legal status of the media and their role in the implementation of public control in our country, normative legal acts regulating the activities of the mass media, suggestions and recommendations are given for further improvement of their activities in the implementation ofpublic control.

Key words: mass media, public control, laws, the right to freedom of speech, the right to search and disseminate information.

Сегодня в нашей стране осуществляются широкомасштабные реформы, направленные на построение демократического правового государства,

повышение политической культуры и активности населения, обеспечение прозрачности отношений между государственными органами и гражданами, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов. Как нам известно, власть не может эффективно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны общества. Общественный контроль – это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата. На наш взгляд, система взаимодействия государства и гражданского общества основывается на модели взаимной ответственности и понимания интересов обеих сторон. Основной формой участия общественности в деятельности государства выступает общественный контроль. Он позволяет претворить в правовую жизнь возможности общественности, связанные с мониторингом деятельности государственных структур и нахождением просчетов и недостатков в работе органов управления в целом. Более того, общественный контроль способен выступить новой формой демократии, а также критерием эффективности государственного механизма, показателем доверия решениям, принимаемым государством. Как справедливо отмечают В.О. Лучин и Н.А. Боброва «способность общества к контролю над властью, — признак гражданского общества. Только контроль, приобретая правовые формы, способен подчинить власть праву и только при условии существования гражданского общества государство оказывается «под правом» становится «правовым» 1 . Регулирование отношений в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений в Республике Узбекистан осуществляется на основании Закона «Об общественном контроле» от 12 апреля 2018 года.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Согласно статье 3 данного закона2, одним из субъектов общественного контроля являются средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Средства массовой информации, как субъект гражданского общества, являются «мостиком», «каналом» поступления информации от общества к государству (его органам и должностным лицам) и, наоборот, информируют общество о делах государства.

1 Андреева Л. А. К вопросу об общественном контроле. – Великий Новгород, 2014. // https://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-ob-obschestvennom-kontrole

2 Закон Республике Узбекистан «Об общественном контроле» от 12 апреля 2018 г // https://lex.uz/docs/3679099

Они выступают фактором общественного контроля за деятельностью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.3 Согласно статье 67 Конституции Республики Узбекистан: «Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации. Цензура не допускается» 4 . Это конституционное положение действительно является правовой гарантией для ведения свободной деятельности средств массовой информации и имеет большое значение в процессе обновления общества. Согласно статьи 4 Закона Республики Узбекистан от 15 января 2007 года «О средствах массовой информации» (в новой редакции) гласит, что «средство массовой информации – это зарегистрированная в установленном законодательством порядке форма периодического распространения информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир (далее – выпуск) не реже одного раза в течение шести месяцев в печатном виде (газеты, журналы, ведомости, бюллетени и другие) и (или) электронном виде (теле-, радио-, видео-, кинохроникальные программы, веб-сайты во всемирной информационной сети Интернет) и иные формы периодического распространения средств массовой информации».5 В главе 5 данного закона «Отношения средств массовой информации с органами государственной власти и управления, другими организациями и гражданами» раскрыты такие понятия, как: «использование авторских материалов и писем», «не раскрытие источника информации», «право на опровержение и ответ», «публикация официальных сообщений и информации», «запрос средств массовой информации о деятельности органов государственной власти и управления». 6

В статье 3 «Гарантии доступа к информации» Закона «О гарантиях и свободе доступа к информации» 7 определено, что «каждому гражданину гарантируется право доступа к информации. Государство защищает права

3 A.Khudayberdiyeva «Взаимодействие государственных структур и общества как главный фактор эффективного функционирования гражданского общества». – Т., 2018. // https://cyberleшnka.ru/artirie/n/vzaimodeystvie-gosudarstvennyh-struktur-i-obschestva-kak-glavnyy-faktor-effektivnogo-funktsionirovaniya-grazhdanskogo-obschestva

4 Конституция Республики Узбекистан. https://lex.uz/docs/35869

5 Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации (новая редакция)» принят 15 января 2007 года. https://lex.uz/docs/1106875

6 Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации (новая редакция)» принят 15 января 2007 года. https://lex.uz/docs/1106875

7 Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации» принят 24 апреля 1997 года. https://lex.uz/docs/2118

каждого на поиск, получение, исследование, передачу и распространение информации».

Следующим документом, направленным на правовую защиту свободы слова и печати, гарантирование доступа к информации и ее распространение, является Закон «О защите профессиональной деятельности журналиста», принятый 24 апреля 1997 года8 . Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с профессиональной деятельностью журналиста, определяет его права и обязанности, предоставляет ему правовые и социальные гарантии и устанавливает меры ответственности за нарушение законодательства.

Как справедливо отмечает Президент нашей страны Ш.М. Мирзиёев «Приоритетной задачей должно стать широкое освещение в средствах массовой информации деятельности государственных органов и хода реформ. Органы исполнительной власти призваны активнее участвовать в разъяснении населению целей реформ в экономической, социальной и духовной сферах, сути и значении принятых документов, а также информировать об их исполнении. При этом следует широко использовать возможности СМИ, социальные сети, веб-сайты, проводить пресс-конференции, брифинги, медиа-туры»9.

Если говорить о значении этих слов нашего Президента, следует указать, что средства массовой информации это самый основной, мощный и влиятельный идеологический инструмент. Средства массовой информации – это понятие, применяемое по отношению к средствам, таким как пресса, радио и телевидение, которые предоставляют информацию широкой общественности. Из-за их сильного влияния средств массовой информации на общественную жизнь и деятельность граждан в отношении них используется также термин «четвертая власть». Средства массовой информации служат уникальным воспитателем для общественности, организатором важных мероприятий, средством воздействия для решения актуальных проблем. Именно через средства массовой информации пропагандируются наши национальные и общечеловеческие ценности, национальная идея и демократические принципы. Средства массовой информации всегда были мерилом демократии и свободы слова. Свободные и независимые средства массовой информации поощряют и укрепляют демократическое развитие. Сила воздействия средств массовой

8 Закон Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста», принят 24 апреля 1997 года. https://lex.uz/docs/2024.

9 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 22 января 2020 года. https://president.uz/ru/lists/view/3310.

информации связана с характером представленного в них материала. С этой точки зрения особое внимание уделяется скорости подачи материалов, уровню анализа. Материалы в средствах массовой информации также различаются по тому, для какой аудитории они предназначены, и создаются с учетом таких факторов, как возраст, пол, уровень образования, мировоззрение населения, принадлежность их к определенной религии.

Проблемы в процессе сотрудничества со средства массовой информации в обеспечении открытости и прозрачности были рассмотрены рядом наших ученых в борьбе с коррупцией, в органах внутренних дел и в судах. Например по словам М.М. Мамасиддикова, «Открытость и прозрачность в зарубежных странах уже стали (прозрачный) стандартом управления, законотворчества, к норме правоохранительной и другой деятельности становиться в частности, о борьбе с коррупцией». Открытость и прозрачность в законе «О борьбе с коррупцией» определяется как один из принципов борьбы. При этом среди субъектов противодействия коррупции гражданское общество, как мера борьбы с коррупцией – Общественный контроль имеет большое значение.10

Профессор А.А. Отажонов высказал следующие взгляды на обеспечение открытости и прозрачности правоохранительных органов. Закон «Об органах внутренних дел» статья 9 гласит, что «Органы внутренних дел осуществляют свою деятельность открыто и прозрачно, во взаимодействии с государственными органами, органами самоуправления граждан, другими организациями и гражданами, а также со средствами массовой информации.

Физические и юридические лица имеют право в порядке, установленном законодательством, получать достоверную информацию о деятельности органов внутренних дел, а также непосредственно затрагивающую права и законные интересы физических и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом.

Органы внутренних дел обеспечивают доступ к информации о своей деятельности в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».11

Целью обеспечения открытости в органах внутренних дел является достижение открытости и прозрачности их структур, обеспечение прав физических и юридических лиц на поиск информации, получение и

10 Разработка и совершенствование механизмов установления эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов в нашей стране (Монография) / М.М. Мамасиддиков, А.А. Отажонов и др., под общ. ред. М.М. Мамасиддикова – Ташкент, Lesson press”. 2020. 278-с.

11 Закон Республики Узбекистан “Об органах внутренних дел” от 16.09. 2016 года. / https://lex.uz/docs/3027845.

использование информации, а также прав и свобод человека в обществе путем обеспечения защиты информация и информационная безопасность личности, общества и государства., формирование демократической национальной системы общественного порядка и безопасности, эффективная организация борьбы с преступностью и ее предупреждения.

Для достижения этой цели: а) создание условий и понятных механизмов для беспрепятственного поиска и извлечения информации физическими и юридическими лицами о деятельности всех структурных подразделений в органах внутренних дел, б) разработка механизмов обеспечения правомерного использования информации о деятельности органах внутренних дел, в) четкое и бесперебойное функционирование механизмов распространения информации о деятельности органов внутренних дел в соответствии с требованиями закона, г) лица, ответственные за обеспечение прозрачности деятельности органов внутренних дел, должны обладать необходимыми профессиональными знаниями, навыками и опытом, д) полное соблюдение основных принципов прозрачности органов внутренних дел, д) несоблюдение требований прозрачности органов внутренних дел, несоблюдение правил или неотвратимость ответственности за нарушение.12

В статье «Прозрачность судебного разбирательства: состояние, проблемы, перспективы» Э.К.Собиров сказал следующие мнения. Разработать законопроект «Об обеспечении права граждан и организаций на получение информации о деятельности судов» и дать четкое определение и перечень информации о деятельности судов, способы доступа к этой информации, формы предоставления такой информации, и права ее пользователей должны быть

Говоря иначе, средства массовой информации должны быть открыты для широкого круга мнений, взглядов и подходов, пробуждать осведомленность людей о нововведениях и изменениях, происходящих в нашей жизни, и действовать на принципах объективности и справедливости. Как отмечалось выше, средства массовой информации играют огромную роль в развитии гражданского общества и правового государства, потому что всесторонняя

12 Разработка и совершенствование механизмов установления эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов в нашей стране (Монография) / М.М. Мамасиддиков, А.А. Отажонов и др., под общ. ред. М.М. Мамасиддикова – Ташкент, “Lesson press”. 2020. 278-с.

13 Собиров Э.К. Прозрачность судебного разбирательства: состояние, проблемы, перспективы // Журнал. Ташкент. – №3. Гражданское общество.2020. – 6-10 с.

Scientific Journal Impact Factor

информированность общества о происходящих событиях является одним из важнейших факторов прогресса любого общества.

На основании выше изложенного, в целях дальнейшего развития институтов гражданского общества, одним из которых и являются средства массовой информации, считаем целесообразным дополнить статью 3 Закона «Об общественном контроле» от 12 апреля 2018 года и изложить ее в следующей редакции:

«Статья 3. Субъекты общественного контроля

Субъектами общественного контроля являются граждане Республики Узбекистан (далее — граждане), органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.

Общественный контроль может осуществляться также общественными советами, комиссиями и иными общественными организационными структурами в соответствии с законодательством.

В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля могут создаваться специальные сайты, на которых размещают информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Республики Узбекистан об общественном контроле».

Таким образом, не случайно, что Узбекистан уделяет особое внимание не только укреплению правовой базы свободы средств массовой информации, но и реформам, направленным на развитие гражданского общества в Республике Узбекистан.

1. Собиров Э.К. Прозрачность судебного разбирательства: состояние, проблемы, перспективы // Журнал. Ташкент. – №3. Гражданское общество.2020.

2. Khudayberdiyeva A. «Взаимодействие государственных структур и общества как главный фактор эффективного функционирования гражданского общества». – Т., 2018.

Поделитесь с одноклассниками